Политика развития

00:00, 30 ноября 2011г, Общество 1494


Политика развития Фото №1

В России продолжаются реформы. О том, как должен меняться их вектор, какие конкурентные преимущества следует использовать, чтобы регионам Сибири добиться высокого социально-экономического уровня, мы говорим с Виктором Толоконским, полпредом президента РФ в Сибирском федеральном округе.

- Виктор Александрович, насколько известно, следующее Послание президента страны парламенту будет посвящено децентрализации полномочий федеральной власти. Актуальна ли эта тема для регионов СФО?

- Сегодня в любых решениях задача реформирования системы управления будет центральной. Уже в целом ряде выступлений и президента России, и председателя правительства эта тема присутствует. При этом, говоря о децентрализации функций и полномочий, налоговой системе и совершенствовании межбюджетных отношений, необходимо понимать, что достичь эффекта можно только в случае совершенствования всей системы управления.

Чем энергичнее идет технологический прогресс, чем больше появляется различных инвестиционных программ, тем важнее качественно обновлять систему управления. Безусловно, для этого нужна децентрализация полномочий.

Концентрация власти приносит хороший эффект во время жестких системных кризисов, и ее необходимо было проводить в начале двухтысячных годов. Но если мы говорим о задачах ускорения и повышения качества экономики, науки, образования, то нам нужно корректировать всю систему власти: и в субъектах Федерации, и органы местного самоуправления, и институты гражданского общества.

На уровень субъектов может быть передано большинство организационных и контрольных функций, которые выполняют в регионе федеральные структуры. А число таких структур порой доходит до пятидесяти. При этом надо не потерять качество контроля, а сделать его более эффективным.

Думаю, что субъектам можно передать часть функций, которые сегодня реализуются централизованно федеральными ведомствами в Москве. Для выработки конкретных предложений по этому вопросу президент создал рабочую группу.

Децентрализация не должна останавливаться на уровне краев и областей. Какую-то часть полномочий следует передать органам местного самоуправления.

По очень многим направлениям следует развивать институты гражданского общества, передавая им определенные функции государства по регулированию, разрешению, аккредитации, наблюдению, контролю. Это эффективнее могут сделать саморегулируемые организации, создаваемые из участников той или иной отрасли экономики. Нужно больше опираться на бизнес-ассоциации, перекладывать работу на экспертные общественные советы, которые есть в каждом регионе по разным направлениям.

- Стратегия развития Сибири до 2020 года предусматривает ускоренные по сравнению со среднероссийскими темпы роста. Какие естественные преимущества мы могли бы для этого задействовать?

- Любое ускорение развития предполагает лучшее использование имеющихся ресурсов.

А Сибирь богата ими. Здесь есть все факторы для ускоренного роста, притом роста, который дает большую и быструю отдачу по сравнению с другими макрорегионами.

Нужно иметь в виду, что современное развитие сильно ориентировано на мировые экономические процессы. Мы не можем строить инвестиционные программы, рассчитанные только на внутренний спрос. И бурное развитие пограничных к нам районов Китая, Юго-Восточной Азии, Монголии дает некоторый дополнительный импульс к развитию Сибири. Многие отечественные и иностранные инвесторы, ориентированные на растущие рынки соседних стран, будут выбирать для размещения своих производств регионы Сибири. И эту возможность нужно правильно использовать.

Но у каждого региона есть своя специфика, которую тоже нужно максимально точно учитывать в любых стратегиях развития. Например, в Алтайском крае – его высочайший аграрный потенциал. Именно в этом регионе сосредоточено основное производство сельхозпродукции и самая высокая доля сельских жителей. Кроме этого, у края есть такие преимущества, как географическое расположение, накопленный промышленный и кадровый потенциал.

Для повышения эффективности не надо бояться программ наращивания производства.

- Но от производителей порой слышишь мнение, мол, не видим особого смысла увеличивать объем выпуска продукции, так как ее трудно вывозить и реализовывать, цены с трудом окупают затраты и т.д.

- Совершенно очевидно, что внутренний и мировой спрос на основные продукты сельского хозяйства будет бурно расти. Все-таки это производство не подлежит таким структурным преобразованиям и новым технологиям, как другие. Оно требует земли, солнца, воды, труда большого количества людей. У Алтайского края эти факторы производства в достатке, а для многих регионов России доступ к ним ограничен.

