Малому селу – хорошую дорогу

Как в крае реализуется федеральный проект

00:00, 28 сентября 2012г, Общество 1311


Малому селу – хорошую дорогу Фото №1

Жители деревни Обское Каменского района второй месяц следят за ходом масштабной стройки. «Настоящий народный контроль!» – улыбается, глядя на селян, наблюдающих за работой техники, начальник Каменского ДРСУ Петр Потапов.

Рыбу с трассы руками черпали

Протяженность дороги между селами Гонохово и Обское - около 13 километров. Порядка десяти из них до перестройки успели заасфальтировать, на остальную часть денег не хватило. Около километра трассы на въезде в Обское вообще осталось без «одежды». Земляная насыпь ежегодно весной и осенью превращалась в кашу, водопропуск плотины провалился и перестал справляться с весенним паводком. Местные жители у переполненной трубы весной озерную рыбу руками черпали. В насыпи над ней образовалась впадина. А ведь это школьный маршрут, по которому ученики с пятого по одиннадцатый класс, живущие в маленьком селении, ездят на занятия в Гоноховскую среднюю школу. Да и народу, коего здесь более 360 человек, как-то надо «в мир» выбираться. Проблема была, а ее решение упиралось в серьезные деньги.

Этот участок находится в ведении «Алтайавтодора», и таких межпоселковых недостроев в крае немало. Более 13% алтайских дорог общего пользования между сельскими поселениями - грунтовые. По причине бездорожья хозяйствующие субъекты муниципалитетов значительно перерасходуют ГСМ, техника местных предприятий быстрее выходит из строя, затрудняется автобусное сообщение. В паспорте краевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» прямо сказано: «Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельхозтоваропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса».

По деревенской улице с нивелиром и литовкой

Генеральным подрядчиком строительства дороги с твердым покрытием общей протяженностью 2,5 км, соединяющей села Гонохово и Обское, по итогам аукциона является Тальменское ДСУ-9. Субподрядные работы по договору на этом участке выполняет Каменское ДРСУ. Заказчиком строительства выступает «Алтайавтодор». Общая стоимость проекта – 22 миллиона рублей. Финансирование будет осуществляться из федерального бюджета (19 млн. 929 тыс. 637 руб.) и краевого дорожного фонда (2 млн. 184 тыс. 652 руб.). А пока дорожники используют свои оборотные средства и кредитные ресурсы.

– Для Каменского района это немалый объем, – говорит геодезист Татьяна Ольховская. Татьяна Владимировна всю жизнь отработала в дорожной отрасли, была главным инженером Каменского ДРСУ. Теперь молодым свой опыт передает.

К разговору присоединяется главный инженер Максим Лемешев. Этот молодой квалифицированный специалист, работающий на предприятии семь лет, командует такой большой стройкой впервые.

– Ответственно, конечно, но ничего непривычного – обычный производственный процесс, – говорит Максим Анатольевич. – На объекте трудится в среднем до 25 человек, двенадцать – вахтой, остальные приезжают каждый день из Камня. Задействовано порядка 20 единиц техники. Нам поставлена задача выполнить начатые в августе работы, рассчитанные на пять месяцев, до окончания сезона, то есть в октябре. За сверхурочный труд люди получают повышенную зарплату. Стимул хороший, думаю, уложимся.

– Нормативный срок службы этой дороги – не меньше восьми лет, – рассказывает руководитель Каменского ДРСУ Петр Потапов. – Она строится по действующим в России стандартам. Подходят к завершению земляные работы, уложены две бетонные трубы в русле водопропуска, которые по расчетам проектного института справятся с нагрузкой. Ведем отсыпку полотна щебнем и укладку «одежды» из щебеночной смеси толщиной 20 см.

За разговором подходим с Петром Ивановичем к зданию школы – около нее граница новой дороги. Нас встречает заведующая этим учебным учреждением Ольга Веселкова. Она в Обском живет почти пятнадцать лет, знает все его проблемы.

– Село у нас перспективное, – рассказывает Ольга Петровна. – На въезде видели фундаменты новых домов? Меценаты, поселившиеся здесь, часовню строить собрались. У нас озеро, рыбалка, чудесная природа и веселые люди. Сельхозпредприятие есть. Дорога, конечно, серьезно в распутицу подводила – раскисала, машины буксовали. А она у нас востребована. Один селянин, живущий у трассы, подсчитал: по этой грунтовке за утро к озеру через деревню проезжает до 50 машин! Мы, конечно, надеялись, что ремонт в этом году будет. Но к середине лета начали сомневаться – сезон на излете, а движения никакого. Когда в августе к нам повалила техника Каменского ДРСУ, очень обрадовались – сбудется наша мечта.

Воплощать мечту о красивом благоустроенном селе дорожники призывают и самих жителей. Выровняли и подсыпали площадку возле школы. Обещают прогрейдировать улицы, если народ выйдет на субботник, приведет в порядок свои приусадебные территории, вырвет славящую их края крапиву.

*   *   *

Общими усилиями

Хороших проселков в деревнях – раз-два и обчелся. И так по всей стране. Более половины российских автомобильных дорог местного значения - без твердого покрытия. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживает 1 миллион 960 тысяч человек, около 40 тысяч населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с общей дорожной сетью. Из-за отсутствия трасс с твердым покрытием более 10 процентов населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

Данную проблему обозначили специалисты Федерального дорожного агентства при составлении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. В прошлом году, скоординировав подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» с мероприятиями ФЦП «Социальное развитие села» и региональными программами, проект развития сельских дорог получил финансовое подкрепление. Кроме субсидий из федерального бюджета предусмотрено ежегодное выделение на эти цели не менее 5% ассигнований региональных дорожных фондов.

В подпрограмме «Автомобильные дороги» заложено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на строительство дорог, обеспечивающих сельские населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автотрасс общего пользования. Поставлена цель – проложить дороги с твердым покрытием к 2309 сельским населенным пунктам. В первую очередь это касается строительства трасс до деревень и сел с населением не менее 125 человек, удаленных от магистралей общего пользования на расстояние до 5 км. Общая протяженность новых и реконструированных сельских дорог должна составить 4455 км.

Дело пошло. В прошлом году в рамках федеральной программы в России было введено в действие более 500 км трасс с твердым покрытием к 200 сельским населенным пунктам. В Алтайском крае в 2011 году на подобных объектах было освоено 74,3 млн. рублей, построено 8 автодорог протяженностью 8,7 километра.

Как нам сообщили в управлении Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, на мероприятия по развитию сети сельских дорог в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» будет израсходовано 211 млн. рублей из федерального бюджета и 102 млн. – из краевого. В эксплуатацию будет введено около 22 километров полотна, соединяющего с дорогами общего пользования 10 населённых пунктов в Заринском, Каменском, Панкрушихинском, Родинском, Рубцовском, Тальменском, Тюменцевском и Хабарском районах.

Наталья Исаева

Фоторепортаж