Вот это зима!

Более двух недель над Алтайским краем непрерывно шёл снег

00:00, 28 ноября 2012г, Общество 2285


Вот это зима! Фото №1

Такого обилия небесного пуха, выпавшего за столь короткий срок, что-то не припоминается. Приходится констатировать факт, подтверждённый метеоданными: за период с 1 по 25 ноября выпало до трёх среднемесячных многолетних сезонных норм осадков – снег над территорией края шел непрерывно больше двух недель подряд!

Осадки были и в виде дождя, и в виде мокрого снега. Из-за этого на дорогах получались снежные накаты и гололёд. Такая мощная атака стихии не могла не создать дополнительные – и очень большие - сложности для организаций, отвечающих за уборку дорог.

Личный опыт

…Выходные один из авторов этих строк провел с лопатой – утром и вечером откапывал гараж. Сугробы вокруг моего и соседских уже такие, какие в прошлом году были только в конце зимы. И это притом, что неделю назад мужики устроили во дворе горку из снега, который нападал к тому времени. Горка вышла и высокая, и с длинным желобом. Казалось, проблема излишков снега решена, ан нет – снега выпало еще как минимум на две такие же горки. И ведь по календарю зима еще и не началась!

В воскресенье ездил к коробейниковской иконе в Знаменский монастырь. Те, кто приехал поклониться святыне, машины ставят рядом с монастырем, на пустыре. Снег размолот колесами в кашу, уехать после паломничества – проблема. Вечером в воскресенье поехал через Спартак-2 - сначала трясся на колдобинах (площадь вся в присыпанных снегом ледяных валунах, которые бьют машину под дых), а потом выбирался на Социалистический проспект к мосту через Барнаулку. Делать это пришлось с разгона. Ситуацию осложняло то, что в правой колее буксовал микроавтобус. Какие-то мужики толкали его. Проскребся мимо на брюхе, радуясь тому, что снег мягкий – иначе поотрывало бы все…

Утром в понедельник поехал на работу. При спуске с Красноармейского вниз по какому-то наитию свернул на улицу Никитина и через Радищева повернул к зданию редакции с тыла. Пока полз на брюхе по Радищева до улицы Короленко, думал: и зачем я здесь поехал?! Надо было с Гоголя заезжать! Но тут увидел, что на промежутке от улицы Гоголя до Короленко буксуют три машины и еще две, судя по белым огням, то ли просто сдают назад, а то ли пытаются вытащить тех, кто засел, и порадовался.

Коллега рассказывает, что на улице Шумакова, где конечная автобусов, забуксовала «скорая» и санитары откапывали ее. Наш системный администратор пришел на работу пешком: «Видимо, трактор проезжал и сделал перед моим гаражом отвал. Там не снег – ледяная гора…»

Пробились!

Впрочем, остудим свой гнев и прибережём обывательские колкости для более подходящего случая. По крайней мере в адрес дорожных служб сейчас они не-
уместны. Ведь, несмотря на сложные метеорологические условия, во всех районах края проезд по основным направлениям обеспечивается. Осуществляется круглосуточное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В период совсем уж неблагоприятных погодных условий до места назначения рейсовые автобусы (а значит, и весь автотранспорт) ведёт за собой мощная дорожная техника. Словно ледокол, торящий путь морскому каравану.

По информации КГКУ «Алтайавтодор», ежедневно на очистку федеральных трасс в крае выходит до 500 единиц дорожной техники. Для обеспечения бесперебойного проезда по дорогам в подрядных организациях работает техника в ночное время, в выходные и праздничные дни. Представитель ФГУ «Упрдор Алтай» в свою очередь сообщил, что для снегоочистки и проведения противогололедных мероприятий каждые сутки привлекалось до 105 единиц техники днём и до 71 машины ночью. А объем израсходованной в течение ноября пескосоляной смеси для борьбы с гололедом составил 10,6 тыс. тонн.

А как выглядит ситуация в Барнауле, откуда в «АП» звонит больше всего рассерженных людей?

