Ставим «на счётчик». Прокуратура не против, даже за

Замена прибора учёта электроэнергии в неприватизированной квартире показала: дело это долгое и нудное, но не так страшен суд, как его малюют

00:00, 18 октября 2012г, Общество 2818


Ставим «на счётчик». Прокуратура не против, даже за Фото №1

Жил-был электросчетчик, ровесник развитого социализма, простоватый снаружи и мудреный внутри. Может, и немолоденький, но хозяин в нем нуждался. Да и тот, похоже, чувствовал себя востребованным, а где-то даже и незаменимым…

Начало. От винта!

Это лишь преамбула к истории жителя Барнаула с ул. Г.Исакова Александра Астапова. Его авторитет российского гражданина, ветерана труда, заслуженного работника культуры, кавалера ордена «Знак Почета» и ряда медалей никаких сомнений у меня не вызывает. Но вот с хозяйской принадлежностью счетчика я слегка поторопился. Тут все не очень-то просто. Вернее, очень непросто.

Историческим весенним днем 14 апреля 2011 года домой к мужчине заявился представитель «Барнаульской сетевой компании». В отсутствие Александра Степановича энергетик «наехал» на его супругу. Мол, квартирный прибор учета электроэнергии подлежит замене. И выдал предписание …

Признаюсь честно, меня всегда смущал подобный способ «раздач». Вроде бы серьезная организация, а действует нахрапом, без разбору, вроде как подметной цедулкой... Ну да бог с ней до времени. И солидные конторы частенько грешат, и я немного отвлекся. Подробности визита рассмотрим позже, отдельной строкой.

Астапов затем рассудил здраво и проявил твердость. Квартира у него неприватизированная - муниципальная. Он – ответственный квартиросъемщик, а не собственник. Значит, и платить за «удовольствие» должен не наниматель жилья, а наймодатель – мэрия. Власти попытались повернуть дело по-своему. И пошло-поехало!

В апреле герой повествования отметил годовщину тягомотного спора. Вместе с тем он является классическим примером глухой обороны чиновного аппарата в законном решении обычной житейской нестыковки. Нужно бы взаимодействие, понимаешь, а вышло противостояние.

У гражданина хватило сил и терпения пройти весь мучительный путь от и до – от оживленной переписки с администрацией краевого центра и до суда. А значит, сам тернистый процесс наверняка будет интересен для земляков.

Портрет маслом

Итак, «беда» себя обозначила. Дабы прояснить ситуацию, Александр Астапов уселся за телефон. Сначала позвонил в городской комитет по управлению имуществом… Да, ошибочно. Но сотрудники внимательно выслушали, объяснили положение вещей и справедливо направили ходатая в горкомитет ЖКХ.

Эти «футболят» мастерски! Причем группой лиц, пусть и без предварительного сговора. Для начала «обращенца» завернули по месту жительства - в техотдел администрации Ленинского района. Там слегка помурыжили и отпасовали обратно в горкомхоз - в юридическую службу.

Юрист официальной барнаульской коммуналки сначала заявил однозначно: «Мы счетчики не меняем». Потом вроде сменил гнев на милость - попытался цитировать законы. И, наконец, просто махнул рукой: «Пишите нам заявление». В комитет по ЖКХ, стало быть… Ура, зацепка!

Я почему так подробно… Вы должны знать, с кем связываетесь, чего ждать на будущее, и не спотыкаться на ровном месте. А происходящее являет нам известный принцип «бумагободания». Типа народ потыкается-помыкается и поостынет, а слезет с возу – кобыле легче.

Александр Степанович не лез. Наваял заявление в установленном порядке – с обязательной регистрацией и в двух экземплярах. Один пустил по инстанции, второй оставил себе для контроля.

Отдельно отмечу: на созвоны и беготню товарищ раздергал два рабочих дня. Мог бы, конечно, изрядно срезать угол, сократить дорогу. Но ведь правильно говорят: знал бы, где упасть, соломки постелил бы… Напоследок заявителя предупредили: «Ответ сообщим или сами узнавайте...»

