«Мой ласковый и нежный… папа»

00:00, 08 мая 2013г, Общество 1667


«Мой ласковый и нежный… папа» Фото №1

Когда заходишь в просторный дом Бадрисламовых на станции Ребриха, первое, что видишь с порога, – большой красочный плакат на стене «Родовое древо». Вверху – две большие фотографии Шайхатара и Марии, ниже поменьше – четверых их взрослых детей. От них проведены стрелки к портретам внуков. А ещё ниже – маленькие снимки правнуков. Как узнала чуть позже, скоро дедушке с бабушкой придется начинать пятый ряд. Вот-вот на свет появится праправнучка!

Столяр и плотник – лучший работник

Дружная семья Бадрисламовых хорошо известна в Ребрихинском районе.

В 2011 году она стала победителем в районной эстафете родительского подвига «Согрей теплом родительского сердца». А в конце того же года заняла первое место в краевой эстафете в номинации «Семья фронтовика». Диплом победителя за подписью губернатора Александра Карлина Шайхатару Гореевичу вручили на празднике в краевой филармонии вместе с медалью «Родительская слава». Как написано в документе, «за ответственное родительство, патриотическое воспитание детей, сохранение и приумножение семейных традиций и духовных ценностей».

Супруги познакомились в 1952 году в Новосибирске. Шайхатар, прошедший войну, до демобилизации продолжал служить в этом городе. А потом устроился работать в паровозное депо ближайшей станции Инская. Его бригада мыла паровозные котлы, готовила к отправке составы. Рядом в вагонном депо смазчицей трудилась алтайская девушка Мария Костренко. До этого четыре военных года она работала в Барнауле на ВРЗ. Заправляли паровозы углем, лопатами загружали им целые вагоны. Тяжелое занятие.

- Попробуй вручную покидай уголь в тендер, если ты ещё молоденькая девчонка! – вспоминает сегодня Мария Демьяновна. – Когда брата взяли в армию, остались мы одни со старенькой мамой без главного помощника в семье. Вот и решили переехать под Новосибирск, где жила старшая сестра. Она работала на станции Инская. Сюда же потом вернулся из армии брат. К тому времени мы с Шайхатаром уже поженились. Вскоре родилась дочь Валя.

Девочка оказалась слабенькой и умерла в младенчестве. Молодых родителей это сблизило ещё больше. Горевали до тех пор, пока у них не родилась дочь Люба, потом Надежда, а в июне 1956 года – сын Сергей. Когда ему было всего полгода, семья решила вернуться на Алтай, в родной для Марии Ребрихинский район. Сейчас ей страшно вспоминать: с тремя малыми детьми переезжали в самые морозы и бураны под Новый, 1957 год сначала на поезде, а потом на двух подводах до посёлка Ремок. Оба устроились на работу в колхоз имени Мамонтова. За лето построили себе в селе новый дом. Тут и родилась у них младшая дочь Вера. Мария трудилась на полевых работах, а Шайхатар стал столяром в колхозной мастерской. Без него не обходилось ни одно строительство: он изготавливал оконные рамы, дверные косяки, крылечки, настилал полы и устанавливал стропила на крышах. Если в селе кто-то умер, к кому родственники идут в первую очередь? К столяру. Об этом не принято говорить, но сколько домовин за эти годы пришлось изготовить Бадрисламову, не считаясь ни со временем, ни с выходными днями! Дело-то неотложное, все бросал, работал по ночам в колхозной столярке.

