Душанбе – это близко
В Алтайском крае создано общество российско-таджикской дружбы «Зеравшан»
00:00, 04 октября 2012г, Общество 2721
В конце июля управлением Министерства юстиции по краю зарегистрирована краевая общественная организация «Содействия миру и дружбы между народами «Зеравшан». Ее учредителем выступил таджикский предприниматель Зайниддин Сангинов, вот уже больше десяти лет живущий и работающий в Барнауле.
Он человек непростой судьбы и разносторонних интересов. Свободно говорит на восьми восточных языках, среди которых фарси и пуштунский, увлекается переводами среднеазиатских поэтов на русский. Отсюда у него особенное отношение к истории взаимоотношений Таджикистана и России вообще и Алтая, ставшего его второй родиной, в частности. В конце концов оно вылилось в создание некоммерческого общества «Зеравшан», поставившего себе целью развитие дружбы между народами России и Центральной Азии, частью которой является и наш край.
Со времен Ивана Грозного
- Зайниддин Джурабаевич, каким будет основное направление работы новой организации?
- Оно сформулировано в меморандуме, который подписали в сентябре 2007 года представители исполнительного органа государственной власти Согдийской области и администрация Алтайского края. В нем говорится о намерении развивать двустороннее сотрудничество в области промышленности, торговли, сельского хозяйства, образования, культуры, миграции и занятости населения. Через некоторое время подобный документ был подписан в ходе визита в Барнаул делегации Хатлонской области. В прошлом году делегация Алтайского края посетила Таджикистан.
В рамках документов, принятых в результате этих плодотворных визитов, мы и будем работать среди более чем трехтысячной таджикской диаспоры, история которой в Сибири насчитывает пять столетий.
- Вы хотите сказать, что в Сибири таджики появились во времена Ивана Грозного?
- Да. В середине XVI века на берегу Иртыша, в районе нынешнего Тобольска, высадились почти четыре сотни мусульманских шейхов-проповедников и более полутора тысяч бухарских всадников. Этот среднеазиатский отряд положил начало поселению таджиков в Сибири.
- Почему таждиков? Все, что касается Бухары, обычно связывается с историей Узбекистана.
- Это не совсем верно. Учеными доказано, что со средних веков и вплоть до первой половины XIX века жители Бухары, Ташкента и других среднеазиатских городов в большинстве своем были таджиками. Центрами бухарских общин в Западной Сибири стали Тобольск, Тара и Тюмень, где в 1822 году были созданы бухарские волостные управления, занимавшиеся приезжими из Средней Азии. К концу XIX века в Сибири их находилось свыше 11 тысяч, значительную часть составляли таджики. Они проживали в некоторых районах Алтая, в Усть-Каменогорске, Семипалатинске и других регионах сопредельного с Алтаем современного Казахстана. Среди бухарцев были люди, разбирающиеся в горном деле. Еще в 1655 году царь Алексей Михайлович в своем наказе сибирским властям советовал привлекать бухарцев к поиску полезных ископаемых. Таджик Ашир, к примеру, открыл на юге Западной Сибири месторождения минерала, который был назван в его честь аширитом. Его соотечественник Тачиков в местечке Таске-Юрт открыл запасы свинцовых, серебряных и медных руд.
Персидские мотивы
Уроженец Бухары А.Ма-медов, хорошо изучивший русский язык в Тобольском народном училище, сотрудничал в журнале «Иртыш», издаваемом ссыльным литератором Сумароковым. Хочу заметить, что таджикско-персидское литературное наследие заметно влияло на творчество русских писателей. Писатель-демократ Николай Чернышевский свободно владел персидским языком и при аресте взял с собой в Петропавловскую крепость таджикский эпос «Рустам и Сухраб» и «Шахнаме» Фирдоуси в подлиннике.
Большую просветительскую роль в культурном развитии Сибири сыграли бухарцы Сайдуковы-Карамшаковы. Начиная с 1878 года на собственные средства они построили десятки мечетей и духовные училища – медресе, сами подбирали педагогические коллективы и содержали их. Только Нигматулла-хаджи построил на свои деньги 15 мечетей и медресе. Он умер в 1901 году, завещав на просвещение многонационального населения Сибири 28 тысяч рублей. Сумма по тем временам огромная.
