Лети, орловец, быстрее ветра!

00:00, 31 августа 2012г, Общество 2290


Лети, орловец, быстрее ветра! Фото №1

Самым желанным подарком к празднику стал современный конный комплекс в поселке Заводском.

На окраине поселка Заводского Тюменцевского района широко раскинулись угодья, на которых хозяйничают кони. Не в прямом смысле, конечно. Но они здесь точно возведены в культ.

– Отойдите подальше, Иней у нас парень боевой, – гендиректор конезавода Евгений Куковицкий выводит из конюшни серого красавца - сына знаменитого Иппика, чей рекорд на дистанции 1600 м – 1,597 минуты - до сих пор не побит.

– Его и гостям показывать непросто, – с улыбкой добавляет зоотехник-селекционер Ольга Королева. – То начнет «свечить», то задними ногами «козлить». И в качалку через раз встает – развернется и домой пойдет, хоть ты тресни. Все знаменитые лошади характерные, иначе они не будут побеждать…

Мои собеседники могут рассказывать о своих питомцах бесконечно.

– Нас на биологии учили, что только человек обладает абстрактным мышлением, – говорит Куковицкий. - А лошадь якобы на это не способна. Но мы за Иппиком замечали – встанет в деннике и подолгу смотрит в окно под потолком. Что он там видел? У племенных лошадей интеллект выше, чем у беспородных, а у рекордистов тем более. Это заметно по их поведению.

Гордиться заводчанам есть чем. Сегодня Алтайский конный завод № 39 является одним из лидеров России в орловском коннозаводстве. 24 июня в Москве второе место в престижнейших соревнованиях «Приз Барса» взял алтайский Летописец. А первым и третьим к финишу пришли дети питомцев нашего завода, полученные в европейской части России. Неделю спустя на Барнаульском ипподроме весь пьедестал почета в розыгрыше «Приза Барса» на дистанции 1600 метров взяли орловцы АКЗ № 39 Боец, Приступ и Палас. 7 июня впервые в новой России на Московском ипподроме проводились бега для орловских рысаков старшего возраста на «Приз президента Российской Федерации». В итоге наш Барин (сын Инея и Бестии) меньше одной сотой секунды уступил победителю!

Сегодня лучшие лошади Алтайского завода тренируются на ипподромах Москвы, Уфы, Барнаула и других крупных городов. Предприятие славится не только резвостью своих орловцев, но и их экстерьером. В 2003 году в ходе Дней Франции в России международная комиссия присудила на ринг-выводке первую премию Изотопу и Баргузину.

В октябре 2003 года на российской агропромышленной выставке «Золотая осень» госплемконезавод «Алтайский» был признан победителем конкурса за лучшие показатели в развитии племенного животноводства и награжден дипломом 1-й степени и золотой медалью. В 2004 году был награжден «Международной золотой звездой за качество».

Жеребец Жовтень стал чемпионом Германии в драйвинге. Зодиак – абсолютный чемпион породы 1992 года – был подарен английской королеве (он ходил в упряжке кареты Елизаветы II). В 2003 году В.Путин подарил Ким Чен Иру прекрасного алтайского рысака по кличке Иплом. Есть рекордисты и среди кобыл.

- Купец Винокуров, основавший завод, допустил ошибку: закупив классных жеребцов-производителей, он сэкономил на кобылах, взяв по дешевке выбракованных. Осознал он свой промах только в 1917 году. Тогда по совету европейских коннозаводчиков купец завез на свое предприятие удачных маток с завода Афанасьева.

Дело жизни

Гордятся заводчане историей своего предприятия. Помнят здесь подвиг тех, кто спасал племенных рысаков в лихую революционную годину, когда коней с завода расстрелянного большевиками купца пытались реквизировать белочехи, колчаковцы, партизаны и просто бандитские шайки. Много лошадей было спасено крестьянами, которые уводили небольшие табуны в лес и дожидались, пока «гости» уйдут.

