ЗЕЛЕНЫЕ ЛЁГКИЕ ПЛАНЕТЫ

00:00, 24 декабря 2010г, Общество 1848


ЗЕЛЕНЫЕ ЛЁГКИЕ ПЛАНЕТЫ Фото №1

В Барнауле состоялось знаковое событие для развития гражданского общества. Обсуждены проблемы охраны и использования городских лесов и лесов на особо охраняемых природных территориях края. В разговоре участвовали представители Общественной палаты края, органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций, независимые эксперты и представители бизнеса.
Открыл обсуждение председатель комиссии Общественной палаты Алтайского края по вопросам экологии и здоровья Михаил Шишин. Он сказал, что все испытывают огромную озабоченность настоящим и будущим леса. Необходимо объединиться ради его спасения и сохранения, включить потенциал общественных организаций, работать над общей проблемой.
А задача «круглого стола» - обозначить ключевые проблемы, предложить варианты их решения.

Закачал в бочку – вылил в бор

Председатель общественного движения клуб здорового образа жизни «Природа и человек» Владимир Соковиков:

- Обсуждаем вопрос, который касается всех барнаульцев. Я каждый день бываю в лесу, 26 лет бегаю с группами здоровья по 25 километров. Обегал всю территорию боров: окрестности Булыгина, «Ротора», просеки, вижу каждый день, как всё меняется. Тенденция, происходящая с городскими лесами, – катастрофическая. Идёт систематическое уничтожение защитного пояса по всем фронтам. Вносят лепту население, охотники, грибники, любители отдыха на природе. Бесконтрольность приводит к тому, что Булыгинский бор попал в рамки производственных планов. Бегу и вижу прореженный лес, плешины, возгорания валежника. Нужно официально прекратить любую рубку леса здесь. Это – парковая зона, где должны быть поставлены урны, мусоросборники – этого нет. Мы постоянно убираем территорию возле моста и Пионерского озера, однако этот мусор сразу не вывозится. Экологический порядок в городских лесах требует бюджетных денег. Надо оборудовать костровища, возможно, продавать отдыхающим для костров дрова. Острая проблема – слив ассенизационными машинами содержимого цистерн в лесах. Работает таких автомобилей 180, а заключено договоров с водоканалом только два. Всё делается бесконтрольно: закачал в бочку и через двадцать метров вылил. Я натыкался на ребят, которые мне чуть череп не проломили, пришлось обратиться в милицию. Сегодня по заключению санэпиднадзора в черте Барнаула ни один водоем не отвечает требованиям, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в разы.

 

Спасти последние уголки дикой природы

Председатель краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков:

- Инициатива проведения «круглого стола» принадлежит Геблеровскому экологическому обществу. Наша главная боль и приоритет всей работы – особо охраняемые природные территории. На сегодня их осталось мало, не все имеют соответствующий природоохранный статус. Из имеющих его – 35 государственных комплексных природных заказников, 52 памятника природы, один природный парк и один заповедник. Это всё наше природное наследие.

Созданы эти территории специально для сохранения экосистем, биологического разнообразия, редких видов растений и животных, ценных видов животных, природных объектов и, в конце концов, здоровой окружающей среды для населения края. Это экологический каркас, от которого зависит экологическая ситуация в крае в целом.

Все ООПТ занимают 4,2% от площади края, заказники – почти 4%. Проблема в том, что на их территории ведутся лесохозяйственные мероприятия в соответствии с документами лесного планирования, но эти документы не учитывают статус ООПТ. Иногда это доходит до абсурда, как в Залесовском заказнике, где сплошные рубки. Мы боролись, полтора года вели судебный процесс, имеется решение двух судебных инстанций – районного и краевого суда о том, что есть нарушение законодательства.

Нужно найти разумный подход, чтобы и природа сохранялась, и лесное хозяйство велось. Мы не предлагаем на территории всех заказников прекратить рубки – только в самых ценных экосистемах, там, где будут размножаться звери, гнездиться птицы, сохраняться редкие виды растений. Наши предложения взяты не из воздуха, имеют законодательную основу, обоснования и рекомендации экспертов, ученых.

 

Болота – хранители биоразнообразия!

Дмитрий Золотов (Институт водных и экологических проблем СО РАН):

- Зрелые леса, так называемые перестойные, недорубы – они создают особую атмосферу, под ними формируются ягодники. Если провести санитарные рубки или разреживание, ягодники зарастают травой. Что полностью лес срубить, что проредить его – это в принципе одно и то же. Экосистема уничтожается. Могу это пояснить на примере одного растения, найденного в 2008 году, – это бесхлорофильная орхидея, во многих регионах внесенная в Красную книгу, потому что её ищут с 1700 года и не могут найти. А у нас она обнаружилась в Верх-Обском бору на гриве, окруженной со всех сторон болотами. Там сохранились 300-летние сосны и лиственницы в три обхвата.

