КУДА РОДИНА НАПРАВИТ...

00:00, 18 декабря 2010г, Общество 2809


КУДА РОДИНА НАПРАВИТ... Фото №1

Холодная голова, горячее сердце и чистые руки – казалось бы, что еще можно прибавить к характеристике настоящего чекиста, сформулированной в прошлом столетии Феликсом Дзержинским? Но среди людей, посвятивших жизнь службе в органах госбезопасности, есть те, кто обладает еще и многими другими замечательными качествами. Например, к первому заместителю начальника УФСБ России по краю Владимиру Тарасову подчиненные часто идут с разными сложными вопросами в уверенности, что он «точно знает» на них ответы, и, как правило, не ошибаются. Эрудиция этого человека просто энциклопедическая. Сегодня полковник Тарасов в гостях у «АП».

- Владимир Анатольевич, наверное, можно сказать, что профессия стала судьбой, ведь вы отдали ей 36 лет жизни. А как все начиналось?

- Я поступил на службу в КГБ в 1974 году. До этого окончил Барнаульский педагогический институт, факультет истории и филологии, успел поработать заместителем директора средней школы, в гороно. Родители у меня были учителями, и я тоже поначалу выбрал эту профессию. Но служба в ракетных войсках убедила меня, что Родина нуждается в защите, в щите и мече. А первым участком моей работы стало Кош-Агачское райотделение.

- Трудно пришлось?

- В бытовом плане нет, до службы я активно занимался спортом и туризмом, работал в стройотрядах, а вот для семьи... Я приехал в Кош-Агач с женой и двумя дочерьми: старшей было три года, младшей три месяца. Климатические условия в Кош-Агаче сложные – высота над уровнем моря около двух тысяч метров, постоянные ветры, зимой морозы до минус пятидесяти. В доме у нас было две печки, жена – городская жительница – научилась с ними управляться.

Что касается службы, скучать было некогда. Табельный пистолет всегда наготове – нередко приходилось выезжать по тревоге ночью. Это особенности службы в приграничье.

- Сейчас ФСБ регулярно информирует общественность о результатах своей деятельности. Но так было не всегда...

- Да, есть вещи, о которых можно и нужно рассказывать – чтобы не было кривотолков. Люди должны знать, чем занимались и занимаются органы безопасности.

Уже на первом году службы в селе Саратан Улаганского района Республики Алтай я выявил скрывавшегося от правосудия фашистского пособника. Подозрительным показалось не только отсутствие у него документов, но и то, что по каким-то причинам этот белорус, плотник высокой квалификации, имея востребованную профессию, не пожелал применить ее в родных местах, разрушенных войной, а уехал в такой отдаленный и труднодоступный уголок Советского Союза. Началась кропотливая работа по установлению и уточнению этапов биографии. Запросы – ответы и снова запросы. Так по крупицам человек, окончивший школу полиции и имевший связи с гестапо, был выведен на чистую воду.

Еще в Кош-Агаче был случай: один из начальников геологоразведочной партии потерял секретные документы. Искали их тогда три дня, точнее три дня и три бессонных ночи. Нашли. С горе-геологом поговорили. А ведь он вполне мог сесть в тюрьму: был виноват. Сейчас для предупреждения подобного введен институт профилактики - вынесения ФСБ России официальных предостережений.

Интересной была работа на московской Олимпиаде-80. Враждебными СССР силами тогда готовились акции по ее дискредитации, и многие сотрудники КГБ из регионов были направлены в Москву. Я тогда уезжал в командировку на 9 месяцев. Работал по обеспечению безопасности сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ. Проехал с нашими спортсменами Армению, Абхазию, Грузию, где проходили предолимпийские тренировки. Очень тогда пригодился опыт предыдущей тренерской работы, со многими спортсменами сложились дружеские отношения, которые остались на всю жизнь.

Вспоминать можно много. Но за результатами всегда была непростая, часто по 12 и более часов в сутки работа. Достаточно сказать, что из пяти первых лет службы три года я провел в отрыве от семьи.

- А сколько лет требуется, чтобы вырастить хорошего оперативника?

- Эта работа «штучная». Конечно, есть учебники по правовым и специальным дисциплинам, в них серьезные теоретические выкладки, но это никогда не заменит навыков, которые человек получает под руководством наставника. Оперативную работу нельзя рассмотреть под микроскопом, оценить по стандартным критериям. Оперативник и думать должен, как серьезный противник, – нестандартно. Это приходит не сразу, как правило, требуется от трех до пяти лет. Хотя такой срок не означает, что в первые годы службы у сотрудников органов безопасности не бывает результатов – они есть, и зачастую серьезные.

- До сих пор некоторые общественные деятели озвучивают мысль, что мы открытое государство и у нас не должно быть секретов…

- Это, на мой взгляд, неверное суждение. В любой стране есть государственные секреты, есть они и у нас – в области ракетостроения, военной техники, запасов полезных ископаемых, политических решений и многого другого. Даже у африканского племени есть что скрывать от соседнего, например, рыбные места или где удачнее всего можно поохотиться. У развитых государств все на гораздо более сложном уровне, поэтому разведки ведут свою деятельность постоянно. Соответственно и контрразведка тоже работала, работает и будет работать. Что же касается открытости, то наши двери должны быть открытыми, но не распахнутыми.

- Что нужно, чтобы поступить на службу в ФСБ?

- Самое главное - должно быть желание служить! Нужно представлять, чем придется заниматься и быть готовым ехать туда, куда направят – будь это Кош-Агач, Норильск или Северный Кавказ. Нужно быть здоровым, сильным, разносторонне развитым, любить Родину, уважать людей. Сегодня служба востребована. Многие молодые люди обращаются в управление и подразделения УФСБ в городах края. Есть умные, серьезные ребята, и мы, конечно же, их берем.

Беседовала Тамара ЛОГИНОВА.

Справка «АП». Владимир Анатольевич Тарасов родился в 1951 г. в Шипуновском районе. Прошел путь до первого заместителя начальника УФСБ, полковник. Награжден орденом Почета, медалями. Почетный сотрудник контрразведки.

Только факты

* ПО МАТЕРИАЛАМ управления ФСБ России по краю в 2010 году за преступления, связанные с незаконным оборотом средств террора, осуждено 8 человек, возбуждено 13 уголовных дел, изъято 23 единицы оружия. Перекрыт криминальный канал хищения табельного оружия в Алейске. Предотвращён незаконный сбыт жителем Змеиногорска более 2 килограммов промышленного аммонита. Взрывотехники УФСБ провели 14 мероприятий по обезвреживанию самодельных взрывных устройств.

* В ХОДЕ обеспечения экономической безопасности, противодействия коррупции осуждены 23 должностных лица, возбуждено 97 уголовных дел. В том числе в отношении высокопоставленных служащих администрации Бийска, управления Федерального казначейства по краю, межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы, отделения управления Минпромторга России, следственной части при ГУ МВД России по СФО.

* ВЫЯВЛЕНО нанесение ущерба государству со стороны должностных лиц ОАО "Алтай-кокс" в размере 283 миллионов рублей по неуплате налоговых платежей. Проводится процедура взыскания. Барнаульской транспортной прокуратурой возвращены незаконно изъятые из мобилизационного резерва ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод" материальные ценности на 10,2 миллиона рублей.

* ЛИКВИДИРОВАНО 3 трансграничных и межрегиональных канала поставок наркотиков. Управлением ФСБ и по его материалам возбуждено 15 уголовных дел, осуждено 14 граждан Таджикистана, Казахстана и России. Из незаконного оборота изъято более 32 килограммов героина.

Фоторепортаж