Кто зарабатывает на старых аккумуляторах на Алтае

15:22, 22 сентября 2019г, Экология 1815


1
1

Отжившие свой век автомобильные аккумуляторы – неплохое средство для заработка, поскольку там есть два ценных компонента – пластик и свинец. Мы решили посмотреть, как работает рынок вторсырья, обозреть его светлые и темные стороны.

Нелегалы

В среднем стандартная аккумуляторная батарея из-под капота легкового автомобиля стоит от 700 до 800 рублей. Доход даже для частного лица неплохой, что уж говорить про крупные компании, у которых таких батарей может быть десятки и даже сотни. Но вот незадача: по статистике,  из 370 тысяч тонн старых автомобильных аккумуляторов, которые накапливаются в стране за год, утилизируется и перерабатывается на российских предприятиях всего два процента. Судя по всему, остальное просто вывозится за ее пределы.

Так как бизнес выгодный, не все его ведут легально, многие сборщики аккумуляторов предпочитают не заморачиваться с открытием пунктов приема, собирают товар по гаражам, предприятиям, получают свой куш, продавая тем фирмам, у которых есть лицензия на этот вид деятельности. И все бы ничего, если бы это вторсырье не относилось ко второму классу опасных отходов,  а находящийся внутри аккумуляторов электролит – к первому классу опасных отходов. Это значит, что даже перевозить бэушные аккумуляторы нужно на специально оборудованном транспорте. Предприятия, работающие вчерную, вряд ли будут заботиться об экологии окружающей среды. Ненужную составляющую груза, а именно электролит, они попросту сливают из аккумуляторов, отравляя растения и почву. Частники, не разбирающиеся в тонкостях «белого» и «черного» бизнеса вторсырья, отдавая батареи нелегалам, сами невольно становятся участниками преступной цепочки.

За нарушения требований в утилизации АКБ (аккумуляторы) и их хранении, разумеется, закон может наказать. Штраф для граждан – в размере от одной до двух тысяч рублей; для должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но для того чтобы оштрафовать, нужно поймать, и нелегалы это прекрасно понимают.

Правильный бизнес

В Барнауле наберется более десятка легальных компаний, занимающихся приемкой старых аккумуляторов, таких как «Цветмет», «Электролом22», «АлтВторМет», «Энсима».

Одно из крупных предприятий, которое занимается приемкой вторсырья и заменой его на новые аккумуляторы со скидкой, – «Торговый дом «АвтоХИТ».

По словам коммерческого директора Владимира Гончарова, компания занимается аккумуляторами 23 года, являясь дистрибьютором крупных российских и зарубежных заводов.

– Мы собираем 200 тонн лома в месяц через свои приемные пункты. На наших магазинах имеется табличка: «Единый центр утилизации». Сотрудничаем с общественной организацией, которая занимается сбором вторсырья. Отходов хватает, поскольку у нас филиалы в Томске, Новосибирске, Новокузнецке, – говорит коммерческий директор.

По его словам, в бизнесе вторсырья есть сезонность. Активнее всего сдают батареи, когда уличный термометр начинает показывать первые минус 5 градусов Цельсия. Оживление на рынке есть и весной – во время грузоперевозок и посевной.

В этот момент старые аккумуляторы сдают, новые покупают. Правда, разница в количестве поставленных ранее предприятию и сданных им после выработки аккумуляторов бывает существенной.

– Мы спрашиваем руководство одного из предприятий, мол, мы вам поставили 400 аккумуляторов. Почему сдаете в два раза меньше? Нам отвечают: так они же бэушные. То есть получается, что их учет на предприятии не ведется. И вообще, не все компании спешат с нами заключать договор по продаже и утилизации данного сырья. Опасаются, что, как только появится официальный договор, сразу нагрянут экологи с проверкой. А вот с кузбасского разреза забираем аккумуляторы нормально, без проблем. Никакой утечки вторсырья на сторону. Видимо, московское руководство приветствует прозрачность доходов и расходов, – говорит Владимир Гончаров.

