Последние аплодисменты Валерию Золотухину

00:00, 06 апреля 2013г, Общество 1609


Последние аплодисменты Валерию Золотухину Фото №1

Пятого апреля в Быстром Истоке похоронили народного артиста России, писателя, певца и театрального педагога, художественного руководителя Театра на Таганке в Москве и Молодежного театра Алтая в Барнауле Валерия Золотухина.

Гроб с телом Валерия Сергеевича был доставлен в село еще вечером 4 апреля и поставлен в церкви Покрова Божьей Матери, которая построена по инициативе нашего земляка и во многом на его деньги. Настоятель храма отец Дмитрий рассказал:

- Я познакомился с Валерием Сергеевичем Золотухиным в январе 2005 года, когда принял здешний приход. Он помогал по мере сил в решении разных проблем. Был очень душевный. Самое теплое впечатление от общения с ним. То, что он решил построить храм на родине, говорит о том, что вера в нем была всегда…

Попрощаться с земляком люди шли и вечером, и даже ночью. С утра площадь перед церковью была заполнена народом. Пришли те, кто помнил Валерия Сергеевича еще мальчишкой.

- Была подготовка к районному конкурсу художественной самодеятельности. Я иду и слышу удивительной чистоты голос… - рассказывает Раиса Ефимовна Казанцева. – Оглянулась – стоит мальчишка на костылях и поет! Он пел так, как потом пел Робертино Лоретти. А песня называлась «Родина»: «Вижу чудное раздолье, слышу трели соловья...» Никогда не забуду этого. А потом он избавился от костылей. И однажды я увидела, как он играл в волейбол, и так за него обрадовалась. На смотре художественной самодеятельности он с ребятами так отплясывал матросский танец!.. Недавно, на его 70-летии, я ему напомнила про это, а он мне говорит: «А вы знаете, как мне было тогда больно?» Он жил через боль…

Не испугавшись непогоды, люди приехали из разных районов края.

- Мы из Петропавловки… - говорит Екатерина Тимофеевна Азарова. – Лично я не знала его, но по кино, песням он стал как родной. Пел от всего сердца, от души…

- Когда приезжал, то все в селе старались с ним сфотографироваться, ну и я тоже как-то раз… - говорит Нина Александровна Шмонина, учительница, показывая нам старую, черно-белую еще фотографию, где Валерий Золотухин, молодой, с модной прической и усами, стоит в окружении односельчан. – А не так давно он приезжал со своими учениками, привозил спектакль «На дне» и я водила наших школьников на него. Такой талантливый человек! Нашу деревню он никогда не покидал. А теперь и не покинет…

Приехали в Быстрый Исток золотухинские «дети» - его студенты, многие из которых уже стали актерами.

- Он говорил: «Я не устаю»… И не уставал… - рассказывает Кирилл Фриц, актер золотухинского курса в АлтГАКИ. – Когда мы впервые должны были его увидеть, нам казалось: как же так, ведь он же вон какая звезда?! А он за ручку с нами поздоровался, сразу стало ясно, какой это человек, с какой душой… В театре на прощании лежал на том же месте, на котором в спектакле «С любимыми не расставайтесь» сидел, играя судью. В самом начале он с каждым из нас разговаривал наедине, пытал, насколько нужна нам эта профессия. Говорил: «Актерство – неблагодарный труд». Но вот сегодня к нему тысячи людей идут, так что благодарность, хотя бы зрительская, все же есть…

- Он сам вышел в люди, вот что важно… - сказал нам Николай Иванович Андреев, житель Быстрого Истока. – У него же не было ни связей, ни заступников. А куда взобрался! Когда церковь начал строить, это большое впечатление произвело. У меня слеги были – я их отдал на купол. Но это так, мелочи, надо, значит, надо…

- Был однажды случай: он выступал в селе Смоленском на Соболевских чтениях. А это было его, Валерия Сергеевича, 50-летие… - рассказывает Людмила Андреевна Тырышкина, создательница музея «Алтай литературный» в Белокурихе. – Мы ему говорим: «Хотим посвятить вам песню». И мы всем залом запели: «Деревня моя, деревянная дальняя»… Он закрыл лицо руками – заплакал…

- Наш народный человек! - добавляет о Золотухине его земляк Иван Федорович Глущенко. И то же говорили все: Золотухин – он свой, родной. Он всегда выручал. Но и его, приходилось, выручали.

- Я работала в Бийске, в детской колонии, где Шукшин снимал кино. Через это была знакома с Золотухиным… - рассказывает Анастасия Сергеевна Пряхина. – Однажды зимой звонит нам домой друг Валерия Сергеевича – Ащеулов, говорит, ехали из Барнаула в Бийск и машина сломалась. Начальник колонии отрядил помощь, и мы их притащили в город…

Земляк – это слово было главным как для Шукшина, так и для Золотухина. Вспоминает Ольга Степановна Овчинникова:

- Мы были знакомы через Виктора Ащеулова, друга Валерия Сергеевича. И когда он узнал, что я приехала в Москву учиться в институте, то сам мне позвонил и позвал в Театр на Таганке. Играли «Что делать?» по Чернышевскому. Валерий Сергеевич играет роль и вдруг говорит: «Непрошеный гость хуже Ащеулова!» Мы замерли, думаем: что же будет? Но никто ничего не понял. Вот так Валерий Сергеевич передал нам привет со сцены…

В церкви, где собрались только самые близкие, была отслужена короткая лития, участие в которой принял и отец Дионисий (сын Валерия Сергеевича Денис). Епископ Алтайский и Барнаульский Максим перед ее началом сказал собравшимся:

- Духовный путь Валерия Сергеевича Золотухина был явен только Богу, но этот путь был к высокому духовному званию – раб Божий! Нашим именитым землякам свойственно стремиться на родину, но Валерий Сергеевич и не покидал Алтай. Пожалуй, главным делом его жизни было строительство храма. Его побудило к этому не только внутреннее покаяние за сделанное предками по плоти, это было покаяние за поруганную веру предков. Как много людей, имеющих возможность и желание построить храм, не могут этого сделать. Валерию Сергеевичу Господь позволил сделать такое большое дело, и в этом – главное послание и благость Божия…

Приехал на похороны и губернатор края Александр Карлин. Поддержал близких, отстоял службу в церкви, бросил горсть земли на могилу.

По обычаю гроб с телом обнесли вокруг церкви под колокольный звон. Также по обычаю провожали Валерия Сергеевича под аплодисменты – как всегда провожают актеров…

Фоторепортаж