На-кася!

Побеспокоили его через полмесяца, уточнив по телефону: «У вас квартира приватизированная? Ах, муниципальная! Ну хорошо…»

Смахивает на идиотство? В заявлении все прописано?! Не спеши с ярлыком, уважаемый читатель, и не обольщайся. У нас только сказка быстро сказывается. Астапов же на тот момент лишь чуть ковырнул вершину айсберга и едва отпил из горькой чаши…

Повторю и подчеркну: отдельные современные чиновники весьма искушены в хитроплетении (макраме отдыхает). Они избегают очевидного, приучены грамотно не отвечать по существу и в целом умеют навести тень на плетень. Тоже своего рода высший пилотаж - бюрократический. Это сразу видно из первого официального отклика комитета по ЖКХ.

О чем вещает документ? Да ни о чем! На то и отписка. Имеются в нем сноска на пару статей Жилищного кодекса, привычное перечисление платежных обязанностей гражданина-нанимателя и напоминание о прерогативе муниципалитета:

«За счет средств собственника жилфонда согласно статьям 154 и 158 ЖК РФ проводится капитальный ремонт принадлежащего ему помещения, а также капремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество».

Короче, то же самое яйцо, только в профиль… Плюс резюме: «Замена электросчетчика не относится ни к услугам по капремонту, ни к содержанию и текущему ремонту общего имущества. Следовательно, осуществляется за счет средств заказчика». Скользкое, однако, объяснение… Вы помните, чтобы Александр Астапов чего-нибудь заказывал? Я - нет.

«В ответку»

О чем свидетельствует документ? О том, что перо скрипит, бумага терпит, а часики тикают. В смысле пока идет «обмен мнениями», противная сторона собирается с силами, разворачивает тяжелую артиллерию с намерением раздолбать заявителя по всем направлениям, то есть оставить у разбитого корыта (пардон, счетчика). Откуда такая уверенность, расскажу ниже…

Как меня учили знающие люди, в переписке с представителями коммуналки важен и не ответ вовсе, а факт его наличия. Решили тебе проблему – отлично, отписались-отбоярились – тоже неплохо. Аккуратно сложи в папочку, прибереги до поры, сгодится для правосудия…

Загвоздка в том, что Александр Степанович - человек глубоко воспитанный и крайне совестливый. Я не шучу. Иной бы немедля двинул в прокуратуру, а он понадеялся вразумить кого-то своей логикой. Подал жалобу главе администрации Барнаула «на неправомерные действия должностных лиц комитета ЖКХ».

Проблему изложил ясно: «Права и обязанности собственника жилищного фонда (читай, города) четко отражены в Жилищном и Гражданском кодексах, в федеральном законе «Об энергосбережении», в решении Барнаульской гордумы № 339 от 21 апреля 2006 года и в других нормативных актах».

Справедливо отметил: «Коммунальщики грубо попирают законодательство, не выполняют своих прямых обязанностей (в данном конкретном случае), вводят в заблуждение граждан произвольным толкованием норм и правил».

Запредельного не требовал: «Поправить некомпетентность работников и поменять прибор учета. Ко всему решить с энергетиками сопутствующие финансовые моменты (оплату установки) и вопрос с замками на электрощитках в подъездах. Ибо эти просьбы горкомхоз в ответе вообще проигнорировал».

Сказано!

Но решительный вывод Астапова мне нравится больше всего. По возможности и сейчас цитирую оный друзьям как пример добротного гражданского самосознания:

«Если решение затянется, я должен буду поставить вопрос о компенсации материального ущерба. А именно. Затраты на потребленную энергию по нормативу у меня теперь значительно превышают расходы по счетчику. Вынужденно приобрел ряд книг с указанными законами. Упущенная выгода - приходится отвлекаться на правовые консультации, т. е. лишать себя определенной части трудового заработка…

Не исключаю требования о компенсации моральной. Отказываясь выполнять свою работу, обманывая, горкомхоз унижает гражданина, нарушает его права и свободы, гарантированные ему Конституцией…

Давайте каждый выполнять порученное ему дело. Мне бы тоже не хотелось отвлекаться от прямых служебных обязанностей. Поэтому прошу вас отнестись к моей просьбе уважительно и рассмотреть по существу с принятием реальных мер».