После Гражданской войны местные энтузиасты буквально по крохам восстанавливали развалившееся хозяйство. К июню 1920 года собрали поголовье в три сотни. Из Москвы пришло указание о передаче конным заводам и племенным  государственным конюшням всех породистых лошадей из Красной армии и партизанских отрядов. С этого времени на заводе серьезно занялись племенным коневодством.

К концу 30-х годов здесь насчитывалось 514 орловских рысаков и 362 племенные упряжные лошади.

А позже о рысаках Алтая узнали конники всей страны. В 1952 году жеребец Наст выиграл большой зимний приз на Свердловском ипподроме. Он стал первой лошадью экстра-класса. На следующий год Талисман, Лафет и Люстра завоевывают в Свердловске все основные зимние и летние призы для трех- и четырехлеток. Через год жеребцу Корсару присуждается аттестат I степени на ВДНХ СССР. В 1963 году Ивняк на Московском ипподроме показал рекордное время — 2 мин. 07,4 сек.

Успехи  стали хорошей рекламой: тюменцевских лошадей закупили ипподромы Венгрии, Финляндии, Румынии, Швеции и Кореи.

80-е годы были самыми успешными. Достижения шли по нарастающей: Иппик, Поспешная, Жакой и Поток установили 11 всесоюзных и всероссийских рекордов, часть которых не побита и по сей день.

Много имен отличных специалистов, фанатов конного дела, вписано в историю завода: Сдобников, Андреев, Ломовцев, Федько, Жеваго, Комисаров, Лукьянов и другие. На их любви к лошадям, профессионализме и ответственности воспитывались многие поколения заводчан.

Дорогое удовольствие

На сегодняшний день здесь порядка 200 орловских рысаков и около 30 русских тяжеловозов.

Есть маточная конюшня, жеребятник, отделение для жеребцов-производителей, два тренотделения, отделение для русских тяжеловозов. В прошлом году построен крытый манеж. Вплотную к заводским постройкам примыкает оборудованный трибунами ипподром.

Племенное коневодство очень затратная отрасль. Кормят лошадей, убирают за ними во всем мире только вручную. Рацион, тренировочный процесс, особый уход – все это требует серьезных вложений. Годовые затраты завода составляют около 15 миллионов рублей. Выручка от реализации лошадей не превышает четвертой части этой суммы, а господдержка племенного коннозаводства составляет порядка 600 тысяч. Не покрывает убытков и растениеводческая деятельность.

– Развитие нашего предприятия инвестирует компания «Казачья станица», – рассказывает Евгений Куковицкий. – Помогает нам строить современный конный комплекс, который будет соответствовать мировым стандартам. Его стоимость – около 86 миллионов рублей.

На стене директорского кабинета висит план новостройки. Основную его часть составляет кирпичное здание протяженностью 160 метров. Внутри – денники, классы конноспортивной школы, раздевалки, санузлы и душевые для учащихся. Есть даже мойка и ультрафиолетовая сушка для лошадей…

Пока мы беседуем, на объекте появляется делегация во главе с гендиректором «Казачьей станицы» Владимиром Жадовским и представителем московской фирмы-подрядчика Евгением Кондратом.

– Это будет сибирский центр коневодства, аналогов которому за Уралом нет, – рассказывает гостям Владимир Жадовский. – Проект уникальный.

Сойтись характерами

Даже самая талантливая лошадь сама по себе выигрывать не будет. Разглядеть ее способности и развить их может только человек. Начинается путь чемпиона в деннике родного конезавода. Под наблюдением специалистов появляется на свет, растет и «оперяется» маленький орловец.

Работа конюхов непроста, но все они в один голос заявляют: нравится. С большой самоотдачей и любовью к своим питомцам трудятся Надежда Киселева, Александр Бочаров и другие.

– Я приехала сюда с Дальнего Востока, – рассказывает бригадир маточного отделения Галина Осипова. – Всю жизнь мечтала работать на настоящем конном заводе. Оба сына моих здесь – младший конюхом, старший учится на наездника. Так что это у нас семейное!

Быстро пролетает жеребячье детство. И вот уже полуторагодовалого рысака готовят к заездке мастера-наездники и их помощники. В числе лучших – Михаил Юшков, Николай Багаев, Андрей Абрамовский и Михаил Осипов.

– На завод пришел тридцать пять лет назад после школы, – вспоминает Михаил Юшков. – Сначала конюхом был, потом училище при Хреновском заводе окончил с отличием, стал наездником. Много лошадей водил в своей качалке. Но запоминаются в основном трудные. Капкана помню. Вредный был, охота мне было его переломить, суметь подчинить своей воле. Справился!

– Ласка – прежде всего! – говорит молодой наездник Андрей Абрамовский. – Когда спокойно с конем обращаешься, он больше тебе доверяет. К каждому можно найти подход, надо только сойтись характерами…

Дольше других на заводе трудится Николай Багаев – он посвятил любимому делу 42 года. И его отец работал здесь.

– Самоучка я, как запрягать, в качалке держаться, лошадью управлять, мне показывали старшие, – рассказывает Николай Александрович. – На пенсию не спешу – теперь моя очередь молодым ребятам помогать…

До двух лет молодняк воспитывается на заводе. Потом лучших из лучших отправляют на ипподромы. Каких они добьются результатов, во многом будет зависеть от тамошнего наездника, от условий содержания на новом месте.

– Хорошего мастера очень трудно найти, особенно в Москве, где все лучшие давно ангажированы столичными владельцами, – рассказывает Куковицкий. – Во времена СССР мы тренировали лошадей на Киевском ипподроме. Нам повезло с наездником – Владимир Незнанов смог найти подход к характерному Иппику и установил на нем пять всесоюзных рекордов. Настроение лошади зависит от настроя тренера. Между ними должна быть связь… Когда развалился Союз, мы, переведя своих лошадей в Москву, помучились в поисках наездника. Посчастливилось встретиться со Славой Сучковым. Уговорил подхватить наших рысаков. Все наши успехи на Московском ипподроме мы связываем теперь с его именем.

Сам Евгений Куковицкий на Алтайском конном почти тридцать лет, отдает ему всю душу. В тандеме с ним – главный зоотехник Ольга Королева, в свое время приехавшая на Алтай из Казани. Эти люди – настоящие фанаты коневодства, без лошадей они своей жизни не мыслят. Ольга Анатольевна знает каждого своего питомца, без труда отыщет его в табуне. Да и искать порой нет надобности – только заходит в леваду, кони сами идут ей навстречу в ожидании ласки и угощения.

…Горизонт начинают застилать клубы пыли – возвращается с пастбища маточный табун, спешит к леваде, чтобы напиться и отдохнуть. Лошади, разметав по ветру гривы, несутся во всю мощь, словно за ними кто гонится. Сколько же силы и грации в этих красавцах! Где-то среди них будущий чемпион. Может, вот этот, серый в гречку, стригунок, с любопытством заглядывающий в объектив фотокамеры?

Наталья ИСАЕВА

Справка «АП»
Алтайский конный завод № 39 – старейший в Сибири, основан в 1907 г. купцом Александром Винокуровым. Для завода он выбрал место на берегу речки Крутишки, где были обширные выпаса, хороший водопой.
На предприятии выращены шесть всесоюзных и всероссийских рекордистов, установивших в общей сложности 13 рекордов.
В условиях сурового климата сформировался особый, алтайский тип орловского рысака, который отличается от орловцев европейских заводов большим ростом, сухостью и крепостью конституции.
Главная проблема сибирского орловского коннозаводства – долгая зима. На заводах запада России орловец находится на свежем воздухе в движении практически круглый год. На Алтае в морозы лошадей держат в денниках. Улучшения показателей резвости рысаков здесь добиваются путем серьезной селекционной работы.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж