Подземные обители

Легенды о потаённых поселениях в естественных полостях и горных выработках не лишены оснований

00:00, 31 января 2014г, Общество 7297


Подземные обители Фото №1

Жилища древних людей в алтайских пещерах, узилище в Змеиногорском руднике, катакомбы и подземные ходы свидетельствуют о том, что люди могут существовать под землёй.

Катакомбная жизнь

Трудно найти народ, у которого не было бы сказаний о существах, живущих во мраке подземелий.

На Алтае распространена легенда о «чуди незнаемой». Три века назад русские рудоискатели находили множество копей, которые якобы оставил народ чудь, по каким-то причинам ушедший под землю.

Сто лет назад между сёлами Среднекрасилово и Староглушинка нынешнего Заринского района монах Даниил и послушник Иван выкопали в глиняном холме галерею подземного храма общей длиной около 250 метров. Адепты исихазма (традиция и привычка монахов-аскетов) считали, что уединение в чреве земли способствует прямому контакту с Богом. Однако в годы Гражданской войны они были уничтожены, а ныне подземный храм гибнет от людского безразличия и рук вандалов.

Такая участь постигла и монахов Жуланихинского подземного монастыря в том же районе.

В Бийске основные здания архиерейского подворья первоначально были связаны подземными ходами-лабиринтами. Одна из потайных лестниц в архиерейском доме сохранилась, по её вытертым ступеням сегодня осторожно ступают вездесущие туристы.

Существует легенда, что под Барнаулом имеется широченный тоннель. Он начинается под железнодорожным вокзалом, проходит под ЦУМом и заканчивается на километр правее речного вокзала. Некоторые его ходы наглухо замурованы, и куда они ведут – неизвестно. Также считается, что между Дворцом бракосочетания и соседним зданием существует подземный ход, в котором якобы приводили в действие приговор о смертной казни. Однако слухи о тоннеле не раз опровергались специалистами.

9 июля 1913 года в газете «Жизнь Алтая» опубликовано анонимное письмо жителя Барнаула, в котором приводятся воспоминания неназванных старожилов о том, что в районе Демидовской площади существовало подземное сообщение между заводским прудом и прачечной во дворе госпиталя.

Хомо алтаенсис

В конце 2010 года мировые информагентства разнесли сенсационную новость: оказалось, что найденная двумя годами ранее в Денисовой пещере Алтая окаменелая фаланговая кость пальца руки принадлежит ещё неизвестному науке виду человека. Находка, которую обнаружили российские археологи в 2008 году, принадлежала девочке пяти - семи лет, жившей примерно 44 тысячи лет назад.

Новый гоминид получил сразу несколько названий: «хомо алтаенсис» – «человек алтайский», «денисов», «денисовец», «женщина Икс»…

В течение первой половины 2011 года под руководством Сванте Паабо, директора отделения эволюционной генетики лейпцигского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, здесь же исследовался зуб, который, как оказалось, принадлежал юноше-денисовцу. А по словам заместителя директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаила Шунькова, геном денисовца извлечён из ещё двух останков, обнаруженных в 2010 году в 11 слое Денисовой пещеры. Таким образом, уже четыре находки говорят о существовании ранее неизвестной популяции людей.

Денисова пещера расположена над рекой Ануй в Солонешенском районе нашего края. Полость внутри горы площадью 270 метров и длиной 110 метров с древних времён использовалась как жилище. Верхнюю часть пещеры венчает смотровое окно, за счёт которого обеспечивалось естественное освещение, имелся и дымоход, благодаря которому внутри можно было разводить костёр, обогревать жилище, не беспокоясь о вентиляции.

Структура ДНК этого фрагмента человека, найденного в Денисовой пещере, по оценке германского Института эволюционной антропологии, на 50 процентов отличается от генетического кода ныне живущих сапиенсов.

Участник раскопок академик-секретарь Сибирского отделения историко-филологических наук РАН Анатолий Деревянко заявил: «Это опровергает теорию о том, что не только первый человек вышел из Африки, но оттуда же происходят и все хомо сапиенс».

Прежде генетики планеты считали, что «первобытный Адам» появился именно в Африке 80 тысяч – 2-2,5 миллиона лет назад, а все представители нынешнего людского рода являются его потомками. Теперь же выходит, что человек современного анатомического типа зарождался не только в Африке, но и в Восточной и Юго-Восточной Азии. В его формировании принимали участие и неандерталец, и «человек алтайский».

Новосибирские учёные выдвинули так называемую мультирегиональную гипотезу об одновременном проживании на Алтае примерно в одно и то же время неандертальцев, денисовцев и людей современного анатомического типа.

Человек, останки которого обнаружены в Денисовой пещере, заселял обширные пространства, простирающиеся от Сибири до Новой Гвинеи. По общему мнению специалистов, алтайское открытие – одно из основных достижений мировой науки в начале наступившего века.