Когда семья переехала в Ребриху, Шайхатар уже был плотником пятого разряда. На стройке его приняли с душой, а жители райцентра заказывали ему всю столярку для личных домов и подворий. Поступали заказы и из края, тогда он уезжал в командировку. Дети любили крутиться возле отца, когда он работал с деревом, играть свежеструганой стружкой, которая так приятно пахнет свежестью, собирать бакулочки – деревянные обрезки в виде кубиков, треугольников, из которых можно было что-то составлять, как из деталей конструктора. Он делал для них лёгкие сани, в которые мальчишки один раз запрягли кошку, мастерил бочонки для разных нужд, лагушки под квас. Хозяйство держали большое, требовалось заготавливать много сена. И здесь подрастающие дети старались помочь своим родителям. Особенно любили они с отцом отгонять на луг корову, телят, овец и пасти их. Тогда можно было не спеша поговорить с папой, расспросить о войне. Когда я спросила у Марии Демьяновны, какими были её дети, она ответила: «Ребятишки послушные, воспитанные. Ни одного ни разу не вызывали в школу или в сельсовет за плохое поведение. Спросите у любого из соседей. И учились хорошо».

А дочь Вера вспоминает:

- Мама у нас была строгой, не баловала. А папа, наоборот, очень ласковый и нежный. Нас, ребятишек, он часто обнимал и целовал. Обед, который ему утром собирала в узелок мама, не доедал, обязательно хоть яичко, но принесёт обратно: «Это вам от зайчика». Другие дети в селе нам завидовали: такого ласкового папы ни у кого не было.

Дружная семья пережила ещё одну трагедию. Пока родители были на работе, в озере утонул их пятый ребёнок – семилетний сын Витя. Сегодня среди внуков Бадрисламовых два Виктора одного возраста. Один, сын Надежды, вылитый дедушка: похож не только лицом, мягким характером, но и фигурой, походкой, такой же мастер на все руки.

 

2-й Белорусский

Шайхатар Гореевич, удмурт по национальности, родился, как записано в паспорте, в селе Нижний Болтач Башкирской ССР 14 июля 1926 года. Хотя, когда выходил на пенсию, из Уфы пришли его старые метрики (свидетельство о рождении). Оказалось, что дата его рождения иная – 20 марта 1925 года. Её Бадрисламов и считает правильной, хотя и не стал переделывать все свои документы. Он был четвертым ребёнком у матери, которую звали Назира, рос под присмотром двух старших братьев и сестры, мальчишкой начал работать в колхозе.

На действительную службу его призвали 27 января 1943 года. Сначала пересыльный пункт, потом учебный центр на территории Башкирии. Несколько месяцев жили в палатках по сто человек, проходили курс молодого бойца, учились прицельно стрелять из винтовок. Вместо пилоток на голове носили шлемы – остроконечные буденновки со звездой времен Гражданской войны, застёгивающиеся вокруг шеи. На ногах – ботинки с обмоткой. Каски выдали на фронте. Сформировали часть и отправили на передовую. Попал на 2-й Белорусский фронт. (Недавно ему прислали медаль «За освобождение Белоруссии».)

Пехота – это окопы и бои в чистом поле, которые запомнились больше всего. Говорит, что в первый раз было не страшно: ещё пороху не нюхал, ничего не знал. Ясное осознание всей трагичности ситуации пришло, когда в бою стали гибнуть его товарищи, с которыми вот только что перекинулся парой слов. В городах не задерживались, шли дальше: Польша, Восточная Пруссия. Сначала воевал с ижевской винтовкой, говорит, очень длинная была, потом вручили автомат Дегтярева с круглым диском. Солдатская экипировка нехитрая: за поясом – гранаты, алюминиевая фляжка с водой, коробочка с патронами, за спиной – вещмешок и комсомольский билет в кармане гимнастерки. Несколько раз менялись номера стрелковых полков, в которых довелось воевать. Сначала был зачислен стрелком в 369-й полк, с октября 1944-го – в 555-й, с апреля по июнь 45-го был снайпером в 416-м полку.

Первый раз ранило в левую ногу летом 44-го на границе Белоруссии и Польши. Лечился в полевом госпитале недолго и снова в строй. Весной 45-го под Кенигсбергом случилось ранение посерьёзнее. Пуля вошла в грудь через левую руку на уровне сердца и остановилась рядом с ним. Тяжелораненых санитары сначала разместили в больших палатках: 18 коек с одной стороны, столько же – с другой, посередине – проход. Когда немцы начали обстрел наших позиций дальнобойными орудиями, один снаряд угодил в противоположный угол палатки, в которой лежал Бадрисламов. Половина раненых погибли, а ему повезло, на этот раз не задело. Оставшихся в живых из палатки перетащили в блиндаж к хирургам. Дождались поезда и отправили их в госпиталь города Чебоксары. Там и встретил известие о Победе.

