А мы - думаем о будущем?

00:00, 28 июня 2013г, Общество 1408


А мы - думаем о будущем? Фото №1

Лауреат Титовской премии учитель географии Волчно-Бурлинской школы Михаил Ягунов участвовал в VIII Международной конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока». Об этом форуме, а также о своих дорожных впечатлениях он написал в путевых заметках.

Попутная песня

Люблю быть в дороге. Можно полнее прочувствовать прошедшие события, спокойно осмыслить настоящее, ясно разглядеть ближайшее будущее. Побывать на Байкале – мечта многих людей, которые чаще всего едут не за деньгами, а за запахом тайги.

Волчно-Бурлинское. Раннее утро. Солнце ещё не взошло. По привычке смотрю на показания метеостанции. Быстро записываю данные: облачно, ветер северо-западный, 3 балла по шкале Бофорта, температура воздуха 5 градусов, влажность воздуха 43%.

Дорога в Новосибирск. Вдоль автотрассы бродят по полю серые журавли и один журавль-красавка. Вторые их половинки высиживают потомство, а эти набираются сил и энергии для взращивания подрастающего поколения. Может, журки это понимают на чисто инстинктивном уровне, но многие годы наблюдений за птицами привели меня к мысли, что эти божьи твари иногда обладают большей рассудочной деятельностью, чем их старшие братья и сёстры по разуму – люди.

Чем дальше на северо-восток несёт тебя поезд, тем ощутимее меняется картина природы за окном. Радуют глаз ковры из одуванчиков, в низинах продолжает цвести калужница болотная, на полянках распустила свои соцветия красавица примула. За станцией Тайга у большинства населения ещё не вспаханы огороды, редко у кого вскопаны и засажены грядки. Нет привычных для нашей территории грачиных колоний. Потому что железная дорога близко? Ведь Транссиб очень оживлённая магистраль - через каждые 5-7 минут проносится встречный поезд. Вдоль пути много ветровала нынешнего года. В основном это осины, чуть реже – берёзы. Следов пожаров в Новосибирской и Кемеровской областях очень мало. А вот заброшенные дома и деревни здесь часто нарушают идиллию. Вдоль всей трассы в обилии цветет черёмуха, мой сосед в таком случае говорит: «Идёшь по селу – и как в компоте!»

Седой Саян встретил нас оригинально: яркое солнце, многочисленные лужи вдоль дороги покрыты корочкой льда, склоны гор вылизывают длинные языки тумана. Первые солнечные лучи играют в льдинках инея, как будто в драгоценных камнях. Соцветия черёмухи низко наклонились к земле от мороза. Огоньки здесь растут огромными полянами, а вот ветреница и подснежники уже отцветают. Но и они не потеряли своей первозданной красоты. Хорошо чувствует себя стародубка весенняя, яркими фиолетовыми пятнами даёт о себе знать медуница. Над водной гладью прудов и речек стелется туман, постепенно он поднимается вверх. Быть к обеду дождю!

Перед Канском встретилась небольшая колония грачей, гнёзд 30. Они расположились на старых вязах в ветрозащитной полосе. Гнёзда на высоте всего 1,5-2 метра. Вязы вымерзли, вероятнее всего, в прошлую зиму. Птиц возле гнёзд не больше десятка. Сороки здесь какие-то мелкие, хвосты у них короткие.

Меня, коренного степняка, приводят в восторг даже невысокие горы. Кругом тайга, быстро меняется пейзаж, радует разнообразие красок. Но все восторги от увиденного перечёркивают три широкие чёрные полосы. Это массовая хищническая вырубка лесных массивов под ноль, море порубочных остатков и как следствие бесхозяйственности – сгоревший от губительных пожаров лес...

Местное население, по-видимому, не стремится использовать ветровальные и подгоревшие деревья на дрова. Возле каждого дома – гигантские поленницы из остатков пиломатериала. Этот факт воспринимается очень болезненно ещё и потому, что пилорамы работают практически в каждом селе. Сёла, как щетиной, завалены отходами от обработки древесины, а рядом в железнодорожных вагонах лежат аккуратненькие стопочки деловой древесины. Неужели наше государство настолько нищее, что продолжает торговать сырьём, принося прибыль иностранным государствам, а своё, родненькое захламляет отходами от переработки, которые к тому же почти повсеместно горят, выделяют кроме углекислого и угарного газов едкий дым, сжигают драгоценный кислород? Мы с ребятишками, когда идём в поход, стараемся не разводить костёр, а здесь…

«Доклад о последней реке»

Иркутск открыл свои объятия тёплой погодой, небольшим дождём. Город уютный, кругом чистота и порядок, много цветов. Международная конференция начала свою работу в областной государственной универсальной научной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского. Вниманию гостей были предложены публичные лекции.

