Машстрой и настрой

00:00, 24 сентября 2011г, Общество 1555


Машстрой и настрой Фото №1

В истории алтайского машиностроения немало событий значимых и славных. Во всяком случае, с XVIII века уж точно. Ведь именно с этого времени регион широко известен промышленной добычей металлов, а там, сами понимаете, без техники не обойтись.

Издалека

Можно и нужно вспомнить проект паровой машины Ивана Ползунова, предложенный им в апреле 1763 г., и дальнейшую машинизацию от 1915 года с появлением на Алтае железной дороги. И даже столыпинскую земельную реформу, что способствовала переселенческому движению, а значит, экономическому подъему наших мест, в том числе и механизации труда.

Но подлинный импульс в развитии местное машиностроение получило в годы Великой Оте-чественной войны. Край принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Среди них объекты сельмашстроя, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и другие. Обширные производства разместились в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Новоалтайске (бывшая Чесноковка).

Общий объем промпроизводства за военные годы увеличился в два раза, а машиностроения и металлообработки – в 7,6 раза. К началу 1960-х годов у нас изготавливалось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов от показателей РСФСР.

Новейшая история отрасли складывалась непросто, и потому отношение к ней неоднозначное. Кризисы, приватизация, смена собственников предприятий, процессы финансового оздоровления - всем досталось по полной программе. Раны затягиваются по сию пору и с большим трудом. Однако процесс движется.

Новый старт

Пилотным для России стал краевой проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» - явная и твердая точка опоры для Алтая. Он сулит развитие всей инфраструктуры АПК, а с нею и перерабатывающей отрасли, и пищевой промышленности, и, разумеется, машиностроения, с финансированием почти в 591 млрд. руб. Нужны комментарии? В общем, кризисы приходят и уходят, а машиностроители остаются.

Лучшим подтверждением тому служит пятый по счету День сибирского поля. Агрофорум состоялся в конце июля на базе компании «Сибирские бычки» Павловского района и показал главное. На полях чаще стала появляться отечественная техника, а среди прочего алтайская. К примеру, дисковая борона и чизельные плуги «Алмаз» Рубцовского завода запчастей. Светлое будущее прочат комбайнам «Леньковского сельмашзавода» Благовещенского района (их там начали собирать из белорусских деталей). А в рамках «Алтайского кластера аграрного машиностроения» те же спецы-леньковцы разработали новейшую сеялку. Говорят, равных ей в Сибири просто нет.

В своем выступлении на том празднике губернатор Александр Карлин подчеркнул: в регионе продолжается оснащение сельхозпроизводства самыми современными агрегатами. За последние пять лет на их приобретение направлено 23,5 млрд. руб., в том числе 3,6 млрд. в текущем году.

Будни

От полевых торжеств перейду к будням. На пресс-конференции для журналистов по итогам первого полугодия вице-губернатор Виталий Ряполов тоже упомянул машиностроение отдельной строкой. Это в числе производств, характеризуемых наиболее высокими темпами роста. В частности, там зафиксировано 127,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Показать предметно? Пожалуйста. Про новые комбайны и сеялку благовещенского ЛСМЗ я уже говорил. Про рубцовские плуги и бороны – тоже. Но Рубцовском же и продолжу.

Так уж повелось - малое предпринимательство мы ассоциируем в основном с торговлей. Но есть люди, которые успешно создают в той сфере и промышленные предприятия. Пусть небольшие, но производящие реальную продукцию. И она пользуется устойчивым спросом. К ним относится «Алтайтрансмаш-сервис».

Сейчас там выпускают 13 моделей вездеходов с различным оборудованием, полностью адаптированных к различным запросам потребителей. Среди заказчиков известный в крае и стране «Кучук-сульфат» Благовещенского района, где машины используют в добыче сырья - мирабилита, а северяне из «Сургутнефтегаза» с их помощью прокладывают снежные трассы на болотах.

И, конечно, «впереди планеты всей» знаменитый «Алтайвагон» (Новоалтайск) — единственный за Уралом и один из крупнейших в России поставщиков подвижного состава для железных дорог, с филиалами в Рубцовске и Кемерове, почти с 20 моделями вагонов любой грузоподъемности и формата. Мощности вагонников позволяют выпускать до 7500 изделий в год, а ремонтировать и модернизировать - до 1200. Кстати, в этом году профторжества совпадают там с 70-летием алтайского предприятия. Хваткий у нас старожил и работящий!

Игорь МИХАЙЛОВ

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж