Игротека 64+

Человек, который предостерёг человечество

00:00, 31 мая 2013г, Спорт 1911


Игротека 64+ Фото №1

об опасности грядущего «интеллектуального взрыва», был участником суперсекретной операции «Ультра» и, возможно, одним из программистов гигантской системы прослушки, известной под кодовым названием «Эшелон».

Превзошёл самого Тьюринга

27 мая 1941 года англичане после долгой и драматической погони за «Бисмарком», самым мощным боевым кораблем того времени, добили его близ Бреста, оккупированного во Вторую мировую немцами важного французского военного порта. Гигантский рейдер, на которого возлагал особые надежды фюрер, ушел на дно Атлантики вместе с более чем двухтысячным экипажем. Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях пишет, что «заслуга в победе над «Бисмарком» принадлежит всем военно-морским силам Британии, однако решающую роль сыграли линкоры». Мемуары Черчилля вышли в свет еще задолго до того, как была рассекречена операция «Ультра» (по взлому английскими криптологами немецкой шифровальной машины «Энигма»), и поэтому он и не мог написать, что погоня за «Бисмарком» удалась во многом благодаря подсказке из Блетчли-парка. В этом пригороде Лондона размещался огромный таинственный дешифровальный центр, в котором, как ранее уже говорилось в «Игротеке», трудились и многие известные шахматисты Британии во главе с чемпионом Туманного Альбиона мастером Хью Александером, возглавлявшим «8-й коттедж» (кодовое название отдела по дешифровке «Энигмы» немецких военно-морских сил). Хью и его коллеги, узнав об уничтожении «Бисмарка», отметили это в находившемся на территории дешифровального центра кафе под экзотическим названием «Баранья лопатка». На тот дружеский ужин был приглашен и только что прибывший в Блетчли-парк и зачисленный в ряды «8-го коттеджа»(c виду это был затрапезный дощатый барак на зеленой лужайке) молодой человек в очках и с небольшими усиками. Звали его Ирвинг Джон Гуд, и это был способнейший математик, выпускник престижнейшего Кембриджа.

Новичок (в кругу товарищей – Джек) оказался очень ценным кадром, он внедрил один из криптологических методов, который до этого отверг как бесперспективный гениальный Алан Тьюринг, отец искусственного интеллекта и главный криптолог Блетчли-парка. Там же, в Блетчли, Джек Гуд отметился и как один из создателей первого в мире специализированного компьютера «Колосс», решившего многие проблемы по дешифровке «Энигмы» и еще более сложного немецкого шифратора «Лоренц Шлюссельцузатц», секретившего переговоры высшего комсостава Третьего рейха.

 

Как журнал «Чесс» выдал суперсекрет

Черчилль полагал, что «Ультра» – это то, чем мы выиграли войну». Почему же тогда силы люфтваффе, сумевшие в период «битвы за Британию» нанести сильный урон Лондону и другим британским городам (особенно Ковентри), не разбомбили дешифровальный центр в Блетчли-парке (кодовое название – Station X)? А вражеская разведка не знала о его существовании, настолько эта крупнейшая криптологическая цитадель с 10 тысячами сотрудников была засекречена!

Но неожиданно в феврале 1945-го британский журнал «Чесс»(«Шахматы») дал информацию, что шахматная команда Блетчли-парка выиграла товарищеский матч у Оксфордского университета со счетом 8:4, и поместил при этом фотографию участников матча, половина из которых были людьми засекреченными!

На первой доске за криптологов играл, естественно, Хью Александер, а на 4-й – не кто иной, как Джек Гуд (он был приличным шахматистом, перед войной выиграл чемпионат графства Кембриджшир). А почему британская цензура позволила так засветить секретный центр? Ответ простой: положение Третьего рейха было уже катастрофичным – под мощнейшим напором Красной армии и ее союзников.

 

Десять таинственных лет Джека Гуда, или «Большое ухо»

В сентябре 1947-го в Лондоне шахматная сборная Британии сразилась с командой СССР и, естественно, наши начистили хозяев поля будь здоров – 15:5! В этом поединке за британцев играли три участника еще не рассекреченной в ту пору операции «Ультра» – Гарри Голомбек, Хью Александер и Джеймс Айткен. Двое последних на тот момент уже числились в штате создававшейся на базе Station X радиоэлектронной разведки Туманного Альбиона, ныне известной под невинным названием Центр правительственной связи (английская аббревиатура – GCHQ). Скоро к ним присоединится и Джек Гуд, после войны занимавшийся в Манчестерском университете созданием первого британского компьютера Mark I.