Директор Департамента Европейской экономической комиссии ООН Марко Кайнер рассказал о работе по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. Эту тему продолжил Сергей Шапхаев из Улан-Удэ. Он поведал о проблемах, возникших при строительстве Иркутской ГЭС: уровень воды в Ангаре и, соответственно, в Байкале был поднят на 1 метр. Погоня за дешёвой электроэнергией привела к тому, что на Ангаре остался только один участок, где река не зарегулирована, а на всём протяжении она представляет собой цепочку водохранилищ. Виктор Духовный из Узбекистана поделился своими наработками в области моделирования развития речных бассейнов на примере Арала. Виктор Абрамович разработал модель будущего Арала, дающую надежду на спасение этого уникального водного объекта. Ю Ин из КНР предложил решать проблемы Амура и его притоков совместными усилиями России, Монголии и Китая. Его презентация имела символическое название «Доклад о последней реке». Почему? После строительства каскада ГЭС правые притоки Амура превратятся в цепочку озёр. Китай в настоящее время вырабатывает и потребляет 30% мировой энергии. Государство вынуждено экономить углеводородные ресурсы, ведь за увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу приходится платить огромные деньги. «Не хотите выбросов – мы построим ГЭС!» Строительство плотин на реках даёт возможность получения дешёвой электроэнергии. С точки зрения экономики это вроде бы выгодно, но уже посчитано, что вся прибыль будет съедена затратами, которые пойдут на ликвидацию тех последствий для природы и человечества, которые бумерангом ударят по ним после строительства каскада ГЭС.

О том, что происходит с природой, если человек неумело вмешивается в её жизнь, на примере озера Онтарио и реки Св. Лаврентия рассказывал Дэвид Клейн. Строительство плотин на этой реке для улучшения морского судоходства от Атлантического океана до Великих американских озёр привело к серьёзным экологическим и экономическим последствиям. Река Св. Лаврентия – трансграничная, усугублять проблемы невыгодно ни США, ни Канаде, а вносить денежные средства в разрешение ситуации пока никто не стремится.

Несмотря на удручающие факты, которыми изобиловали практически все публичные лекции, впечатление от начала работы конференции осталось положительное. Вероятнее всего, потому, что уровень выступающих был очень высоким. Да, проблемы существуют, но предложено несколько вариантов их разрешения, просчитаны модели будущего. Остается засучив рукава браться за дело. Другого пути просто нет!

Своевременные мысли

Работа секций продолжилась в Листвянке – посёлке, расположенном в том месте, где Ангара вытекает из озера Байкал. При воспоминании об этом даже сейчас, когда пишу эти строки, мне хочется минутку помолчать… от восторга!

Вьетнамцы Вейши Лю и И Сун поделились опытом спасения птиц от отравлений в водно-болотных угодьях, Михаил Агеев рассказал о борьбе с браконьерством на Сахалине, Валентин Рябцев показал пути спасения поймы Ангары, Дмитрий Кузьменкин поведал о разнообразии гидробионтов реки Чарыш в Алтайском крае, Ли Е и Ху Цзингуй – о работе по спасению рек Большого Хингана. Практически невозможно было принять участие в работе всех секций конференции. Но некоторые идеи я хочу передать хотя бы в виде тезисов. Итак, какие важные мысли нужно взять на вооружение?

- Общественное движение должно достигнуть критической массы. По данным Минэкономразвития России, доход от внедрения общественных инициатив в нашем государстве в 2012 году достиг 19 млрд. рублей. «Если вы набрали 10% сторонников в решении какой-либо проблемы – общество ваше!» – таково мнение психологов.

- После нас хоть потоп? Нет, нужно развивать позицию коренного жителя: здесь живу, здесь будут жить мои дети и внуки.

