Не статисты, а хозяева. Газета «Змеиногорский вестник» получил премию Правительства РФ
08:26, 14 января 2022г, Общество 1569
Накануне, в День российской печати, прошло награждение авторов лучших публикаций губернаторскими премиями. Среди победителей конкурса – Сергей Кейбол, заместитель редактора газеты «Змеиногорский вестник». В этот же день его мама, Людмила Кейбол, редактор издания, из рук премьер-министра Михаила Мишустина получила премию Правительства РФ в области СМИ. Награды удостоен коллектив редакции за серию проектов, посвященных общественному контролю и продвижению гражданских инициатив.
«АНО вам надо?»
Двадцать лет назад Людмила, молодая мама и молодой редактор, стала разбираться с документами и выяснила, что с организационно-правовой формой все как-то запущено. И тут ей попал в руки журнал «Профессия – репортёр». Редактор Дмитрий Авраамов рассказывал про автономные некоммерческие организации. Там же был опубликован типовой устав. Кейбол поняла, что это и новые возможности для развития, и определенный круг безопасности для журналистов. Но тогда об АНО еще мало кто слышал.
«На меня в районе смотрели как на сумасшедшую: да ты что, какая АНО! Это же частная форма собственности. Да какая разница! Стали обсуждать. Я благодарна тогдашнему главе района – Михаилу Филипповичу, он поддержал. И до 2015 года администрация была в составе учредителей. На паритетных началах», – вспоминает Людмила Кейбол.
Сейчас учредителями АНО выступают два физических лица. Оказалось, что в умелых и заинтересованных руках это очень неплохая и действенная форма.
«Она удобна не только для получения грантов, но и дает возможность журналистам местных газет выйти за пределы своей профессии, стать общественником, активистом», – считает редактор.
От детской площадки – к стратегии
Проекты у редакции есть краткосрочные, а есть и долгоиграющие. «Солнечный круг» – проект по созданию детских площадок. Вначале реализовала редакция, а потом народ подхватил и сам начал делать.
А проект «Мы и наши дети» по устройству детей в семьи при грантовой поддержке длился года четыре. За это время практически все дети из детского дома обрели родителей. И детский дом закрыли.
Самым сложным и трудоемким стало создание в районе действенной системы общественного контроля. Первый проект был с пафосным названием – «Вместе против коррупции». Но был яркий результат. Редакция выяснила, что замглавы города слегка попутал личную «шерсть» с государственной, фиктивно продал свою квартиру родственникам и получил деньги по категории «Молодая семья». Этот факт был обнародован, прокуратура дала ему свою оценку, и чиновника сняли с работы.
Затем был реализован проект «Демократия малых пространств». А позже, когда был принят закон об общественном контроле, реализовали проект «Общественный контроль». Онлайн-школы, публикации, лекции, семинары…
В итоге была разработана стратегия развития Змеиногорского района с учетом коррупциогенных факторов. «На презентации программы у горожан глаза горели!» – вспоминает Кейбол.
«Молодёжь и общественный контроль», «Мусорная реформа и общественный контроль»...
Последний проект – «Наш город может стать красивым».
«Муниципалитеты получают много средств на развитие и благоустройство. Раньше, когда об этом пишешь в газете или на сайте, сразу негативные комментарии – все равно деньги разворуют. Даже депутаты так говорили. Я сказала одному – вот пойдите со своими избирателями и замерьте асфальт на дороге. Он этим чуть ли не неделю занимался и выяснил – не украли ни кусочка асфальта! Такой контроль возможен, и он – лучший аргумент», – говорит Людмила.
Реальная журналистика
Еще одна история. «Пришла» в Змеиногорск компания по вывозу золотопромышленных отходов. Но из исторического центра города начали вывозить фактически золото, а не отходы. Причем с нарушениями. Журналисты стали бить тревогу, изучать вопрос с экспертами. Оказалось, у этой компании не было договора с администрацией, не было и экспертного заключения. Начали писать об этом в режиме реального времени – непрерывные новости в соцсетях, на сайте, аналитические статьи в газете. Краевое управление по охране памятников поддержало редакцию.
Начались суды, и эта компания проиграла. Они больше в Змеиногорске не работают.
«Проектное отношение – это не скучно, а важно, – убеждена Людмила. – Общественный контроль – реальная журналистика, включенность людей в развитие территории. Редакция своего рода генератор идей и контролер. Приезжают ко мне студенты, обсуждаем острые темы. Они спрашивают: а что, об этом можно писать? Отвечаю – писать можно обо всем, что не противоречит российскому законодательству. Мы критикуем власть не для того, чтобы показать, какие они недалекие или еще что-то, а с целью решить проблему. Давайте решать ее вместе».
В газете – несколько полос мнений жителей по острой теме. И здесь же – комментарий администрации. Редакция старается, чтобы они отвечали сразу же. Они привыкли, их к этому приучили.
Начали в 2019 году вырубать леса – читатели сигналят в редакцию. Та бьет тревогу.
Так активные читатели, воспитанные родной газетой, остаются верными подписчиками. И не только из своего района, но и из соседних. Много читателей из других регионов в формате электронной подписки.
Однажды в коллективе задумались, не слишком ли серьезна газета. Решили добавить развлекательный контент – сделали проект «Будем жить вкусно». Рецепты от читателей. Конкурсы.
В эпоху ковида и самоизоляци объявили конкурс «Экзоты на подоконнике». Газету завалили фотографиями. Чего только люди не выращивают! Даже ананасы. Четыре полосы сделали.
Для авторов-поэтов появился поэтический клуб. Есть конкурсы для любителей песен и частушек.
«Если говорить о планах, то это новый проект – «Энциклопедия народного творчества алтайской провинции». Хотим собрать местные таланты, мастеров, издать книгу, проводить мастер-классы. И в реале, и онлайн – на сайте, в соцсетях, – делится Людмила. – Выйдем в этом году в TikTok. Подступаемся. Понимаем, что формат там особый, молодежный. Нужен человек лет шестнадцати. Чтобы передал дух издания, но в яркой форме».
В «Змеиногорский вестник» приезжают на практику студенты. Иногда и на работу коллеги просятся. Но Кейбол подходит к этому вопросу осторожно: у нее сложился классный коллектив. Команда. Монолит. Каждый сотрудник – штучный товар. Не хочется разрушать эту атмосферу.