- Сельское хозяйство – отрасль рискованная, непростая. Насколько правильно делать ставку на аграрный сектор?

- Есть обоснованное мнение, что территориям, которые имеют высокую долю сельского населения, требуется особая государственная поддержка. И не стоит особо ломать голову над развитием. Поскольку общая система организации сельской экономики и общие установки государства на сельскую экономику не предполагают большой налоговой отдачи. Можно легко это понять, сравнив Алтайский край с соседним промышленным Кузбассом или городское поселение с сельским.

Аграрных территорий несколько в России. Я видел позицию некоторых руководителей таких регионов, которые просто обосновывают структурные особенности и претендуют на получение большой поддержки из федерального бюджета. В Алтайском крае принципиально иная позиция. Да, вашему краю труднее, чем многим регионам Сибири, получать инвестиционное развитие. Потому что и собственных ресурсов из-за такой структуры экономики не хватает, и внешние инвестиции непросто привлечь. Но именно на развитие экономики делает акцент власть региона. Губернатор края старается максимально развить край за счет новых проектов, включается в целевые федеральные программы, получил право на особую экономическую зону, активно ведет презентационный процесс с позиции: «Здесь хорошо заработаете, а потом отдохнете».

В крае реализуется несколько инвестиционных проектов, направленных на производство молока и мяса. Но их строительство должно быть повсеместно, а проекты еще масштабнее. Это приведет к некоторой коррекции расселения сельского населения: оно будет концентрироваться вблизи таких мегаферм и перерабатывающих комплексов.

Знаю, что «Алтайский бройлер» планирует наращивать мощности до 70 тыс. тонн мяса в год, у вас строятся огромные свинокомплексы. Только что вступил в строй завод по переработке семян подсолнечника. Последние годы много новых проектов реализуется в производстве сахарной свеклы. Это для Сибири совершенно нетипичная культура, которая возделывается только у вас. Но она позволяет получать за счет переработки высокую добавленную стоимость. В общем, эта позиция власти на территории - не удовлетворяться только аграрным потенциалом, а добавлять современную экономику – вызывает у меня большое уважение. Большую инвестиционную активность, чем в Алтайском крае, сейчас трудно найти в СФО.

- Вы как-то обмолвились: «Не исключаю, что экономике Алтайского края нужен особый налоговый режим». Каким он может быть и насколько реально его введение?

- Я такие рекомендации высказываю во многих регионах, нуждающихся в ускоренном развитии, где требуется привлекать инвесторов. Все-таки согласитесь, что инвестиционный рынок сейчас не перегружен. Те, у кого есть свободные ресурсы, не стоят в очередь. Они уже исчерпали потенциал, который лежал на поверхности, построив торговые сети, сервисные центры, офисную недвижимость. Но инвесторы не очень активно идут в производственные проекты.

Здесь, на мой взгляд, и федеральное правительство, и региональная власть должны давать предпринимателям правильный сигнал о том, что, реализуя проекты на нашей территории, вы получите существенные налоговые преференции. Поэтому когда я говорю об особом налоговом режиме, то что-то отношу к действиям федеральной власти. И, кстати, в программах обновления системы управления эти задачи тоже прорабатываются.

Но многие задачи можно решать и на уровне региона. В частности, новым производствам предоставляется льгота по налогу на имущество. Это дает хороший эффект, так как вводимые современные производства стоят весьма дорого. Иногда миллиарды рублей. И одно дело - платить с них максимальную ставку 2%, а другое дело - льготную, например, 0,2%. Тут региональный бюджет ничего не теряет, так как льгота устанавливается только с прироста основных фондов. Причем надо вводить такие правила на длительное время, чтобы привлечь потенциальных инвесторов.

Можно снижать ставки по налогу на прибыль, а на уровне муниципалитета - на землю. То есть льготные фискальные режимы особых экономических зон переносить на более широкие территории, на зоны ускоренного развития.

- На окружном уровне алтайская наука находится как бы в тени новосибирской и томской. Между тем у нас самый крупный в стране наукоград. На ваш взгляд, состоялся ли Бийск как центр развития науки и каковы его перспективы?

- Бийск серьезно выделяется из большинства наукоградов. Это большой город. И, как мне представляется, статус наукограда ему был необходим, чтобы максимально сохранить и использовать большой промышленный и кадровый потенциал ряда предприятий. Этот эффект уже очевиден. Когда я летом был на ФНПЦ «Алтай», мне показывали деятельность десятков новых предприятий, которые сформировались на его промышленной площадке. Их продукция уже доминирует не только на российском, но и на международных рынках. Поэтому есть полная уверенность в том, что Бийск оправдывает свой статус наукограда.

