Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля

15:45, 08 сентября 2020г, Культура 1159


Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Фото №1
Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Фото №2
Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Фото №3
Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Миниатюра №4
Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Миниатюра №4
Состоялось закрытие Шукшинского кинофестиваля Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

В Барнауле состоялось закрытие XXII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Гран-при ВШКФ получила лента «Залиния» Вадима Дубровицкого. Он также был отмечен в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Световое окно

В тот вечер вновь, как и на открытии ВШКФ, в Шишковке собралось немного гостей – они были в масках и соблюдали дистанцию; глава жюри и члены творческих групп фильмов-участников приветствовали собравшихся с экрана. Очаровательная ведущая вновь посетовала на необычный формат праздника. «И все же давайте окунемся в привычную всем атмосферу!» – предложила она…

Большое, как известно, видится на расстоянии. Даже если это расстояние измеряется всего лишь годом, прошедшим с последних Шукшинских дней. Кто бы мог подумать, что это самое, такое привычное, «большое» – Сростки, Пикет, Шукшинские чтения – настолько будет дорого нам в сей високосный год… А ведь многие из наших земляков годами и даже десятилетиями ездили на родину Василия Макаровича, знают в селе каждую улицу, в музее – чуть ли не каждый экспонат. Журналисты так и вовсе бывали в Сростках не по разу в год. Но вот поплыли на экране кадры окрестностей села, Катуни, горы, лесов-перелесков – и нахлынуло, да...

«Село наше большое, Сростки называется. Стоит оно на берегу красавицы Катуни. Катунь в этом месте вырвалась на волю из каменистых теснин Алтая, разбежалась на десятки проток, прыгает, мечется в камнях, ревет... Потом, ниже, она несколько успокаивается, круто заворачивает на запад и несется дальше – через сорок километров она встретит свою величавую сестрицу Бию и умрет, породив Обь…»

Читала эти строки Шукшина ведущая торжества Валентина Казанина, смотрели зрители на кадры, снятые с высоты полета дрона, и каждый вспоминал свои Сростки. 

А кто-то вдруг узнавал и… ведущую! Одни, оказалось, видели молодую питерскую актрису в фильмах, другим посчастливилось попасть перед самой пандемией на «Варшавскую мелодию» в Барнауле (второй ведущий ВШКФ, Андрей Богданов, был ее партнером в спектакле). Но нашлись среди гостей торжества и те, кто узнал в ведущей сростинскую девочку Валю, когда-то читавшую шукшинские строки на сельской сцене. И стало понятно, почему так проникновенно звучали слова Василия Макаровича о родине из уст молодой девушки: 

«…А над всем этим – синее-синее алтайское небо. Рдеет, дрожит вдалеке горячий воздух, день-деньской висит над косогорами сухой стрекотный звон кузнечиков. А вечерами пахнет полынью, дымком, волглой пылью... Кричат перепела, крякают на озерах утки... И далеко, далеко слышно, как кипит в камнях бешеная Катунь. А на западе в полнеба пластает соломенный пожар зари; задумчиво на земле, хорошо...»

И слова министра-поэта тоже не могли не тронуть души.

– Завершается Всероссийский Шукшинский кинофестиваль 2020 года, – сказала Елена Безрукова. – Все годы – а это практически 20 лет – Шукшинский фестиваль начинался в столице Алтайского края, потом разветвлялся ручейками по городам и селам нашего региона и сходился в Сростках, завершался всегда на Пикете. Мы помним, как много-много людей, сидя под зонтиками от жары на траве (заняв заранее места поближе к сцене), ждали этого торжественного события – и сростинцы, и жители края, и люди, приезжавшие издалека. Приезжавшие для того, чтобы посмотреть на артистов, поприсутствовать на празднике, послушать красивые песни и влиться в ту удивительную атмосферу Шукшинских дней на Алтае и Шукшинского кинофестиваля, которая хорошо известна тем, кто бывал на нем.