Лес должен падать, быть таким, что нельзя пройти, и такая практика существует в Европе.

Заплати деньги – и можешь пройти по экологической тропе, посмотреть такой лес. Упало дерево, через него мостик проложили и проходят, смотрят. Еще момент. По болотам. Некоторые деятели лесного хозяйства считают, что болота для леса – вред, их надо засыпать или засадить. А ведь наиболее редкие растения встречаются по болотам. В таких местах концентрируется биоразнообразие. Такие болота надо в первую очередь охранять. Именно вокруг болот надо выделять кластеры.

 

Дадим борам отдохнуть

Алтайский государственный университет, Татьяна Терехина:

- В новосибирском Академгородке какое-то время не разрешали посещать лес. Может быть, и у нас так сделать? Не говорю, чтобы натянуть сетку, но сделать так, чтобы люди дали отдохнуть лесу.

В Барнауле клен ясенелистный достаточно далеко вошел в бор, практически хорошего бора на расстоянии пяти километров уже нет. Наверное, общественность сама должна посмотреть и предложить, что может сделать для оздоровления леса.

 

Из космоса всё видно

Дмитрий Черных (Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук) поставил вопрос о необходимости инвентаризации заказников с использованием современных космических технологий.

 

Им нужен статус

Татьяна Кондрашова (фонд «Алтай – ХХI век»):

- Леса Барнаула и Бийска испытывают большой антропогенный стресс. Единственная возможность их защиты – придать участкам бора соответствующий статус: природный парк, городские леса, охраняемые зоны.

 

Чьи в городе леса

Обсуждение затронуло многие болевые точки. Говорилось и о том, что в Государственной думе состоялись слушания по проблеме городских лесов. Признано, что они бесхозны, не имеют никакого статуса. Понятие «городские леса» не раскрыто в законодательстве, в нем просто нет такого понятия – и это признано экспертами на слушаниях Государственной думы. Принято решение обратиться в органы власти субъектов РФ с тем, чтобы они предложили какие-то варианты решения проблемы.

Отвечая на один из вопросов, заместитель начальника управления лесами края Владимир Шершнев сообщил, что до 1997 года управление несло полную ответственность за их состояние, охрану, защиту и воспроизводство. А после принятия нового Лесного кодекса эти функции распространяются только на земли лесного фонда.

Кто же тогда должен осуществлять контроль и надзор в городских лесах? Видимо, это полномочия города, который может создавать муниципальные лесничества, контролировать на своем уровне.

Пока не будет ответственного лица за городской участок бора – нечего ждать результата. Один шашлычок, и может случиться большая беда.

 

Из проекта

Леса, находящиеся в черте городов Барнаула, Бийска, имеют особую экологическую ценность. В то же время их санитарное состояние, правовое обеспечение их охраны и использования нельзя признать соответствующим экологическому значению. Это является следствием несовершенства нормативно-правовой базы и управления данными территориями, а также низкой экологической культуры населения.

Особо охраняемые природные территории предназначены в том числе для сохранения лесных экосистем, биологического разнообразия, редких видов растений и животных. Вместе с тем на территориях региональных заказников осуществляется деятельность, несовместимая с целями и задачами охраняемых территорий. Проводимые лесохозяйственные мероприятия, в первую очередь рубки лесных насаждений, приводят к разрушению экосистем, мест обитания растений и животных, внесенных в Красную книгу, являются мощнейшим фактором беспокойства для животных в период размножения.

 

Из рекомендаций:

Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды края – привести в соответствие целям и задачам региональных заказников режимы особой охраны. Внести изменения в положения о заказниках с целью ограничения либо запрещения хозяйственной деятельности, способной причинить вред объектам охраны.

Выделить особо охраняемые части заказников с полным запретом рубок лесных насаждений и любой хозяйственной деятельности, способной причинить вред редким видам растений и животных и местам их обитания.

Ограничить проведение лесохозяйственных мероприятий на остальной территории заказников в весенне-летний период с целью минимизации фактора беспокойства для животных в период размножения.

Выйти с инициативой о наделении полномочиями по контролю за соблюдением режима особой охраны региональных ООПТ инспекторов краевого автономного учреждения «Алтайприрода». Увеличить штат его инспекторов до 40-45 человек.

Направить в Комитет Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложения, основанные на опыте Алтайского края по совершенствованию законодательства в области охраны и использования городских лесов.

Фоторепортаж