Заместитель главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Анатолий Воронков сообщил, что с 6 ноября все дорожные службы города работают в круглосуточном режиме. Общая площадь дорог Барнаула – 8 млн. 500 тыс. кв. м. Ежедневно на очистку улиц выходят 264 единицы техники и более 1500 человек. С периода, как начались снегопады, дорожники уже вывезли 52 тыс. тонн снега. Это рекордная цифра для ноября! Но работы еще много: если центральные магистрали удается прочищать, то второстепенные улицы даже в центре города пока остаются утопающими в снегу. Дорожники обещают расчистить их за неделю. Самыми проблемными остаются частный сектор, придворные территории многоэтажных домов. Анатолий Воронков говорит:

- По законодательству чистить снег во дворах домов обязаны собственники или управляющие компании. Но, к сожалению, многие управляющие компании относятся к своим обязанностям недобросовестно. За последние дни телефон нашей «горячей линии» разрывался от звонков недовольных горожан. Кто-то на машине завяз во дворе, у кого-то занесло дорожку рядом с подъездом. Что мы можем сделать в такой ситуации? Выписать управленцам штраф до 50 000 рублей. Результат уже есть: из 3698 многоэтажных домов Барнаула у половины дворы почищены и проходимы.

Кстати, в декабре город закупит дополнительно 30 единиц новой снегоуборочной техники: грейдеры, самосвалы, тракторы. Это поможет быстрее справляться с последствиями непогоды.

Справка «АП»
Если у вас не убирают снег во дворе, звоните по телефонам в Барнауле: 35-45-13 и 35-41-58 с 8.00 до 17.00.

Сверху видно всё

Для эффективного использования и контроля вся задействованная для работы зимой дорожная техника (870 единиц) укомплектована системой ГЛОНАСС.

Кстати, эта система успешно работает не только на спецтехнике. Чтобы исключить возникновение чрезвычайных ситуаций, в которых будут подвергаться угрозе жизнь и здоровье людей, абсолютно все 1140 авто, которые осуществляют пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах, также оснащены бортовыми устройствами ГЛОНАСС. Это позволяет в режиме реального времени круглосуточно отслеживать местонахождение транспортного средства, соблюдение его водителем скоростного режима. Кроме того, навигационная система обеспечивает постоянную связь с диспетчерским пунктом и в случае возникновения любых нештатных ситуаций диспетчерами принимаются оперативные меры.

Особое внимание в этом плане уделяется школьным перевозкам. 570 школьных автобусов связаны не только с диспетчерскими службами, осуществляющими мониторинг подвижных объектов, но и с центральным диспетчерским пунктом КГКУ «Алтайавтодор». Это позволяет дорожным службам более оперативно оказаться в зоне нештатной ситуации, что особо актуально в зимний период.

На контроле

Сегодня на самых сложных участках автомобильных дорог установлены 7 видеокамер: на Чуйском тракте у моста через Чумыш, в Новоалтайске на пересечении дорог Троицк - Целинное, на въезде в Бийск, а также в селе Верх-Катунское. На трассе от Барнаула до границы с Республикой Казахстан видеонаблюдение организовано в селе Бураново и в районе Алейска.

Такое современное техническое решение позволяет диспетчерским службам круглосуточно визуально контролировать состояние обслуживаемых дорог. В 2013 году на алтайских трассах будет установлено еще 9 таких видеокамер.

Кроме того, диспетчерские службы (в соответствии с договором с Западно-Сибирским агентством по специализированному гидрометеообеспечению) получают информацию о погодных условиях с обновлением каждые 3 часа. Это позволяет принимать соответствующие меры достаточно оперативно.

Непогода принесла и другие проблемы. МЧС сообщает, что вечером в воскресенье, 25 ноября, без света остались 32 деревни в Бурлинском, Табунском и Славгородском районах. Здесь, правда, виноват был не столько снегопад, сколько сильный ветер.

