Ворот, блок и водяное колесо

18 мая в барнаульском профессиональном училище № 8 на улице Партизанской открылась постоянно действующая выставка «Чудеса механики, или Что умеют механизмы»

00:00, 25 мая 2011г, Общество 1636


Ворот, блок и водяное колесо Фото №1

Под таким названием в прошлом году она работала в ДК котельщиков. Но теперь переехала в более просторное помещение, сменилось оформление, появились новые экспонаты. Например, водяное колесо, которое приводит в действие молот. Рядом колесо, которое применялось для полива плантаций. Чтобы поднимать воду из реки или озера при помощи системы ковшей, его нужно было крутить вручную либо с помощью лошадей. Вода попадала в желоб, а дальше самотеком – на поле.

Первыми посетителями выставки стали семиклассники лицея № 22, которые в этом году начали изучать физику как раз с раздела «Механика». Этот предмет им преподает Людмила Пикуза. Под ее руководством несколько учеников подготовили сценарий открытия выставки. Людмила Геннадьевна рассказывает:

- Ребята работали самостоятельно и готовились основательно, как настоящие экскурсоводы. Каждый выбрал себе экспонат, нашел по нему нужную информацию, интересные исторические факты, чтобы сегодня рассказать о нем товарищам наиболее полно. Например, узнали, что при Петре I стали широко использовать силу воды. Сейчас то же самое происходит на электростанциях, только турбины механизированы и крутятся автоматически.

На открытии выставки обошлись без разрезания традиционной ленточки. Специалист краевого управления по образованию Наталья Белова сказала:

- Музей, где можно на практике продемонстрировать законы механики, в крае первый. Он создан и развивается благодаря энтузиазму и стараниям увлеченного человека, создателя общественной организации «Парк занимательной техники» Павла Нейштадта, который постоянно пополняет его новыми экспонатами. Управление по образованию тоже заинтересовано в этом. Надеемся, что уже в нынешнем году здесь появится второй зал с новой экспозицией. Для этого можно организовать краевой конкурс и пополнить музей экспонатами, сделанными своими руками.

- Что такое чудо? – спросила серьезная девушка в очках. - Молния, радуга, мираж, движение планет - это чудеса природы, которые нам объясняет наука. Если бы не было физики и астрономии, то, наверное, самые простые вещи мы никогда не смогли бы понять. Механика, подразделяющаяся на кинематику, динамику и статику, тоже сродни чуду. Без нее машин и большинства бытовых приборов не было бы. Теперь механические движения, то есть изменение положения тел в пространстве относительно других тел, кажутся нам простыми и понятными. В чем наглядно убеждают экспонаты этой выставки.

Переходя от одного экспоната к другому, добровольные экскурсоводы рассказывали товарищам об их свойствах и демонстрировали их в действии. Почти все начинали с исторических фактов. Когда очередь дошла до Дмитрия Манькова, высокого парня в строгом черном костюме и галстуке, он начал рассказ про древние водяные сооружения:

- По сохранившимся архивным данным первое упоминание о применении водяных колес в нашей стране относится к XIV веку. О водяных мельницах говорится в грамоте подольского князя 1375 года. В завещании Дмитрия Донского, датированного 1389 годом, упоминается о мельницах, построенных на реках Яуза и Ходынка под Москвой. О достижениях гидроэнергетики в период зарождения капитализма можно судить по таким сооружениям, как Лондонская водокачка, водоподъемное устройство в Марли (Франция) и гидросиловая установка Фролова на Алтае.

Ознакомившись с основными экспонатами, а всего их на выставке около сорока, школьники разбрелись по залу, чтобы наконец потрогать их своими руками и убедиться, что все приборы крутятся, двигаются, поднимаются. Помещение сразу наполнилось радостными возгласами и гулом ребячьих голосов. Кто-то стал оживлять движущихся роботов, приводить в движение фигурку барона Мюнхгаузена, который за волосы вытягивает себя из болота, поднимать мост у древнего замка, запускать ракету. Но главное место в экспозиции занимает простой рычаг. Он приподнимает тяжелый шкаф, служит весами, помогает тянуть груз вверх по наклонной плоскости, облегчая его вес при помощи блока и т.д.

Как не покрутить ручку тестомеса, чтобы посмотреть, как его лопасти ворошат дробленый горох?! А рядом два интересных прибора для автоматического распределения заготовок. Нарезанные железные болванки по закрытому извилистому желобу скатываются в стоящие внизу емкости, стоит крутануть ручку. Стенка прибора прозрачная, поэтому видно, как все происходит.

Такое интерактивное обучение идет на пользу каждому школьнику. Как заметил Павел Нейштадт, что может быть нагляднее личного управления движущимися механизмами? Школьники испытывают положительные эмоции, повышается их интерес к изучению физики. Ведь так осваивать темы гораздо интереснее, чем учить параграфы. Поэтому те, кто сюда приходит, задерживаются у экспонатов надолго.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж