Закон одобрен в первом чтении

00:00, 07 июня 2011г, Общество 1434


Закон одобрен в первом чтении Фото №1

Законопроект «Основы охраны здоровья граждан РФ», разработанный правительством, принят в первом чтении большинством голосов депутатов Государственной думы. Об особенностях нового документа «АП» рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья академик РАМН Николай ГЕРАСИМЕНКО.

- Прежде в стране действовали «Основы законодательства по охране здоровья граждан РФ», принятые еще в 1993 году. С тех пор произошло много изменений в административно-правовом пространстве, трудовом и гражданском законодательстве, вплоть до изменения форм собственности учреждений, согласно федеральному закону № 83 разделенных на бюджетные, автономные и казенные. Так что фактически прежний закон уже не может действовать.

Не все пока гладко

Основная задача законопроекта – изменить ситуацию в здравоохранении путем улучшения качества и доступности медицинской помощи, усиления ответственности органов власти за организацию работы и финансирование здравоохранения.

Министерство приступило к разработке закона еще в 2010 году. Первоначальный вариант, по мнению тех, кто ознакомился с ним (а он был представлен четырежды на ведомственных сайтах), вызвал немало нареканий, но в процессе работы он совершенствовался.

Однако даже после внесения проекта на рассмотрение Государственной думы у меня остались замечания по вопросам, касающимся принципов, на которых базируется не только российское, но и все мировое здравоохранение. В частности, беспокоит, что из проекта исчезли принципы защищенности граждан в случае утраты здоровья. А это нарушает устав Всемирной организации здравоохранения и ст. 7 Конституции РФ, гарантирующую социальную защищенность граждан в случае временной нетрудоспособности и при стойкой утрате трудоспособности (при инвалидности). И второй тревожный момент: в проекте отсутствует положение об ответственности органов власти – государственной, субъекта Федерации, муниципальной, руководителей учреждений и предприятий за организацию медицинской помощи. Статья 12 законопроекта возлагает такую ответственность только на медицинских работников. Это тоже нарушает основополагающие международные документы и сам принцип ответственности государства за охрану здоровья граждан. Притом что полномочия органов управления на всех уровнях, от федеральных до муниципальных, в проекте расписаны, а ответственность не предусмотрена.

Фракция «Единая Россия» заявила, что в таком виде не будет принимать законопроект, если во втором чтении не будут внесены изменения, касающиеся социальной защищенности граждан и ответственности органов власти за организацию медицинской помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития согласилось с этим, и в настоящее время мы уже внесли поправку ко 2 чтению.

 

Мы считаем, что важнейшие принципы должны быть соблюдены. Помимо названных к ним относятся также защита прав граждан на медицинскую помощь, недопущение отказа в медицинской помощи, профилактическая направленность здравоохранения.

По единой системе

Не менее важным является вопрос, относящийся к организации медицинской помощи. В проекте вводится такое понятие, как обязательное соблюдение стандартов и порядка оказания медицинской помощи, которые должны выполняться в рамках программы государственных гарантий на всей территории России, во всех типах лечебных учреждений - и государственных, и муниципальных, и частных форм собственности, - по единой системе оказания помощи: и в городе, и в сельской местности.

Обсуждаемый документ предусматривает, что все полномочия муниципальных учреждений здравоохранения поднимаются на уровень субъекта Федерации, и вся ответственность за финансирование, организацию медицинской помощи в регионе возлагается на субъект РФ, что должно улучшить финансирование и организацию медицинской помощи в муниципальных образованиях.

В законопроекте много и других важных положений, затрагивающих различные стороны профессиональной деятельности медицинских работников. Например, обучение и аккредитацию специалистов. Мало закончить вуз, получить сертификат, важно определить, соответствуют ли знание и умение специалиста той должности, на которую он претендует. Периодически - раз в пять лет - аккредитация должна подтверждаться.

Для удобства пациентов

Значительным положением законопроекта я считаю пункт, касающийся ухода за малолетними (до трех лет) детьми в период их госпитализации в лечебное учреждение. Он позволяет родителям (или другим лицам, осуществляющим уход) находиться в больнице с ребенком на законном основании, с предоставлением места в палате и питанием, чего не было предусмотрено ранее. Для детей свыше трех лет такой уход осуществляется только по медицинским показаниям.

Законопроект вносит новые понятия в медицинскую практику. Например, такое, как паллиативная медицинская помощь, адресованная онкологическим или другим больным, нуждающимся в облегчении болезненного состояния и сестринском уходе, улучшающем качество их жизни. Это включается в программу госгарантий оказания медицинской помощи.

Дается определение редких, так называемых орфанных заболеваний, требующих дорогостоящих лекарств.

Следует обратить внимание и на статью проекта, касающуюся взаимоотношений медицинских работников и фармацевтических компаний, которые зачастую навязывали свои препараты. Во избежание коррупционных связей закон запрещает прямые контакты фармацевтических организаций с лечебными учреждениями для рекламы своих препаратов и их продажи.

 

Закон многоаспектный и касается разных органов и сторон деятельности учреждений здравоохранения: трансплантации органов, изготовления медицинских изделий, утилизации медицинских отходов и других вопросов. Закон является базовым для системы охраны здоровья населения РФ. В существующей редакции он еще требует доработки. Например, трудновыполнимым я считаю положение о том, что только федеральные органы контролируют качество оказания медицинской помощи в стране. Вряд ли это осуществимо, поскольку невозможно проконтролировать из Москвы работу, скажем, Ельцовской районной больницы. Мы предложили также внести в проект ряд других изменений, касающихся организации медицинской помощи и уточнения понятийного аппарата.

В рабочем порядке

Законопроект в первом чтении принят 31 мая большинством депутатов. «За» проголосовали 316 человек. «Против» были депутаты от фракций КПРФ, ЛДПР и партии «Справедливая Россия». Но я считаю, что нельзя огульно критиковать еще не принятый закон. В стране ощутимо увеличено финансирование здравоохранения, идет его модернизация, на которую выделено 460 миллиардов рублей. Предлагаемый проект также тесно связан с двумя действующими законами («Об обязательном медицинском страховании» и «Об организационно-правовых формах государственных и муниципальных учреждений»), которые упорядочивают организацию медицинской помощи.

Много проблем в здравоохранении. Часто можно слышать упреки в платности медицинской помощи, в ее недоступности, в коррумпированности здравоохранения и т. д. Мы тоже это знаем, но законопроект как раз и предлагает механизм ликвидации всех этих нарушений. Если закон не принимать, то это значит, что следует согласиться с существующим положением. В любом деле есть два варианта действий: помогать или критиковать. Мы тоже критиковали законопроект, но внесли изменения по всем вопросам, вызывающим у нас сомнения.

Создана рабочая группа, руководителем которой я являюсь, по подготовке закона ко второму чтению, которое состоится
1 июля. В настоящее время предстоит серьезная работа над поправками. 1 июня законопроект направлен в регионы, которые должны внести свои предложения, мы будем все их рассматривать, - в этом и заключается настоящая работа над законопроектом. Полагаю, что до конца весенней сессии данный законопроект будет принят и послужит основой для улучшения качества и доступности медицинской помощи.

Фоторепортаж