Другое дело, что наукоградов, даже в такой огромной стране, как Россия, не должно быть много. Не так давно я направил записку на имя председателя правительства страны Владимира Владимировича Путина, в которой предлагается усилить режим государственной поддержки наукоградов. Причем связать его не с количеством населения, как сейчас, а с объемом реализуемых программ.

Необходимо формировать такие программно-целевые установки на федеральном уровне, которые заставляют наукограды решать не только научно-исследовательские и инновационные задачи, но добиваться самых высоких показателей социального обслуживания граждан. Эти нормативы легко формируются и должны включаться в программу развития наукограда на 10-15 лет. Причем свою долю в решение социальных и инфраструктурных задач должен вносить и региональный бюджет. После чего программа проходит согласование в специальной межведомственной федеральной комиссии и в федеральном бюджете закладываются определенные средства на софинансирование. Нужно, чтобы в таких центрах концентрировалось не просто производство новых продуктов, а интеллектуальный потенциал. Чтобы в наукоград приезжали жить специалисты самого высокого уровня.

Как известно, статус наукограда Бийску продлен еще на пять лет. И я думаю, что статус должен быть сохранен и это позволит городу получать серьезные дополнительные ресурсы для развития.

Следует иметь в виду, что без науки нет современного образования. Поэтому и в Барнауле, и в Бийске, там, где есть университеты, должны развиваться и научные направления. Другое дело, что вузам нужно максимально ориентироваться на специфику экономики региона. В Алтайском крае это производство и переработка продуктов питания, биофармацевтика. По этим направлениям и надо развивать научные центры, технопарки.

- Одно из направлений развития экономики нашего региона – туризм. Недавно вы изъявляли желание прокатиться по «Малому Золотому кольцу Алтая». На подходе у нас уже проект большого кольца. Сейчас много говорится о внутреннем туризме, и, кажется, Алтай с этим справляется. Но как привлечь иностранного туриста?

- Я знаю немало примеров, когда на Алтай приезжают гости из-за рубежа. И точно знаю, что те, кто сомневался, стоит ли ехать так далеко, да еще в Сибирь, побывав на вашей земле, не могут без нее прожить.

Безусловно, во въездном туризме большую роль играет транспортная доступность. Поэтому мы разработали специальную программу по развитию малой авиации, которая получила одобрение правительства. Нужно, чтобы путешественник, прилетев в Новосибирск, Красноярск или Барнаул, мог пересесть на небольшой самолет и быстро оказаться и в Горном Алтае, в «Бирюзовой Катуни» и других центрах туризма.

К вам уже можно с большим комфортом добраться на автомобилях. Да, дорога еще не такая широкая, как хотелось бы, но она гораздо лучше, чем была десять лет назад.

За рубежом гораздо больше ценятся возможности приобщиться к природе. Это мы избалованы просторами, можем порыбачить, поохотиться, а есть немало стран, где подобное недоступно. И иностранцы приходят в неописуемый восторг, когда у нас получают такую возможность.

Есть и другой мотив. Человеку свойственно узнавать что-то новое. А в Алтайских горах есть много памятников архитектуры, исторических ценностей, есть места с особой энергетикой. Природа Алтайского края затянет любого туриста.

Территории, которые, как Алтайский край, уделяют приоритетное внимание туризму, получат большой эффект в виде занятости и дополнительных доходов. Просто не бывает все сразу.

Можно иметь какие угодно природные ресурсы, красивую природу, но без социальной привлекательности не может быть инвестиционного развития. Поэтому обязательно должны быть театры и концертные залы, стадионы и спортивные площадки. И за последние годы в регионе очень много сделано в этой сфере. Я всегда благодарю ваших руководителей за внимание к развитию медицины и здравоохранения. Когда это есть, тогда здесь комфортно образованным, талантливым людям, тогда в регион приходят инвесторы.

Усилия региональной власти обязательно получат поддержку на федеральном уровне, потому что когда видишь, что край вкладывает собственные ресурсы, то такому стремлению хочется помочь. И я хочу, чтобы Алтайский край продолжал строить свою политику развития.

Фоторепортаж