Груз секретного назначения
00:00, 05 мая 2012г, Общество 2033
И снаряды, и махорку, и другие нужные для военного дела грузы перевозил на легендарных автомобилях советского образца ветеран Великой Отечественной Иван Ефимович Королев. На полуторке и «Захаре Ивановиче», как тогда любовно называли «ЗИС-5», он исколесил тысячи километров фронтовых дорог.
На майские праздники Королева мы застали не совсем в обычной обстановке. Возле Славгородского краеведческого музея, где располагается мини-гараж советской военной техники - полуторки, «ЗИС-5» и гордость отечественного машиностроения - «Победа», - Иван Ефимович что-то увлеченно рассказывал школьникам. Как выяснилось, объяснял устройство военных автомобилей…
По фронтовым дорогам
- Завести бы сейчас да проехаться! - мечтательно говорит ветеран, показывая ребятам устройство «Захара». - Жаль, что возраст весьма преклонный – 8 мая, как раз накануне Дня Победы, девяносто пять стукнет. Сами понимаете, за баранку уже не сяду. А вот мой дружище «ЗИС-5» и сегодня мало напоминает музейный экспонат. Заводи двигатель и… вперед!
Иван Ефимович рассказывал школьникам, что двигатель у «Захара» был надежным и неприхотливым к горючему. На таком грузовике да на полуторке он чего только не перевез через всю матушку-Россию до самого Берлина! Всю войну колесил по разбитым фронтовым дорогам, доставляя снаряды на передовую, перевозя продовольствие и раненых.
- Видите, ребята, - продолжал фронтовик, показывая им устройство легендарного авто. - Вместо металлической обшивки кабины - прибитая гвоздями деревянная вагонка, взамен фанерно-дерматиновой крыши - покрашенный масляной краской брезент... Это было сделано для экономии - во время войны средств в стране не хватало. А машины фронту были нужны. На чем еще продовольствие, раненых в госпиталь перевозить?! Конечно, на грузовиках! Вот и пришлось обходиться тем, что есть.
Там же, возле краеведческого музея, и зашла речь о фронтовых путях-дорожках нашего ветерана. Один из юных слушателей - семиклассник Вячеслав Ткач просил: «Дед Ваня, расскажи, как воевал! Мой прадед тоже прошел всю войну. И, кажется, где-то в гараже у него я видел поржавевшие детали от «ЗИСа».
Пришлось бывалому водителю задержаться у музея еще на целый час…
Шоферы фронту нужны
Воевать нашему земляку довелось на Карельском фронте. Еще до войны он овладел всеми секретами вождения легендарной полуторки «ГАЗ-АА», которую бойцы на свой манер называли «ГАЗ два раз», и вышеупомянутого «Захара Ивановича». Некоторое время даже поработал шофером при райвоенкомате - доставлял будущих солдат на призывной пункт. Затем пришла повестка явиться самому. На сборном пункте в Омске будущим солдатам выдали обмундирование: бушлаты, валенки - и отправили на передовую - в Мурманск. В составе морской пехотной бригады наш земляк участвовал в обороне северных рубежей Родины. По его словам, бои там шли за каждую высоту, за каждый укрепленный пункт. Вражеские горные стрелки подвергали наши войска мощной артиллерийской и минометной подготовке. Пришлось занять глубокую оборону. Однажды сержанта Королева вызвал к себе командир батареи: «Королев, у тебя водительские права имеются? Если есть, собирай вещи. Шоферы фронту нужны».
Так Иван Королев приступил к своим водительским обязанностям. Боевые задачи усвоил четко - бесперебойная доставка грузов для нужд Карельского и Северного фронтов. (Кстати, медалью «За оборону Советского Заполярья» он особенно дорожит.)
- Военное снаряжение и боеприпасы приходилось перево-зить по бездорожью, в распутицу, в снежные заносы, под артиллерийским и минометным обстрелом, - вспоминает ветеран. - А если техника выходила из строя, сам ее чинил. Однажды даже соорудил самодельную походную шиномонтажку, которая позволяла в короткое время починить колеса в любых условиях.
Родился в рубашке
Иван Ефимович признается, что родился в рубашке - на фронте не получил ни одной царапины. Но два фронтовых эпизода особенно врезались в память. Однажды его автоколонна попала под сильный артиллерийский обстрел. Пришлось на время бросить своего боевого друга – «ЗИС-5»... Другой случай произошел уже при освобождении Европы. Тогда Королев вез своего командира в штаб воинской части. Внезапно тот откинулся на спинку сиденья. Оказалось, боевого офицера настигла пуля немецкого снайпера, который выбирал «звездочку» побольше. Ивану повезло: задело лишь бушлат. Но с горечью признает: не уберег командира…
В составе отдельного автотранспортного батальона Иван Ефимович пробыл до конца войны. В 45-м участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии. За все это время исколесил тысячи фронтовых дорог. «К сожалению, на американском «Студебеккере», трофейных «Опеле» и «Шевроле» в освобожденных городах Европы ездить не довелось, - говорит фронтовик. - А жаль, эти машины помощнее были и легко заводились даже в сильные морозы. Зато мы на полуторке и «ЗИСе» в такие переплеты попадали... Удивительно только, как выжили».
Питались северные военные шоферы по меркам того лихого времени неплохо - в основном американской тушенкой и сухарями. Иногда им даже давали сто грамм - для храбрости. «Тогда прав за это не лишали, - улыбаясь, говорит Иван Ефимович. - Командование части понимало: в такой ситуации грех не выпить…»
Остался верен профессии
В мирной жизни Иван Королев остался верен профессии шофера. После войны вернулся в родной Хабарский район, устроился водителем в колхозе. Женился на девушке Татьяне из соседнего села, на свет появилось трое детей. С любимой и привычной профессией не расстался и в Славгороде, куда переехал вместе с семьей… Вплоть до ухода на пенсию крутил баранку в местной воинской части.
- А о войне часто вспоминали? - решили спросить его ребята в конце рассказа.
- Иной раз вспомнишь о фронтовых путях-дорожках, так слезы на глаза наворачиваются, - признается ветеран. - Как проводили бессонные ночи за баранкой, как мерзли в холодных кабинах, как рисковали жизнью… Это только в песне поется: «Не страшна нам бомбежка любая…» На самом деле все было не так. Нашему брату доводилось под огнем артиллерии, авиации, а то и танков во-зить боеприпасы, еду, в том числе и святой блокадный хлеб. И, конечно же, убитых товарищей. Признаюсь честно, для нас это был самый тяжелый груз…
Сто грамм за Победу!
День Победы, как и положено, ветеран встретит в кругу семьи. Утром обязательно наденет парадный пиджак с орденами и медалями и побывает на центральной площади города, а затем вместе с детьми, внуками и правнуками соберутся за праздничным столом. Посмотрит парад на Красной площади и свои любимые фильмы о войне: «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня». И, как положено, выпьет сто боевых грамм под «Ура!» и «За Победу!».
Светлана БРОСАЛИНА.
Когда номер готовился к печати, стало известно, что у музейных работников г. Славгорода появилась задумка – 9 Мая отогнать боевую технику на центральную площадь (благо техническое состояние позволяет) и… прокатить на ней с ветерком фронтовиков. Узнав об этом, бывший военный водитель Иван Ефимович Королев весьма обрадовался…