Память и памятники

Бывший лесовод написал книгу о Барнауле

00:00, 18 января 2013г, Общество 1902


Память и памятники Фото №1

Витаутас Саета, отработав в лесном хозяйстве края почти полвека, уйдя на заслуженный отдых, «сменил место работы» - стал краеведом. Написал обширные воспоминания, благо биографии автора хватило бы на несколько человек. Затем его захватила идея создать целостный исторический образ города Барнаула. Работа продолжается по сей день, рукопись дополняется все новыми фактами, документами, фотографиями. Увы, книга существует только в электронном варианте.

В архив – как на работу

Идею написать книгу о том, как формировался краевой центр, Витаутасу Антоновичу подсказали архивные материалы. Интерес к этой теме подогревало размышление: «Должен ведь я знать, где я живу десятки лет!»

Какой пласт неизведанных фактов, событий, когда-то происходивших на этой земле! А главное, выяснил он, цельной картины об истории краевого центра никто почему-то так и не создал. Есть отдельные издания в библиотеках города, но в большинстве своем это книги, охватывающие отдельные периоды жизни Барнаула.

Из последних изданий, считает Саета, наиболее полно охватывающих исторические события города, это Энциклопедия Барнаула, вышедшая в 2000 году, и Летопись города 2003 года издания, но и они стали библиографической редкостью. Выпущенные в последние годы книги «Алтайский благодатный край», «Все только начинается…», альманах «Тобольск и вся Сибирь. Барнаул» вышли небольшими тиражами в подарочном варианте по очень высоким ценам и до рядового читателя просто не дошли.

 

Обской песок

Из огромной массы изученных материалов постепенно вырисовывался период, в течение которого формировался краевой центр и который все больше Саета старается познать. Как из заводского поселка, а можно сказать, из слобод сереброплавильного завода Барнаул превратился в крупный город - центр Алтайского края с населением в несколько сотен тысяч? Весь этот период был насыщен различными событиями, так или иначе оказавшими влияние на развитие города. Его творили живущие в нем люди, отмечает он в своей книге.

Саета вспоминает свои частые поездки в Барнаул по долгу службы в военное и послевоенное время в период работы в лесничествах края. Все примечал любознательный литовец, много фотографировал. Недаром в книгу вошло более пятисот собственных фотографий.

Приезжие 80 лет назад с вокзала ходили в центр города пешком по теперешнему проспекту Социалистическому через песчаную гриву (ныне площадь Сахарова), ноги по щиколотки утопали в песке. Кроме двух зданий на месте Октябрьской площади был пустырь – его занимала барахолка, торговали старым обмундированием и всякой домашней утварью. На месте нынешнего кинотеатра «Россия» было небольшое озерцо, там плавали домашние утки. Вниз по проспекту Ленина располагались деревянные домишки и полуземлянки. Вокруг них и рядом с дощатыми тротуарами жители выращивали картошку. Если спускаться вниз, пересекались улицы Алтайские, их было больше десяти. Настоящий вид города начинался ниже улицы Чкалова. В конце проспекта Ленина был ручной рынок и дальше – пешеходный подвесной мостик через Барнаулку.

После войны начинает строиться все больше жилых домов. В основном это были четырех- и пятиэтажные здания. На многих строящихся объектах работали японские военнопленные. В центре действовали кинотеатры «Родина», «Октябрь», на площади Спартака – цирк. В городском саду по вечерам играл духовой оркестр. В те годы ни одного автомобильного моста через Обь не было. Переправлялись на пароме чуть ниже железнодорожного моста. Половину дня, а иногда и больше простаивали на переправе в ожидании своей очереди.

 

«Уголок Петербурга»

XIX век. Петра Козьмича Фролова Саета считает незаурядной личностью, достойной памяти горожан. Горный инженер, построивший первую в России чугунно-рельсовую надземную дорогу между Змеиногорским рудником и Змеевским заводом. С 1817 по 1830 год он был начальником горного округа, а с 1822 года одновременно томским гражданским губернатором. Фролов наладил горное производство в округе, которое развалил его предшественник Эллерс, и заводы начали стабильно работать. Фролов стал инициатором строительства великолепного архитектурного ансамбля на Демидовской площади, которую поныне называют «уголком Петербурга». По его заданию были построены бумажная фабрика и типография, создан Барнаульский музеум (ныне Алтайский государственный краеведческий музей), где собрана богатая коллекция минералов и моделей машин, станков, механизмов, применявшихся в горном деле.