- Из-за ветра и снега выросла нагрузка на ЛЭП, начались короткие замыкания… - рассказал «Алтайской правде» Арсентий Островой, начальник отдела по делам ГОЧС администрации Табунского района. – У нас отрубились шесть подстанций. Мы запитаны от Кулундинских МЭС (межрайонные электросети), и они, чтобы не было взрывов, нас в конце концов выключили. Это было примерно в 23.30. После этого наши электрики поехали чинить подстанции. Помогло ЗАО «Табунское» - выделили бульдозер на базе К-700. К 5 утра все отремонтировали, дали свет.

Арсентий Островой пояснил, что обычно в Табунском районе малоснежно, так что нынешний ноябрь уже дал в три раза больше снега, чем вся прошлая зима.

В Славгородском и Бурлинском районах отключения были произведены по тем же причинам – из-за сильного ветра и угрозы аварий.

Алексей Кононенко, начальник отдела по делам ГОЧС администрации Бурлинского района, пояснил «АП», что отключение электроэнергии произошло около полуночи и продолжалось три с половиной часа:

- К нам электричество приходит через Табунский район, отключили их – отключились и мы. В районе ничего не остановилось, котельные работали. Отключение было ночью, так что, я думаю, многие жители района и не узнали ничего…

Сам не плошай!

По информации ГИБДД, с 1 по 25 ноября в крае зарегистрировано 212 дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 18 и получили ранения 266 человек. Значительная часть всех ДТП (более 80, пострадало 100 человек) совершена в Барнауле. На федеральных автодорогах за это время произошло 28 ДТП, в которых погибли 9 человек и 42 получили ранения. Например, в течение дня 22 ноября на автодороге А-349 (Барнаул – граница с Республикой Казахстан) погибли 5 человек. Сначала на 194 километре трассы (Шипуновский район) автомобиль выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с грузовиком. Погибли сразу 4 человека. Затем в Топчихинском районе (92-й километр трассы) автомобилем «Газель» был смертельно травмирован водитель, вышедший на проезжую часть из припаркованного автомобиля.

Обо всех случаях ограничения или перерыва движения транспорта население информировалось с помощью местных радиостанций и интернет-ресурсов, включая сайты информационных агентств. Аналогичная информация передавалась на специальной радиочастоте для водителей тяжеловесных транспортных средств.

К слову сказать, в нынешнем месяце Госавтоинспекцией по согласованию с управлением Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, управлением федеральных автомобильных дорог «Алтай» в трех случаях временно вводились ограничения на передвижение транспортных средств.

13 ноября в связи со сложными погодными условиями ограничивалось движение пассажироперевозящего транспорта на автодорогах федерального значения М-52, на участке от Новоалтайска до Бийска, а также на всем протяжении автодороги А-349 (Барнаул – граница с Республикой Казахстан).

22 ноября на указанных дорогах было закрыто движение сначала для пассажироперевозящего транспорта, а затем на автомобильной дороге А-349 движение было закрыто для всех видов транспорта.

25 ноября введен запрет на движение пассажироперевозящего транспорта на М-52 (Чуйский тракт) от Новоалтайска до Бийска и на всем протяжении А-349. Кроме того, на период с 17.40 до 23.15 закрывалось движение всех транспортных средств на автодороге М-52 и с 17.00 - движение всех ТС на автодороге А-349. «Мы не рискнули открывать пассажирское автобусное сообщение. Благодаря этим мерам ни один автобус не попал в нештатную ситуацию», - отметил начальник управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Давыдов, одновременно, по его словам, при введении ограничений на движение автобусов организовано движение пригородных поездов в усиленном составе, к ним дополнительно прицепляли по 3-4 вагона. Таким образом была обеспечена доставка людей. Дополнительно было использовано более 115 вагонов.

Словом, все ресурсы дорожных служб задействованы в максимальном режиме.

И вот результат: в предыдущие дни в Алтайском крае не было допущено нештатных ситуаций с участием пассажирского транспорта. Губернатор края в понедельник провел аппаратное совещание в режиме селекторной связи с городами и районами края. Для участия в нем были приглашены заместители глав администраций по дорожному и жилищно-коммунальному комплексу, руководители дорожных организаций, которые работают непосредственно в территориях.