В Центре правительственной связи, обосновавшемся в небольшом городе-курорте Челтенхеме, Гуд проработал 10 лет, в каком подразделении – большой секрет, но, скорее всего, как блестящий специалист по компьютерной технике он занимался программным обеспечением тогда только еще создававшейся усилиями Агентства национальной безопасности США и британского ЦПС глобальной системы радиоэлектронной разведки. Ныне она известна как «Эшелон». За счет своей мощной инфраструктуры это «большое ухо», согласно докладу Европейского парламента, обнародованному еще в 2001-м, прослушивает и отслеживает информационный поток (телефонные разговоры, интернет-общение т. д.) по всему миру, в том числе и с помощью космических аппаратов.

 

Чтобы люди не оказались лишними

Обстоятельства ухода Гуда из ЦПС в конце 50-х неизвестны, но, работая на Острове и в уже не особо секретных учреждениях, он остается в рядах компьютерщиков высшего класса. В 1967-м переезжает в США, в Вирджинию, и в тамошних высших учебных заведениях три десятилетия трудится, понятно, в профессорском ранге.

Еще в 60-е профессор Гуд выдал серию статей, в которых предрек, что сразу за созданием «сверхразумной машины... несомненно, последует интеллектуальный взрыв и разум человека намного отстанет от искусственного». Проще говоря, ученый предостерегал, что недалеко то время, когда машины станут башковитее людей, и как бы мы, человеки, не оказались в этой ситуации за бортом.

Эти прогнозы Гуда легли в основу футурологической теории под мудреным названием «Технологическая сингулярность», также предупреждающей, что, создавая искусственный сверхинтеллект, люди не должны его выпускать из-под контроля... Мнения ученых, когда произойдет «интеллектуальный взрыв» и искусственный разум превзойдет человеческий, разнятся. Некоторые выдающиеся умы считают, что критический момент, чреватый для рода людского непредсказуемыми последствиями, наступит довольно скоро – в районе 2030 года, а то и раньше... Другие выдающиеся умы полагают, что никакого острого кризиса из-за усиления искусственного разума не будет. Поживем – увидим.

Ну и на закуску – одна из славных задачек Кереса:

*   *   *

А Викинг-то не железный...

В середине мая Норвегия принимала первый в своей истории шахматный супертурнир.

 

В Ставангер (город на юго-западе этого небольшого скандинавского государства) съехались почти все крупнейшие игроки – чемпион мира индиец Вишванатан Ананд, Левон Аронян (Армения), Веселин Топалов, россиянин Петр Свидлер... Ну а фаворитом был, естественно, 22-летний норвежец Магнус Карлсен по прозвищу Викинг. С таким-то рейтингом (2868!) да в своих-то стенах!

Но когда в первый день участники размялись в блице, первым к финишу неожиданно пришел россиянин Сергей Карякин, а Викинг поделил 2-4 места. Затем уже в классическом контроле времени Сергей вообще стал творить чудеса – выиграл 4 партии подряд! Этот темп оказался не под силу даже Карлсену... Правда, в пятом туре он одолел Карякина, а в следующем – бакинца Теймура Раджабова, тогда как лидер в 6 туре разошелся с миром с Анандом. В 7-м Магнус без хлопот «убирает» земляка Хаммера, но и Карякин выигрывает – у американца японского происхождения Хикары Накамуры. Предпоследний турнирный день стал черным для обоих лидеров – Карякин проигрывает Свидлеру, Карлсена сенсационно «раскатывает» китаец Ван Хао. В заключительном туре оба лидера делают ничьи и Карякин все-таки остается во главе таблицы с 6 очками из 9! А Викинга догоняет Накамура, и они делят с 5,5 очка 2-3 места.

 

Даша – чемпионка!

Только что в Бердске завершился Сибирский этап по шахматам Спартакиады учащихся России.

 

И там из нашей юной гвардии особо отличилась кандидат в мастера Даша Ануфриенко, занявшая первое место среди девушек с результатом 6 из 7. Ее подруга по команде Алина Стрелкова набрала 4 очка, и в итоге дуэт школьниц с Алтая занял второе место в командном зачете, пропустив вперед только сверстниц из Новосибирска. Наш дуэт юношей Никита Ножкин и Евгений Кардашевский взял в Бердске «бронзу».

 

Себя преодолеть

На сайте краевой федерации шахмат появилось письмо кандидата в мастера из Бийска Игоря Коломытченко: «Я рад, что мне удалось совершить маленький подвиг – съездить с сопровождающим (с перворазрядницей Ниной Аржанниковой. – «Игротека») на чемпионат России среди инвалидов с ПОДА в далекий город Нальчик и сыграть там вничью с чемпионом России, международным мастером А. Ободчуком. Набрав 5,5 очка из 9, я поделил 10-16 места из 53 участников».

Фоторепортаж