Наша лепта

00:00, 03 ноября 2012г, Общество 1490


Наша лепта Фото №1

Нынешний праздник – День народного единства – установлен в честь события 400-летней давности: 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов.

Спустя почти 200 лет в России, в том числе и в Колывано-Воскресенском горном округе, в состав которого входили нынешние территории Алтайского края, начался сбор денег на памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. В Алтайском краевом государственном архиве в деле 982 (ф. 1, оп. 2) собраны рапорты о том с Колывано-Воскресенских заводов. Жертвовали кто рубли, а кто копейки, но изрядная сумма накопилась быстро: начали в апреле 1809 года (л. 5-6), а уже 30 октября 1809 года было собрано 1245 рублей 42 копейки (л. 253). Всего же Томским гражданским губернатором из Колывано-Воскресенского горного округа было принято 3242 рубля 43 копейки пожертвований (л. 256). (Интересно, что уже в январе 1810 года в Томск из Барнаула дослали еще 17 с небольшим рублей.)

Памятник первоначально предполагалось установить в Нижнем Новгороде. Однако, как сказал Андрей Вознесенский, «есть апостольское число – для России оно двенадцать», в самый разгар работы над памятником, как раз когда в Петербурге скульптор Иван Мартос изготовил его малую модель, в Россию вторгся Наполеон со своей армией. Против нашествия, как и за 200 лет до этого, снова поднялась вся Россия и снова победила. Идея памятника переросла саму себя, это был памятник чему-то большему, чем только победе над поляками. Каждый мог видеть в этих фигурах себя – все же и жители нынешнего Алтая много пожертвовали на войну 1812 года, через это тоже поучаствовав в изгнании неприятеля.

Первоначальная смета (копия ее также есть в Алтайском госархиве, ф. 1, оп. 2., д. 982, л. 7 об.) предусматривала 150 тысяч рублей, но известно, что в 1816 году из-за послевоенного роста цен эта сумма оказалась недостаточной и Мартос вместе с мастером Литейного двора Василием Екимовым начал вкладывать в дело свои деньги. Узнав про это, Александр Первый велел выдать на памятник еще 20 тысяч рублей.

Три с лишним тысячи, пожертвованные нашими предками, – это примерно пятидесятая часть от ушедшей на памятник суммы, не много, но и не мало. Так что День народного единства – через эти пожертвования, через наших предков, не жалевших на памятник своих, зачастую невеликих, денег, – тоже наш праздник.

Весной 1818 года памятник установили на Красной площади возрождавшейся из пепла Москвы. «Первая после «Медного всадника» работа на исторический сюжет такой мощи и выразительности и таких чисто скульптурных достоинств», - написал о монументе культуролог Яков Басин в своей книге «Первый памятник Москвы». Монумент и правда был первым в Москве, утратившей со времен Петра столичный статус и за эти годы обратившейся едва ли не в большую деревню.  

В композиции памятника запечатлен исторический момент: в сентябре 1611 года нижегородский торговец мясом Кузьма Минич Захарьев-Сухорук призвал своих земляков собирать средства на новое ополчение, начальствовать которым убедил князя Пожарского, залечивавшего раны после произведенной в марте неудачной попытки освобождения Москвы. Простой человек Минин призывает князя Пожарского на бой – по тем временам композиция была революционной.

Если кто будет в Москве, зайдите на Красную площадь и поклонитесь памятнику – так вы поклонитесь не только Минину и Пожарскому, не только героям 1612 и 1812 годов, но и сотням наших земляков, заводским чиновникам и рабочим - берг-офицерам, маркшейдерам, каменотесам, плавильным мастерам и многим другим - тем, кто отдавал на него свои небольшие деньги...

Фоторепортаж