Вот как надо! Учитесь, дорогие товарищи. Глядишь, пригодится в жизни. Плохо другое – наша непотопляемая российская традиция. Это когда человек засылает именное письмо на самый верх, а оно потом тихо планирует вниз по инстанциям.

Главный калибр

У астаповского послания полет получился короткий. Глава администрации Барнаула Игорь Савинцев препоручил разбирательство заму Юрию Петрову. Тот подключил специалистов, ребята напряглись и… безотказно сработала упомянутая мною тяжелая артиллерия.

А это вам не «фантики-рюшечки». Свой юридический хлеб эффектно отработали и дали жару настоящие «зубры» нормативной казуистики.

В игру вступили крупные козыри! И тертый жизнью Жилищный кодекс, и постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г., и Правила техэксплуатации жилого фонда, утвержденные постановлением Госстроя № 170 от 20 сентября 2003 г. И даже Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, завизированные в правительственном постановлении № 530 от 31 августа 2006 г… Уф!

Мрак и разгул стихии. Набежала волна, способная смыть не одну бригаду электриков. А когда она схлынула, то оставила на берегу какого-то пострадавшего спеца из производственно-технического отдела горкомитета ЖКХ с формулировкой «За предоставление недостоверного и неполного ответа…». Досталось тому исполнителю, кто проигнорировал пункт в заявлении Астапова насчет оборудования электрощитков замками. Помните выше? Ну и срезали «стрелочнику» месячную премию.

Что до Астапова, то Александр Степанович получил очередной от ворот поворот. Сие капнуло последней каплей, переполнив чашу.

Недолго музыка играла

В краевом управлении по ЖКХ ветерана труда обнадежили… Заместитель начальника Александр Дементьев черным по белому:

«Системное толкование Жилищного и Гражданского кодексов, закона «Об энергосбережении», постановления Правительства № 530 позволяет сделать вывод, что установка и замена индивидуального прибора учета электроэнергии должны осуществляться собственником жилого помещения. В случае с муниципальной квартирой – администрацией г. Барнаула».

Он же пояснил: «Бездействие органа местного самоуправления может быть обжаловано вами в судебном порядке. Либо вы имеете право обратиться в прокуратуру для проверки законности действий администрации города».

На дворе тогда уже стартовал сентябрь-2011. За пять месяцев (с 14 апреля 2011 г.) Александр Степанович одолел львиную долю кругов «коммунального ада» и приготовился к финальному рывку - подал заявление на имя прокурора города Вячеслава Рехтина.

Руководитель надзорного ведомства расставил точки над «i» и разметил конечную дистанцию. Или, как трактуют у него в хозяйстве, «счел возможным обратиться в суд с иском в защиту интересов гражданина».

Центральный районный суд исковые требования удовлетворил. Кассационную жалобу властей отклонила судебная коллегия Алтайского краевого суда. Бездействие городской администрации и комитета ЖКХ признано незаконным. На них же возложена обязанность заменить прибор учета.

Правда, финишная прямая отняла еще семь месяцев жизни и половину апреля-2012. Но главное сделано. Оркестр, туш!

*   *   *

Жизнь продолжается

Как бы там ни было, а счетчики класса точности 2,5 до 1989 «года рождения» в обязательном порядке подлежат замене. Это закон. Итак, пошаговое обновление прибора электроучета.

1. Вызвать контролера энергоснабжающей организации.

2. По заявке специалист осмотрит агрегат и выдаст рекомендации.

3. Абонент должен самостоятельно в любой торгующей организации приобрести электросчетчик. Средняя его стоимость на сегодняшний день по Барнаулу - 500-600 руб.

4. Вызвать электрика из обслуживающей дом жилищной организации. Он установит механизм и коммутационное оборудование.

