ИЗ ДОМА БЫТА "ВЫКРАИВАЮТ" СОБСТВЕННИКОВ?

КАК МУНИЦИПАЛЬНОЕ СТАНОВИТСЯ ЧАСТНЫМ И ЧЕМ ЭТО ОБОРАЧИВАЕТСЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ БАРНАУЛА...

00:00, 02 сентября 2010г, Общество 2767


ИЗ ДОМА БЫТА "ВЫКРАИВАЮТ" СОБСТВЕННИКОВ? Фото №1

Идя на работу, сотрудники ателье "Березка" и "Русская мода", расположенных в барнаульском Доме быта, никогда не знают, что их ждет – то ли двери будут заварены, то ли в счетчике кто-нибудь поковыряется, а может, те, кто пытается их выжить, придумают что-нибудь еще…

Эффективность управления стремилась к нулю

Барнаульский Дом быта (пр. Ленина, 106) был построен в середине 80-х годов и после кризиса перешел в муниципальную собственность. Шестиэтажное здание заполнено всякими мастерами и предприятиями: ремонт телевизоров, обуви, магазины и магазинчики. Все они – арендаторы. А вот ателье по пошиву одежды "Русская мода" и "Березка" свои квадратные метры оформили в собственность.

– Я в это здание пришла еще в 1986 году,- рассказывает хозяйка ателье "Березка" Светлана Алтухова. – Было еще полно строительного мусора – мы чистили все и мыли. Сначала здесь был "Швейбыт". После кризиса я стала работать самостоятельно, а в ноябре 2001 года оформила право собственности на помещение своего ателье.

Примерно та же история и у "Русской моды", которой руководит Людмила Прокина. У "Березки" в собственности 321,7 кв. м, у "Русской моды" – 246,3. Однако основным собственником здания являлся муниципалитет.

29 декабря 2007 года администрация Барнаула выпустила подписанное Владимиром Колгановым постановление N 4245. Пункт первый гласил: "Учредить открытое акционерное общество "Культурно-развлекательный центр "Стольный град" с уставным капиталом 213.400.000 рублей", а пункт второй (распределение акций) предусматривал, что всеми 100 процентами акций владеет муниципальное образование городской округ – город Барнаул Алтайского края в лице комитета по управлению муниципальной собственностью. Этот же комитет выступал учредителем ОАО "Стольный град". Делалось все это во исполнение федерального закона N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

"Стольный град" занимался сбором денег с арендаторов. Пытался выжать их и из собственников.

– Нам повысили коммунальные платежи за места общего пользования… – рассказывает Светлана Алтухова. – Вход с улицы у нас свой, так что получается, что заплатить мы должны были за туалет и за коридор до туалета. "Стольный град" требовал с нас 10 тысяч рублей в месяц. Нам заваривали двери, отключали свет. Представьте, вырубили свет, а у нас паровые утюги, которые должны быть включены всегда – они сгорели…

"Чужие со стремянками не пройдут"…

На что при этом шли деньги, не понять: ремонты в своих помещениях арендаторы делали за свой счет, в коридорах же положенный еще в 80-е годы кафель и туалеты – в лучших советских традициях. Однако за два года ОАО "Стольный град" ухитрился наделать долгов. Такая удивительная "эффективность" управления зданием навела городских чиновников на мысль о его продаже. Предлог был что надо: здание, мол, приносит одни убытки. В декабре наспех был проведен аукцион. Торопиться надо было еще и потому, что как раз в эти дни шли обыски в мэрии и в домах городских чиновников и депутатов. Сделка могла сорваться (вот как недавно сорвалась продажа МУП "Горэлектросеть"). Акции "Стольного града" купила некая московская компания "Отель-холдинг". Отметим, что здание, еще в 2008 года оценивавшееся в 213,4 млн. рублей, под чутким руководством "Стольного града" за два года "поизносилось" так, что начальная цена на аукционе была 84 млн. 300 тысяч рублей, а конечная – 131 миллион рублей.

Правда, в Доме быта по-прежнему хозяйничает "Стольный град" и его директор Георгий Лопатин. Возникает вопрос – так продали здание или нет? Или его "продажа" была просто переоформлением собственника, при котором городской бюджет в очередной раз оказался в убытке?

После продажи здания выдавливание "лишних" собственников перешло на новый этап.

– Нам в замок во входной двери вбили штырь, пришлось вызывать МЧС, чтобы войти в ателье… – говорит Людмила Прокина. – А совсем недавно, в июле, разрезали кабель и оттуда вынули из провода кусок в сантиметр. "Стольный град" говорит: "Это не мы". А кто? Кабель-то под потолком, на высоте трех метров. На входе в здание охрана, чужие со стремянками не пройдут. В электросчетчике, на котором пломбы "Стольного града", были ослаблены клеммы – чтобы понизить напряжение, чтобы мы работать не смогли. А пломбы целые. Кто, кроме их электрика, мог такое сделать?

"Если их что-то не устраивает"…

Георгий Лопатин, директор ОАО "Стольный град", поговорил с нами. Правда, на некоторые вопросы отвечать не стал. Например, о том, кто же сейчас собственник здания и на каких правах – хозяина, арендатора или управляющего – в Доме быта находится само ОАО, Лопатин предложил нам обратиться почему-то в мэрию. Хотя мэрия-то с декабря 2009 года к судьбе Дома быта отношения не имеет.

На вопрос, как же так вышло, что здание, оценивавшееся в 213 миллионов рублей, через два года было выставлено на продажу почти в три раза дешевле, Лопатин отвечать не стал. Да и правда – этот-то вопрос точно к мэрии. А вот про взаимоотношения с "Русской модой" и "Березкой" поговорил.

– Они говорят, что мы их выживаем? Что я, сумасшедший, что ли? Это они два года назад сказали мне, что всех в этом здании пережили и меня переживут. Насчет платы за места общего пользования – они по закону должны это делать. У них есть доля в здании, значит, должна быть доля и в расходах на его содержание. Если их что-то не устраивает, пусть предлагают свои варианты…

Варианты простые – валите куда глаза глядят. Смысл "зачистки территории" простой и понятный: недвижимость в центре должна приносить максимальный доход, а тут какие-то ателье! Вся эта история про то, что все решения власти в конечном счете упираются в судьбу конкретного человека и чаще всего – не одного. В "Русской моде" и "Березке" глотают валидол, а новые хозяева Дома быта, надо полагать, уже арендуют сейфы для денег, которые будут вынимать из наших с вами карманов. А то, что бюджет города потерял такой кусок – это, надо полагать, спишут на Колганова: для этого он и был нужен…

Фоторепортаж