Как отметил спикер, алтайский рынок вторички пока сложно просчитать. Из того, что компания продает, затем вторсырьем возвращается только 50 процентов. Остальное уходит конкурентам из других регионов. Алтайское вторсырье закупают новосибирцы, омичи, красноярцы.

Известно, что в Европе нельзя приобрести новый аккумулятор без того, чтобы не сдать старый. У нас же пока потребительская культура до этого не дозрела.

Переработка

Есть у нас и завод – переработчик аккумуляторных батарей – компания «Моквин». Один из ее проектов – «Аккумобиль». Так называют фургоны «Форд», переделанные под мобильные пункты приема отработанных АКБ. В каждом – специальные боксы для хранения и перевозки батарей. Они курсируют в различных точках города, могут принять аккумулятор и тут же заменить на новый.

По словам Андрея Транчука,  руководителя проекта «Аккумобиль», в компании полная цепочка переработки вторсырья. Электролит отправляется на Бийский олеумный завод, там он обогащается и вновь направляется в работу. Полипропилен дробится и направляется производителю гранул. Свинец переплавляется, в дальнейшем из него изготавливают необходимые сплавы и отправляют на аккумуляторные заводы.

– У нас металлургическое предприятие, которое производит сплавы свинца. Оборачиваемось металла после переплавки – 90 процентов, получить его можно только из вторсырья. Главное сырье для нас – аккумуляторные батареи, так как они на 70 процентов состоят из свинца, – поясняет Андрей Транчук.

Так как предприятие работает не только с российскими, но и с зарубежными партнерами через Лондонскую биржу металлов, то и требования к клиентам, сдающим вторсырье, у него европейские. Оно не работает с нелегалами. А сданную продукцию проверяет на качество.

– Мы принимаем батарею по весу, и иногда люди сливают электролит и насыпают вместо жидкости песок, камни, болты. Страшно не то, что они нас пытаются обмануть. Куда они сливают электролит? Мы хотим жить в чистом городе, поэтому беспокоимся за экологию окружающей среды. Чтобы привить культуру потребления, мы и развернули мобильную сеть приемки батарей. Можем приехать и сами забрать аккумуляторы, – говорит руководитель проекта.

Конкурентов по переработке вторсырья в крае у компании нет, ближайшие заводы – в Омске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Возможно, туда или за границу нелегалы отправляют часть закупленного вторсырья, чтобы получить более выгодную цену, поэтому нашему предприятию приходится закупать аккумуляторы в других регионах.

Работает над формированием потребительской культуры предприятие и в рамках реформы по работе с опасными отходами. Федеральным оператором назначен «Росатом». Предприятие выступает консультантом рабочей группы «Росатома» по обращению с отходами второго класса вредности.

Итак, какие выводы мы сделали, обозрев рынок аккумуляторов для себя как потребителей? Рынок вторсырья делится на легальный и нелегальный, и, чтобы не стать частью преступной цепочки, которая способствует загрязнению окружающей среды, нужно сдавать сырье только в лицензированные пункты приема.

Батарейки

Отдельной строкой – об утилизации батареек, тех самых, что мы используем для настенных часов или фонариков.

Утилизация этого вторсырья – общемировая проблема, поскольку нет технологий, которые могли бы сделать процесс переработки выгодным. Пока из батарейки научились извлекать только цинк и металлический корпус. У нас в России один завод занимается их переработкой, он находится в Челябинске. Туда вторсырье и направляют из всех регионов.

По мнению Владимира Гончарова, вредность батареек сильно преувеличена. Существуют металлогидридные батарейки, их большинство, и они почти безвредные. Литий-марганцевые встречаются реже, вот они-то и представляют опасность для окружающей среды. Металлогидридные можно дробить и отправлять на полигон. Для отделения одних батареек от других нужна ручная сортировка, а это довольно затратное дело. В общем, пока батарейки по большей части складируются и ждут своего часа.

Фоторепортаж