- Суть «теории разбитых окон»: нельзя допускать, чтобы в здании было сломано одно окно – сразу же полетят и другие. Не нужно ждать больших потрясений в природе, в государстве, на матушке-земле. Как только появилась трещинка в стекле, её надо сразу же залатать!

- Причину многих бед в здоровье людей многие видят в состоянии экологии. А вот в Бурятии в настоящее время существует целая сеть – Большая Байкальская тропа протяжённостью более 700 километров! И «топлес» здесь переводится как «топать по лесу». Все экологические тропы находятся в шаговой доступности от населённых пунктов, их посещение бесплатное, консультантами работают волонтёры. Не случайно в Бурятии очень много долгожителей.

К сожалению, всё хорошее скоро заканчивается. Резолюция конференции оглашена, скреплена дружескими рукопожатиями представителей стран-участниц. И снова дорога, которая будоражит мысли. И главная из них: «По-старому жить больше нельзя! Наши потомки нам не простят этого!..»

«А за окном то дождь, то снег…»

Нижнеудинск. Облачно, атмосферное давление 725 мм рт. ст., температура воздуха 16 градусов, дождь, гроза. Батюшка Саян сердится. Почему? Журит нас за наши проделки? А может, радуется, что ещё несколько человек на Земле станут настолько близки к природе, что не допустят катаклизмов? Саян молча мечет грозовые стрелы в землю. А нам надо думать и действовать!

Одна из тягостных моих дум – о тайге. Она теперь в моём представлении стала символом бестолкового отношения человека к природе. Идут вагоны с пиломатериалом за границу… тяжким грузом по сердцу. Лесопилка даёт выход чистой древесины 43%, а всё остальное отправляется в отвалы, гниёт за забором! Запомнилось, как во время конференции китайцы демонстрировали слайд-фильм, показывающий бескрайние лесные массивы. Я задал вопрос: «Ваша страна богата лесом. Почему вы не занимаетесь заготовкой древесины дома, а покупаете её в России?» Ответ меня шокировал. Думал, что услышу об экономических возможностях или экологических проблемах. А китайский гость сказал: «Мы думаем о будущем нашего великого государства». (!)

Существует мнение, что тайга должна гореть один раз в сто лет, чтобы потом восстановиться. А из окна поезда я вижу последствия ежегодных палов. Железнодорожное полотно не опахано, много ветровала. Всё это способствует распространению пожаров. На всём пути видел только одну бригаду рабочих, которые просто убирали валежник в сторону от железной дороги.

Поляны огоньков стали меняться разливами лютиков. За прошедшие четыре дня облиствение берёз заметно увеличилось, а осинки так и стоят, будто к зиме приготовились. Вновь пошёл дождь. «Маленький дождишко, а лодырю – отдышка», – гласит народная мудрость. А в поезде не заскучаешь – перед тобой огромный экран с живописными картинами и развивающимся сюжетом. Вот женщина несёт целую охапку цветущей стародубки. Может, домашних животных собирается подлечить или себя подремонтировать. А вот в луже серая ворона что-то полощет. На сгоревшем дереве сидит сова: медленно повернула голову в сторону проносящегося поезда и долго смотрит нам вслед.

Удивительна погода в Сибири. Только что было солнечно, но вот уже въезжаем в полосу дождя, а в Тайшете – снег. Стройные ряды высоковольтных линий долго идут вдоль железной дороги. А тут ещё и красавица Бирюса! Можно молодость вспомнить да промурлыкать, что «ЛЭП-500 не простая линия». В Кузбассе начинает цвести яблоня, на грядках в огородах появились первые всходы. А в ветрозащитной полосе много маленьких - 1,5-2 метра - лиственниц. Они такие правильные, аккуратные, ажурные. Сколько лет жизни отведёт им человек? Хочется, чтобы и про них когда-нибудь сказали: вековые деревья! А за окном – очередная лесопилка…

И вот я дома. Одуванчики уже отцвели и яркий жёлтый ковёр сменили на ослепительно-белый. Свои гнёзда покинули молодые скворчата, грачи кормят подлётышей на проводах, в лесу радуется жизни кукушка, а любопытная чечевица громко спрашивает: «Витю видел?» Природа торжествует! И я хочу, чтобы так было и для моих детей и внуков.

Михаил ЯГУНОВ

Фоторепортаж