Всегда случалось удивительное природное явление, которое я наблюдала много раз: с утра лил дождь, небо было хмурое, и вдруг на два-три часа проведения финальной программы как будто бы небо расступалось и давало нам солнечное световое окно, без дождя – для того, чтобы завершить Шукшинский кинофестиваль. Мы уже начали давно верить в то, что энергия большого количества людей, которые заряжены одними идеями и целями, способна творить чудеса. В этом году нас не тысячи, гораздо меньше, поэтому отодвинуть приближение осени мы с вами не смогли, и в течение трех дней фестиваля погода резко ухудшилась.

Так получилось, что мы планировали и начинали фестиваль, когда в крае был достаточно жесткий режим ограничений в связи с пандемией и уже пять месяцев наши театрально-концертные площадки и кинотеатры были закрыты. И вот именно в дни проведения кинофестиваля они наконец, пусть и с ограничениями, получили возможность работать со зрителем. Нет ли здесь тайного влияния нашего фестиваля, в том числе на все процессы, происходящие в культурной сфере?

Пусть и говорились министром культуры последние слова с улыбкой, но завсегдатаи главного культурного события региона подтвердят ее правоту: нельзя забыть ни нудных долгих дождей, ни бурных ливней, которые в Сростках всегда прекращались в нужный момент. Увы, в этот раз в Барнауле дождем завершились показы на открытых площадках. Но поклонники искусства кино под зонтами, в куртках, пледах и с горячим чаем героически смотрели конкурсные фильмы. Ведь навряд ли скоро эти ленты выйдут в массовый прокат, а могут и вовсе не появиться на ТВ.

Простые вещи. Соединение

Конечно же, все гости с нетерпением ждали момента оглашения имен победителей ВШКФ. И в силу все тех же особых условий главная интрига вечера раскрылась раньше, чем обычно.

Напомним, в этом году на фестивале не было ни документальных лент, ни «короткого метра» – лишь художественные фильмы.

Гран-при – вазу из ревневской яшмы – жюри присудило ленте «Залиния». Ее режиссер Вадим Дубровицкий также был отмечен в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Были названы имена победителей в следующих номинациях:

  • – «Лучший сценарий» – фильм «Отряд Таганок» (реж. Айнур Аскаров);
  • – «Лучшая мужская роль» – актер Евгений Ковылин («Я свободен», реж. Илья Северов);
  • – «Лучшая женская роль» – актриса Ольга Турчак («Смотри как я», реж. Егор Сальников);
  • – «Лучшая операторская работа» – Анна Рожецкая («Я свободен»);
  • – «Лучшая продюсерская работа» – продюсеры Сардана Саввина, Семен Шишигин («Нет Бога кроме меня», реж. Дмитрий Давыдов).
  • Специальный приз губернатора получил фильм «Калашников» (реж. Константин Буслов).
  • Специальный диплом Молодежного центра кинематографистов Алтая Дмитрий Шарабарин вручил режиссеру Айнуру Аскарову.

Молодой режиссер Айнур Аскаров скромно преуменьшил заслуги по поводу сценария фильма – ведь снят он был по произведению выдающегося писателя Мустая Карима.

– Нам вдвойне приятно получать награду, – сказал он. – И потому, что фильм снят по книге Мустая Карима, и потому, что мы к этому причастны. Мы получаем награду на этой замечательной земле, и у нас такое впечатление, что Василий Макарович Шукшин вручает приз Мустаю Кариму.

Глава Молодежного центра кинематографистов Алтая Дмитрий Шарабарин со сцены поделился гордостью за наш край и… горестью тоже: «Алтай – не только житница, он поставляет таланты для кинематографа. Но хотелось бы, чтобы мы отправляли не наши молодые таланты в столицы, а фильмы, снятые нашими молодыми режиссерами здесь, на нашей алтайской земле».

На что Айнур Аскаров сказал не только приятные, но и очень верные слова:

– Мы болеем за региональный кинематограф. Теперь уже научились считать, что это необидное слово – «региональный». Надо снимать кино здесь. Почему только Москва, только Питер? У вас на Алтае все есть для этого: и таланты, и земля, и натура. Осталось только всем этим вещам соединиться.

Новости партнеров
Фоторепортаж