Костеносные пещеры

Принято считать, что и в пещере Страшной, что в Краснощёковском районе, также издревле обитал человек. Сотрудники Института археологии Сибирского отделения Академии наук страны начиная с 1965 года четверть века вели здесь раскопки. За этот период ими были извлечены и в буквальном смысле слова просеяны и промыты десятки тонн так называемого культурного слоя земли высотою девять метров.

Среди уникальных находок пещеры Страшной, возвышающейся над берегом Ини, – кости 64 видов животных, хорошо сохранившиеся зернотёрка и наконечники каменных стрел. Это дало археологам основание полагать, что в этой огромной нише многие века обитали люди, располагалась стоянка пещерного человека – троглодита.

Первые упоминания об огромных полостях в толщах Алтайских гор, пригодных для проживания древних людей, связаны с именами Фридриха Геблера и Александра Кулибина. Фамилия одного из них – алтайского врача и исследователя значится в названии улицы в Барнауле, а другой известен как сын знаменитого русского механика и изобретателя Ивана Кулибина, горный инженер Колывано-Воскресенских заводов. В 1831 году во время своей поездки на Чагырский рудник они наблюдали, как крестьяне в поисках кладов вели раскопки в одной из горных полостей на правом берегу Чарыша. Путешественники собрали кости животных, выброшенные крестьянами из пещеры, и отправили их на исследование в Москву и Санкт-Петербург. Позднее вышло несколько статей видных учёных, которые определили в Чагырских костеносных пещерах тридцать семь видов млекопитающих. Оказалось, что останки принадлежат крупным животным: первобытному быку, гигантскому оленю, шерстистому носорогу, мамонту, пещерному медведю и пещерному льву.

Но каким образом кости этих давно вымерших животных попали в Чагырскую пещеру? Они употреблялись в пищу древним человеком. Это значит, что полости в Алтайских горах человек освоил ещё в эпоху палеолита – древнекаменного века.

Надо помнить, что всего в Алтайском крае насчитывается около 1200 пещер, включая крупные, такие как Тавдинские, Алтайская, Каторжная, Геофизическая. В каждой из них могло бы разместиться население целого города. Многие из них поныне толком не исследованы, и нельзя исключать новых сенсационных открытий.

Секретно-каторжные колодники

Пётр Словцов в своем «Обозрении Сибири» упомянул: «По известию Петра Палласа, в рудах змеиногорских найден был сгнивший остов древнего рудокопа, и при нём кожаный мешок с богатейшими охрами».

Сейчас трудно сказать определённо, почему рудокоп остался под землёй. Возможно, погиб в результате горного обвала или умер от болезни, но, может, был навечно заточён в шахту?

Весной 1774 года в составе отряда пугачёвцев, направлявшегося освобождать Сибирь, попали в плен и были препровождены в Змеиногорский рудник «для содержания под крепкой стражей» четыре участника восстания – Иван Юрин, Максим Рынков, Иван Голованов и Андрей Чапов. Вслед за ними были «сосланы в Колывано-Воскресенские заводы в тягчайшую горную работу навечно» Самойло Богомолов, Иван Никитин и Родион Лошкарёв, Иван Скоркин и другие.

Трудились пугачёвцы под землёй по 15 часов в сутки в ручных и ножных кандалах. На пропитание получали около килограмма муки и сто граммов крупы – даже соль им не была положена. Кроме шубы и зипуна, варежек и голиц на руки, чарков на ноги каторжники получали в год всего лишь одну пару белья, одну верхнюю рубаху и брюки.

15 сентября 1775 года 14 пугачёвцев совершили побег с помощью других рудокопов, стражи тюрьмы и крепости. Цель заговора состояла в том, чтобы уйти в степи, поднять там восстание, вернуться в Змеиногорскую крепость и уничтожить ненавистное горное начальство. Но беглецов вскоре поймали, режим содержания секретно-каторжных рудокопов ещё сильнее ужесточился.

В 1951 году при разборке Змеиной горы на снос была обнаруже­на подземная тюрьма-могила с уцелевшими на стенах шестью цепями с шестью истлевшими нарами и ле­жавшими на полу кандалами. У пещеры найден скелет человека, прикованного к тачке. Кто это мог быть? Осталось неизвестным.

Исследователь Василий Коромыслов, спускавшийся вглубь змеиногорских выработок, утверждал, что наблюдал овальный вход и камень с крестом: либо это была камера секретных колодников, либо церковь.

В 1956 году в центральной штольне рудника произошёл мощный взрыв, после которого большинство штреков и шахт оказались завалены.

А в 2005 году власти Змеиногорска объявили, что собираются открыть для туристов часть заброшенных горных выработок, остававшихся ещё со времен Екатерины Великой. В планах администрации города – восстановление исторического комплекса «Горно-металлургическое производство России XIX века». Ведь подземный город состоял из 30 шахт, располагавшихся на глубине до 250 метров.

Из книги «Неизвестный Алтай. Города-призраки».

Фоторепортаж