Места надо знать…

Можно ли на Алтае набрать за день тонну белых грибов?

00:00, 10 августа 2013г, Общество 2682


Места надо знать… Фото №1

Алтайские боры и леса в эти дни напоминают муравейник. За каждой сосной двое с ножом. Дорогой гриб пошёл – белые, боровики… Все, кто может – больные на инвалидных машинах, крутые на джипах с навигаторами, пешком и по солнцу – все считают своим долгом отметиться на заветной, прогретой солнышком полянке.

Ниже несколько реальных алтайских историй, главным действующим лицом которых был автор этих строк: некоторые места и населенные пункты в них по понятным причинам не указаны. Из всего многообразия грибов наших лесов были выбраны только белые и боровики. На Алтае их называют просто – дорогие.

Вместо лукошка – люлька мотоцикла

Эти двое на «Иж-Планете» с коляской в ленточном бору на западе Алтайского края сразу вызвали у меня недоумение и даже смех. Здесь по лесовозным дорогам выбирались на большую землю самые разные машины, вплоть до санитарных «уазиков-таблеток». И у всех из задних окон на кочках вываливались белые грибы. Деловые же мотоциклисты напоминали заблудившихся байкеров.

Тот, который за рулём, обиделся на мой смех и сказал: «А мы больше двухсот килограммов не берем. Ровно люлька. В сушилку за один раз только два центнера входит».

Так вот что скрывал кожаный полог мотоциклетки! Время было обеденное, и мы разъехались в противоположные стороны. Я – в лес, они – к прожорливой самодельной сушилке.

Через десять дней, объевшись грибной виагры, я так и не смог подавить желание. Колеса моей машины через три сотни километров сами привели к тому же самому месту.

Как черт из табакерки выскочил из кустов тот же мотоцикл, но с одним седоком. Мы обнялись как бывалые фронтовики. Нам было о чём поговорить.

- Всего пары килограммов сухого гриба до трех центнеров не хватает, – пожаловался первый и единственный встречный в этом ленточном бору. – Намотал уже сорок километров – их вообще нет! Не поможешь сдать в «Марию-Ра»?

У кого была одна сушилка, построил вторую…

Ясное дело, червяк сомнений из белого гриба поселился во мне. Зачем служить, если за две недели можно обеспечить безбедное проживание до следующего сезона?! Ведь живет же собирательством мой сосед по подъезду. Плюс торгует березовыми вениками и лопатами с кривыми ручками по воскресеньям на барахолке.

И когда жена в очередной раз рано утром с намёком произнесла: «А таксисты уже работают!» – я помчался по известному адресу узнавать устройство сушилок.

- Пятнадцать лет назад переехал из города в это село, тогда белые только-только пошли. Поначалу мы и не знали, что с ними делать. Потом фуры из Казахстана появились в райцентре, стали скупать свежий гриб, – я внимал сладким звукам как гидроакустик с подводной лодки.

Фермер, возле трактора которого притормозил с вопросами, забыл о работе напрочь:

- В тот год единственный мост через болотце развалили лесовозы. Мы с семьей на грузовом УАЗе первыми окольными путями проехали в нужное место. Собрали тонну белого. Домой вернулись героями, всю ночь и следующий день резали, резали, резали. Потом пошел дождь. Мы всё это добро на чердак. А он всё впитывает влагу из воздуха… всё сгнило.

После этого случая в селе на букву «Т» все стали строить сушилки.

- У кого была одна, завел вторую.

- А у кого было две?

Самое смешное – на следующий год природа отдыхала. Ноль целых и ноль десятых. Так что моя заветная мечта набирать в день ровно 200 кг пока греет душу.

Клад пилорамщика

Золото Колчака, схроны убегающего в Китай атамана Анненкова – эти запутанные истории не дают спать многим насельникам всех Алтаев. Не то ищем! Мой случайный попутчик целое лето проработал на пилораме в райцентре, что пристроился к кромке Барнаульского ленточного бора. На всякий случай напомню, что он тянется от краевой столицы до казахстанской границы.