В ходе совещания была рассмотрена информация по обеспечению безопасности пассажирских и грузовых перевозок на межмуниципальных и междугородных маршрутах. Как подчеркнул начальник управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Давыдов, главной задачей содержания автомобильных дорог в зимний период является обеспечение бесперебойного круглосуточного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Поскольку основная масса ДТП происходит в черте населенных пунктов, Виктор Давыдов обратил внимание глав муниципальных районов и городских округов на необходимость очистки улично-дорожной сети дорожными и коммунальными организациями с целью обеспечения безопасной эксплуатации дорог и улиц в зимний период. В настоящее время не заключены договоры по обслуживанию улиц в населенных пунктах Локтевского, Родинского, Хабарского, Михайловского, Краснощековского, Угловского и Егорьевского районов края.

Александр Карлин в свою очередь отметил, что в сфере организации пассажирских перево-зок недостаточно эффективно используется система ГЛОНАСС: с ее помощью необходимо наладить контроль за пассажирским транспортом, прибывающим из соседних регионов. Для решения этой задачи необходимо наладить взаимодействие с транспортными службами.

Также губернатор потребовал более жестко контролировать соблюдение ограничений водителями пассажирских автобусов, поскольку отдельные перевозчики пытаются обходить этот запрет. По мнению главы региона, таких нарушителей необходимо наказывать по всей строгости закона. Александр Карлин поручил подготовить письма главам муниципальных районов, в которых не решены вопросы организации работ по обслуживанию улично-дорожной сети в поселениях. Отсутствие договоров со специализированными организациями может привести к сложностям при организации проезда по населенным пунктам, движения школьных автобусов, обеспечении надежного функционирования объектов ЖКХ, подвоза угля и т.д.

Губернатор потребовал обеспечить бесперебойный доступ к пожарным частям, учреждениям здравоохранения, в том числе с целью доставки пациентов для оказания им скорой и неотложной медицинской помощи, так как от решения этих задач зависят вопросы жизнеобеспечения территорий.

- Всем хотел бы напомнить, что никаких природных катастроф не происходит. У нас все процессы идут в пределах климатических норм. К такому развитию событий все должны были подготовиться, - подчеркнул губернатор в своем обращении к руководителям городов и районов, которые в случае необходимости должны оперативно сообщать информацию о нештатных ситуациях в краевые органы власти с целью своевременного решения возникающих вопросов, оказания помощи со стороны администрации края.

Что говорят синоптики

Как рассказала «Алтайской правде» начальник отдела по гидрометобеспечению Атайского гидрометцентра Людмила Сырых, Алтайский край пережил череду теплых снежных циклонов, которые приходили к нам с Атлантического океана. Сильный снегопад с метелью и порывистым ветром до 23 м/cек. был почти неделю. За ноябрь в Барнауле выпало 65,6 мм снега, что в четыре раза превышает норму. Добавим, за всю зиму 2011 года выпало всего 49,7 мм осадков. А вот самый малоснежный ноябрь был в Барнауле в 1956 году, тогда выпало всего 1,8 мм снега. Расслабляться не стоит: очередной сильный снегопад синоптики ожидают уже в четверг, 29 ноября. Антициклон придет со стороны Атлантического океана и продлится как минимум до понедельника.

Камера смотрит на дорогу

В крае на федеральных дорогах ставят видеокамеры для контроля – в том числе и за уборкой снега.

Семь таких приборов появились на сложных участках, где образуются большие сугробы. Например, на Чуйском тракте — у моста через реку Чумыш, в Новоалтайске, на пересечении с автодорогой Троицкое – Целинное, на въезде в Бийск, в селе Верх-Катунское. На автодороге Барнаул – Рубцовск – граница Казахстана камеры установлены в селе Бураново и в районе Алейска.

Видеокамеры позволяют круглосуточно отслеживать состояние дорог. До конца года их будет установлено еще девять.

Сергей ТЕПЛЯКОВ, Дмитрий БОРИСОВ, Наталья СОХАРЕВА

Новости партнеров
Фоторепортаж