По каким принципам в Бийске работает школа будущего

10:00, 23 августа 2018г, Образование 1852


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Журналисты «Алтайской правды», побывав в Бийском лицее-интернате, увидели школу будущего.

«Полёт нормальный»

Бийский лицей, созданный в 1991-м, в нынешнем году отправил в самостоятельное плавание уже 26-й выпуск. На карте мира немало городов и сел, в которых живут и работают умные, талантливые бывшие лицеисты.

– Изначально здесь трудились люди неравнодушные, нацеленные на результат, – отметила директор лицея Нина Полежаева. – Какой? Детям, родителям и педагогам должно быть интересно учиться и работать. Потребности детей заставляли нас обучаться, подтягивать свой уровень. А увидев новые горизонты, мы вели за собой детей. Это как у ракеты: одна ступень отработала и ускорила корабль, а затем вторая, третья… Опыт накапливается, реализуется, но дальше открываются новые горизонты!

Здесь реализуются важнейшие направления приоритетного национального проекта «Образование». Направление «Одаренные дети» красной нитью проходит с начального звена вплоть до 11 класса. Оно включает в себя и углубленное, профильное образование; развитую систему дополнительного образования; создание образовательной среды, в которой каждый ребенок может выбрать свой маршрут движения и скорректировать его. В рамках этого направления краевое учреждение уделяет внимание сельским детям, ведь вне зависимости от места жительства все должны иметь равные условия. Поэтому у лицея есть интернат, в котором проживает 61 человек – с 8 по 11 класс – из разных районов. В здании – комнаты на 1 – 3 человек, медпункт, столовая, учебная комната, спортивные тренажеры, есть Wi-Fi. 

Анастасия Лощенина, приехав в Бийский лицей-интернат из Красногорского района, обучаясь здесь, стала неоднократным призером и победителем олимпиад, по результатам ЕГЭ получила два стобалльных результата и аттестат с отличием! И это не единственный пример.

Лицей – краевой центр по работе с одаренными детьми, здесь проводятся консультации для педагогов и детей, оказывается помощь по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам. Кроме этого обучающиеся из школ края могут принять участие в таких мероприятиях центра, как Всероссийская научная конференция школьников и студентов «Первые шаги в науку», День инновационных идей, День науки, Компьютерный фестиваль и др. Уже шесть лет работает в лицее Школа молодых ученых. В проекте участвуют старшеклассники школ края, ориентированные на исследовательскую деятельность в области естественно-научных дисциплин.

– К нам приходят мотивированные дети, которые хотят учиться. Некоторые даже уже знают где, – делится Полежаева. – Мы проводим дни открытых дверей: ребята могут приехать вместе с родителями – посетить мероприятия, принять участие в олимпиадах, получить консультацию психолога, чтобы определить направленность интересов и склонностей, готовность к повышенному уровню обучения.

Психологическая служба работает у нас с 1991 года. Осуществляется психологическое сопровождение детей от «подготовишек» (с 6 лет) до выпускного. Построенное таким образом психологическое сопровождение обучающихся лицея создает возможности помощи учащимся в выборе профиля обучения, осознанного профессионального самоопределения в выбранной сфере. Любой участник образовательного процесса – ученик, родитель, педагог – может получить консультацию психолога индивидуально, по своему запросу устно или в письменном виде (через сайт), даже по скайпу.

Психологи лицея работают в соответствии с современными вызовами времени. Самые важные – безопасность детей (в том числе интернет-безопасность), кроме этого жизнестойкость. Последняя оказалась очень актуальной для пятых классов. В текущем году психологи реализуют проект психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся, который вошел в инновационную инфраструктуру системы образования края. Благодаря ему многие педагоги края могли посещать семинары и мастер-классы, получить индивидуальные консультации на базе лицея по данному вопросу.

– ФГОСы, ВПРы… – улыбается Полежаева. – Детям проще понимать нововведения, потому что они находятся в образовательной среде. Родителям сложнее, потому что они учились в другой школе: «Ой, мамочки! Мой ребенок не сможет…» Поэтому мы все им объясняем.

Двигаемся дальше

Признаюсь, я сообщила Полежаевой о том, что завидую белой завистью бийским лицеистам.

– Мне кажется, что мы сделали еще недостаточно, – улыбнулась Нина Васильевна. – И педагоги наши так же мыслят. Например, сейчас мы рассматриваем тему развития нанотехнологий…

Мы уже договорились, что биолог и химик поедут повышать квалификацию в этом направлении. Преподаватели лицея по другим предметам будут обучаться по направлению олимпиадных задач для старшеклассников, осваивать новые технологии, такие как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Нам выделили 45 млн рублей на оборудование, мы предусмотрели закупку цифрового и учебно-лабораторного оборудования, которое позволит предложить детям проекты другого, более высокого уровня, расширить границы деятельности детей. Мы предусмотрели и дальнейшее развитие нашей ТВ-студии, закупку оборудования для полевых исследований ШМУ. Стремимся двигаться дальше, дальше. Востребованность, вызовы времени – для нас это не просто слова. Мы осознаем, что готовим детей, которые выйдут в совсем другую жизнь.

Быть может, не все знают, что помимо физики чтут в лицее и лирику. Нам подарили книжку со стихами и рассказами ребят, рассказали о гимнастах и театре «Блиц», краеведческих проектах и шахматах, многом другом... И настолько велико это самое «многое», что возникает закономерный вопрос: наверное, трудно учить таких талантливых детей? Ведь они могут поставить в тупик своими вопросами.

– Сегодня учитель – не единственный источник знаний, – ответила Полежаева. – Поэтому у нас никто не стесняется сказать: «Я на этот вопрос не отвечу, но поищу того, кто даст ответ». Мы приглашаем специалистов в области математики из Барнаула в наши воскресные школы – педагоги приходят на занятия вместе с детьми; преподаватели из технического, педагогического вузов проводят у нас консультации. Не знать – не стыдно. Стыдно ничему не учиться. Непрерывное образование для наших педагогов и детей – норма.

Уникальность нашего учреждения в том, что нас создали под определенную идею – уже в школе готовить высококвалифицированные кадры для науки и передовых отраслей производств. И в том, что мы изначально стремились к братству лицейскому, чтоб как у Пушкина… И в том, что педагоги хотели работать в инновационном учреждении. У нас трудятся патриоты: мы – коллектив, который любит свой лицей. А любовь – это работа!

 
Фоторепортаж