Выписался, вернулся в часть, тут началась война с Японией. Отправили на Дальний Восток. В Улан-Удэ устроили отбор воинов. Шайхатар после госпиталя был ещё слабым и очень худым. Его с другими такими же доходягами оставили на месте набираться сил, зачислили в конвойный полк. Военные действия на Востоке вскоре закончились, и в Улан-Удэ стали поступать большие партии пленных японцев. Их охраной и занимался Бадрисламов со своими товарищами. Потом часть перевели в Новосибирск, где он прослужил до ноября 1950 года. Рядом были несколько земляков, призывавшихся с ним из Башкирии. Когда оказались на гражданке, некоторые остались в Новосибирске, пошли служить в милицию, а Шайхатар попал в паровозное депо.

 

Пятое поколение

Как сложилась судьба их взрослых детей? Сергей работает механиком на элеваторе. Вера – учительница, вела начальные классы. Надя сейчас в торговле. Люба была крановщиком, потом кладовщиком. Дочки уже достигли пенсионного возраста. У дедушки с бабушкой десять внуков: две девочки, восемь мальчиков и 12 правнуков. Месяц назад родилась Сашенька. А на днях они ждут появления на свет первой праправнучки. Один взрослый внук Владимир работает бухгалтером-экономистом в райсоцзащите, внучка Мария – в отделении Сбербанка в Барнауле. Виктор занимается торговлей, Сергей трудится механиком на свиноферме в селе Клочки, Олег – на железной дороге, пока рабочий, но скоро закончит учебу, станет специалистом. В семье есть учителя математики, пчеловоды, строители, программист, работники сельского хозяйства и производственники. Мария Демьяновна сетует: «Жаль, что развалились цеха и хозяйства, где трудились наши дети и внуки. Не все сегодня могут найти себе другую работу, занимаются дома подсобным хозяйством».

Сегодня взрослые дети и внуки – опора для своих состарившихся родителей. Это они с любовью отремонтировали их дом, в каждой комнате наклеили красивые обои с цветочным орнаментом: в зале – бордовые, в другой комнате – цвета топлёного молока, на кухне – голубые, повесили новые шторы и портьеры. Мария Демьяновна строго следит за чистотой и порядком в квартире, прибирает каждый день, поэтому в их доме всегда уютно. Здесь каждый день бывают правнуки. Третьеклассник Костя, увлекающийся шахматами, говорит, что у бабушки вкусные многослойные бутерброды, которые она умеет готовить на скорую руку, чтобы угостить забежавшего к ней мальчишку. На вопрос: «Чем ещё чаще всего потчует своих хозяйка дома?» – Шайхатар Гореевич отвечает:

- У неё все получается вкусным: борщ, суп-лапша, рисовый суп, каши с котлетами или подливом и тушенкой. Пироги у нас любят простые с картошкой, капустой, ливером. Они идут нарасхват у взрослых и детей. А вот печенье они уже не едят, даже правнуки. Наелись. Им подавай домашнюю стряпню.

У Бадрисламовых три главных семейных праздника, когда за большим родительским столом собираются все, хотя с каждым годом вместиться им всё сложнее: Рождество, Пасха и 9 Мая – День Победы. Одной окрошки бабушка готовит целое ведро. Это любимое блюдо. Картошку тушит с мясом большими кастрюлями. Домашнюю тушёнку с осени делает сама, раскладывает её по литровым банкам, и она отлично хранится в холодильнике несколько месяцев. Пришли неожиданно гости – готовка обеда много времени не займёт.

Фронтовик держится молодцом, старается больше двигаться, с удовольствием общается с внуками. Нас встретил у порога, а потом проводил до калитки и долго махал вслед.

 

Ребрихинский район.

Фоторепортаж