Много для развития города, по мнению краеведа, сделали также начальники горного округа Николай Журин и Василий Болдырев. Ни до, ни после «болдыревского» периода в Барнауле так не пульсировала общественная жизнь. Недаром городская дума в 1900 году присвоила Василию Ксенофонтовичу звание «Почетный гражданин Барнаула», его именем был назван переулок в нагорной части (ныне улица Присягина).

ХХ век. Очень ценит краевед все, что сделал для города Анатолий Мельников. Будучи председателем гор-исполкома, он 14 лет руководил городом. При нем Барнаул вырос и похорошел. Вдвое увеличился жилищный фонд – 13 тысяч семей были переселены из бараков и подвалов в благоустроенные квартиры, построены новые школы на 35 тысяч мест, новые трамвайные депо, крытые рынки, водозаборы, ТЭЦ-3, ряд крупных промышленных и бытовых объектов, в город пришел природный газ. Его вклад в развитие города был оценен горожанами, в 90-е годы ему присвоено звание «Почетный гражданин Барнаула».

 

Гордость - старые дома

Витаутас Антонович любит гулять по старому городу. А прогулки с ним – одно удовольствие! Кажется, он знает здесь каждый дом. Опираясь на тросточку в свои 85 лет, неспешно рассказывает о них, их хозяевах и жильцах и очень сожалеет, что новые современные строения вторгаются в старую историческую часть города.

- Старого города и осталось-то немного – от улицы Ползунова до Интернациональной, - сокрушается он. – Да и туда вторгается «новодел». Этот уголок старого Барнаула надо сохранить, - уверен Саета, - пусть остаются старые деревянные дома, отделанные пропильной резьбой, потомки должны это видеть. Надо законодательно определить рубежи старого города и сохранить хотя бы то, что еще уцелело. Причем делать это надо сегодня, пока еще жива хотя бы часть старых улиц.

Что касается административного центра Барнаула, сложившегося в 1950-1960-е годы, то, по мнению Витаутаса Саеты, не надо бы портить его архитектурный облик новыми зеркальными фасадами коммерческих объектов. Здесь совсем неуместна реставрация старых зданий с применением современного дизайна с модными блестками и крикливыми витринами.

Не украшает город и изобилие всевозможной рекламы. Крупногабаритные рекламные щиты размещены на улицах, на стенах домов. Нередко их навешивают на фасады зданий так, что полностью закрывают архитектурные формы.

Книга Витаутаса Саеты охватывает без малого трехсотлетний период истории. Нельзя не заметить отношения автора к тем событиям, людям, которых он касается, чувства гордости за «культурный центр Сибири». Может, и прав кто-то произнесший, что «Барнаул – столица мира». По крайней мере вспоминаешь этот слоган после прочтения книги Витаутаса Саеты.

Победитель конкурса «Узнай свой Алтай!»
Витаутас Саета волею судеб в военные годы (отец был репрессирован, мать с тремя детьми сослана в Сибирь) попал ребенком в Алтайский край, начал работать в 14 лет как взрослый. Прошел путь от рабочего до руководителя лесных предприятий в Алтайском крае. Под его руководством и с его участием посажены кедровые, сосновые, еловые леса на площади более пяти тысяч гектаров! Где бы ни работал, везде старался облегчить труд рабочих, прекрасный рационализатор, менеджер с большой буквы. Будучи на пенсии, написал четыре автобиографические книги, увлекся краеведением. А с 2007 года пишет уникальную книгу о Барнауле. В 2012 году Витаутасу исполнилось 85 лет, в октябре в библиотеке имени В.Я. Шишкова презентовали его новую книгу «Очерки о лесном хозяйстве края XVIII-XIX, начала XX веков». Автор этой книги стал победителем краевого конкурса «Узнай свой Алтай!».

Городские названия
Названия улиц старого Барнаула нередко отражали географические названия тех мест, откуда прибыли переселенцы. На правом берегу реки Барнаулки образовалась Олонская улица из переселившихся жителей Олонецкой губернии (ныне это преимущественно территория Карелии). В левобережной части на Тобольской улице (ныне улица Льва Толстого) – жители из Тобольска. К примеру, только в 1749 году при Барнаульском заводе поселились 591 человек мужского пола, а с ними примерно столько же женщин, приехавших со всей Сибири. Так возникли улицы Иркутская (ныне Пушкина), Кузнецкая (ныне Гоголя), Томская (ныне Короленко) и другие. Большинство домов тогда строились из дерева без фундаментов. Оконца закрывались слюдой.

Любовь ЖИЛЬЦОВА

Фоторепортаж