Диаспора: плюсы и минусы
- Зайниддин Джурабаевич, на ваш взгляд, таджикская трудовая миграция в России – добро или зло для Таджикистана?
- Вряд ли можно назвать добром факт, когда сотни тысяч здоровых молодых людей работают за рубежами своей страны. Было бы гораздо лучше, если бы они трудились у себя дома. Но в этом далеко не однозначном явлении есть и свои плюсы. Среди них я бы назвал своего рода европеизацию моих молодых соотечественников. Они наблюдают жизнь в демократическом светском обществе, обу-чаются профессиям и русскому языку. Число трудовых мигрантов в России, по данным разных источников, составляет от 20 до 40% мужского населения Таджикистана. Поэтому для огромного числа таджиков за несколько лет, проведенных в России, помимо возможности содержать на российские заработки собственные семьи становится близкой и русская культура. Я уверен, что именно они становятся той социальной силой, которая удерживает Таджикистан на пути прогресса и мешает тем, кто хотел бы сформировать там общественно-политическую ситуацию, в которой оказался современный Афганистан. Так что, с моей точки зрения, в существующих реалиях трудовая миграция таджиков в Россию для Таджикистана благо. Это, разумеется, не говорит о том, что в этой сфере нет никаких проблем. Они есть, и их надо решать цивилизованно и на взаимовыгодных условиях. В этой кропотливой и очень важной для обеих стран работе мы также намерены участвовать. К примеру, для таджиков, приезжающих на Алтай на заработки, будет организовано изучение русского языка и основ российского законодательства. Для этого мы намерены заключить соответствующие договоры с заинтересованными учреждениями Алтайского края и Таджикистана.
Дружить регионами
- Как вам видится работа по укреплению научных и культурных связей наших стран?
- Совсем недавно нашему обществу «Зеравшан» было предложено стать представителем на Алтае таджикских курортов, очень популярных в России во времена СССР. Например, целебные сакские грязи санатория «Бахористон», расположенного в горах на берегу Кайраккумского водохранилища.
В Российском центре науки и культуры в Душанбе таджикское общество дружбы и культуры с зарубежными странами скоро будет проводить презентацию журнала «Дусти» («Дружба»). Нам предложено открыть в нем свою рубрику, где мы можем писать о дружбе регионов Сибирского федерального округа с Таджикистаном. Эту инициативу поддержал министр образования Нуриддин Саидов, который является председателем общества дружбы «Таджикистан – Россия». Можно будет обсудить организацию гастролей наших русскоязычных драмтеатров и национальной консерватории на Алтае, а алтайских творческих коллективов – в Таджикистане.
Хотелось бы, чтобы на сценических площадках края выступили и артисты таджикской эстрады, где немало ярких дарований.
В планах «Зеравшана» - организация в Барнауле, Душанбе и Худжанде «круглых столов» с участием ученых, журналистов, общественных деятелей и бизнесменов Алтая и Таджикистана, выставки изделий мастеров традиционных ремесел, гастроли художественных коллективов, выступления спортивных команд, встречи поэтов и писателей.
Беседовал Михаил ПОПЕНКО.
Кстати
В конце сентября в Душанбе прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. Они проводились при поддержке посольства России в Таджикистане, Федерального агентства по делам СНГ и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и министерства культуры республики.
Самое активное участие в мероприятиях приняла делегация Алтайского края. В её состав вошли проректор по международным связям Алтайского госуниверситета Игорь Дубина, заслуженный деятель искусств России Сергей Будкеев, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Россия и Восток» Алтайской государственной педагогической академии Владимир Бойко, а также Зайниддин Сангинов.
Сергею Будкееву, органисту, пользующемуся европейской известностью, выпала честь открыть сольным концертом недавно отреставрированный органный зал Таджикского государственного института искусств в Душанбе, считающийся лучшим в Центральной Азии. Прошёл он с большим успехом.