- Пилил по ночам, а утром со служебного автобуса выходил через несколько километров и собирал дорогие грибы. В обед, нагруженный как верблюд, выходил снова на трассу и ждал обратный рейс. В райцентре стояла фура, там принимали и маленькие, и большие. Расчет сразу…

Я был в тех местах. В августе бор стоял сухой, как порох. Мхи и лишайники хрустели под ногами яичной скорлупой. Черви не успевали испробовать белой мякоти – некоторые боровики высыхали прямо на корню или их верх покрывался благородной патиной трещинок. И в этой духовке, как алмазы, торчали прямо перед глазами или прятались по укромным уголкам сотни, нет – тысячи тел и шляпок с характерной окраской.

- Я за лето только на грибах заработал 160 тысяч рублей…

Ну зачем он это сказал?!

Этим дырявым летом ждут после дождей солнышка не только фермеры.

- Мы отмечаем лесные квадраты, в которых прошел дождь. И едем туда за белым грибом через две недели, – поделился секретом один из героев тихой охоты.

Поехал и я…

Экстремальная охота

Почему-то во всех СМИ считают важным описать цены, места сбора, признаки съедобных и условно-съедобных грибов, а в конце ставят несколько бабушкиных рецептов. Куда как важнее соблюдать технику безопасности и уметь правильно ориентироваться в трех соснах!

- Пень горелый! Это последняя поездка за грибами! – вот о чем я думал в минувшее воскресенье в надвигающихся сумерках в окрестностях села Рогозиха, что на трассе между Павловском и Ребрихой.

Я искал машину с женой уже несколько часов. О том, что дело плохо, свидетельствовали самые разные грибы, растущие прямо на дороге. Забрался! Какие белые?! Их тут даже лоси не едят! Я готов был от всей души пнуть корзину ногой и добавить другой.

План был такой: я возвращаюсь на трассу и обратным пешим ходом по памяти и приметам нахожу конечную точку. Об этом я рассказал жене по мобильному телефону.

Такое может прийти в голову только горожанину.

Пошел знакомый с первой капли дождь. Через час, оставив за спиной паутину дорог, проездов и просто следов покрышек разной свежести и заезженности, мысль была только одна: найти местного!

Первый же рогозихинец оказался Димой средних лет. Он собирал смородину в огороде вместе с женой и дочкой.

- Говорят, вы знаете все дороги в лесу. Потерял машину с женой.

Это была ловушка с одним выходом. К тому же жена Дмитрия Хахалева – Наталья обрубила последние ниточки, связывающие ее, мужа и малолетнюю дочь с домом: «А что? Мы тоже там грибов пособираем!»

А ведь они знали лишь, что меня зовут Олег.

Моей половине по телефону («Билайн», «МегаФон») была поставлена задача – искать ближайший столб с цифрами.

По дороге я услышал свежую историю про почтальонку из Павловска, которая, заблудившись, отмахала по лесу 25 км, пока не услышала работавшую бензопилу. Бросилась со всех ног на звук. Мужчина увлеченно пилил сосну. Она с радости сзади от души похлопала его по плечу. Тот с испугу заорал так, что смог бы перекричать шум взлетающего самолета в Барнаульском аэропорту.

Через три часа после гонок по бездорожью, звонков в МЧС присоединившийся к нашим поискам тракторист Рогозихинского лесничества (входит в компанию «Содружество» из Павловска) Александр Катаргин рассказывал историю, похожую один в один на мою. Тоже вышел из лесу мужик. На вопрос, когда потерял машину и жену с ребенком, ответил: «Вчера…»

Наши поиски закончились в полночь. Жена расцеловала тракториста, я был не против.

- В таких случаях надо искать столб. Квартальный – весь лес разбит на километровые квадраты. Или деляночный. И все цифры с этих столбов сообщать по мобильному телефону спасателям, – сказал Катаргин.

P.S.
Пока готовился номер, Александр Катаргин из Рогозихи помог найти в бору машину еще одному любителю жареных грибочков...

Фоторепортаж