5. Вызвать контролера энергоснабжающей организации для его опломбирования.

Данные работы ныне выполняют представители многих организаций. Во всяком случае, по продаже и установке счетчиков. Лишний раз напомню, что доверять процесс нужно именно профессионалам. В частности, полный спектр услуг предлагает Барнаульская горэлектросеть. У компании есть офисы своих операторов на ул. Энтузиастов, 34-а (тел. 52-50-53) и на ул. Ползунова, 50 (тел. 50-12-48).

*   *   *

Без страха, но с упрёком

Замечено: обращаясь в «Алтайку», люди все чаще не просто жалуются на коммунальные недочеты, а и желают послужить примером остальным землякам. Дескать, товарищи, не наступите на грабли. Это хорошо… Исходя из опыта редакционных экспертов (и, собственно, автора) давайте более пристально рассмотрим некоторые разделы астаповской эпопеи.

Перво-наперво. Обратим внимание на действия представителя «Барнаульской сетевой компании», правильнее, на его упрощенный подход к клиентам. Ведь ему русским языком говорили: жилье неприватизированное, собственник – мэрия, Александр Астапов лишь ответственный квартиросъемщик. Так нет же, в предписании на замену счетчика спец обозначил «хозяином квартиры» супругу Александра Степановича, сунул ей бумагу в руки, женщина разволновалась и подписала. Ну куда это годится?! Что за вольности с людьми и документом отчетности?

Во избежание подобных нюансов рекомендую энергетикам освежить в памяти пункт 85 раздела VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011 года). Да и нам их «читнуть» надо бы. Поверьте, есть и вполне себе вежливые способы информировать население о неприятных вещах. К примеру, почтой и с уведомлением.

Второй момент. На все процедуры по замене электросчетчиков потребителю дается один месяц. Оплата между тем начисляется по средним показаниям предыдущих платежей. Ежели срок затягивается, расчет начинают вести по нормативам.

Исходя из привычного расхода электроэнергии в квартире и по счетчику Астапову пришлось бы отдать за год чуть более 3400 руб. На деле же тот отнес в кассу почти 8090 руб. Фактическая переплата за апрель 2011 года (по среднему) составила 39 руб. с копейками, с 1 мая 2011 по 1 мая 2012 года (по нормативу) – без малого 4700 руб. В принципе и по-хорошему, надо бы их вернуть. Но это тема отдельного разговора.

Третье. Случай-то, оказывается, не единичный! В своей кассационной жалобе юристы барнаульской администрации допустили явную оплошность. Видимо, при составлении документа использовали другой образец, и в паутине параграфов забыли убрать фамилию некой гражданки Н.Н. Мироновой. Я навел справки и узнал следующее.

В августе 2011 года прокуратурой Барнаула проводилась аналогичная проверка и по обращению Надежды Николаевны Мироновой. И мэрия тогда тоже встала в позу. Однако суд вынес решение удовлетворить исковые требования дамы, на сцену вышли судебные приставы и завершили процесс фактическим исполнением со стороны должника – барнаульской администрации. Счетчик квартиры Мироновой обновили за казенный кошт.

Напоследок. Жили бы мы в дремучем лесу и ничего не видели бы слаще морковки. А ведь и разум у нас есть, и здоровые амбиции, и деньгам счет знаем. Опять же прокурор не дремлет, пресса народ предостерегает… Понятно, что прямых путей к правде у нас почти не осталось. Но! Давайте уже спрямлять дорогу. Или целая пятилетка жизни в обнимку с Жилищным кодексом ничего уже не значит?!

Какой главный вывод можно сделать из этих двух историй? А вот какой. Мэрия Барнаула, специалисты, занимавшиеся проблемами Мироновой и Астапова, совершенно сознательно шли на нарушение закона, о чем недвусмысленно говорят решения судов, подтвердивших правоту истцов и, соответственно, неправоту чиновников городской администрации вместе с их коллегами из комитета ЖКХ.

Фоторепортаж