Вверх на 32 ступеньки

За счет чего Россия поднялась в международном рейтинге функционирования электронного правительства

00:00, 27 июля 2012г, Общество 1259


Вверх на 32 ступеньки Фото №1

За прошедшие четыре года в стране стартовал целый ряд инициатив, связанных с развитием информационных технологий (IT) и направленных в конечном итоге на повышение качества жизни россиян.
- Однозначно можно утверждать, что такого внимания государство раньше не уделяло этой теме, - заявил руководитель Российского агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр Айгистов в Барнауле во время международной конференции, посвященной практике использования свободного программного обеспечения.

Информационные технологии у нас вошли в пятерку стратегических сфер модернизации экономики. С другой стороны, Россия серьезно укрепила свои позиции в рейтинге стран, развивающих электронное правительство. ООН в начале года опубликовала свое исследование об уровне развития электронного правительства. В нем оценивались масштаб и качество on-line услуг, уровень развитости IT-инфраструктуры и человеческий капитал. Лидером этого рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея, затем следуют Нидерланды, Великобритания, Дания, США, а Россия поднялась с 59 на 27 место. И это положение нашей страны стало лучшим с 2003 года. Россия оказалась впереди, например, Ирландии, Италии, Греции и Польши.

Распространение Интернета

Такой взлет, по мнению Александра Айгистова, стал возможен за счет реализации нескольких прорывных проектов. И первый из них связан с масштабным распространением в стране Интернета. Еще с 2007 года пользователями Всемирной паутины стали все российские школы. Правда, когда подключили школы и отрапортовали наверх, то выяснилось, что Интернет очень дорогой и примерно 20% средних учебных заведений вынуждены от него отказаться. Затем ситуацию постепенно исправили, продолжилась работа по обеспечению компьютерами и доступом к информационной сети библиотек, медицинских учреждений и органов власти.

Но оказалось, что это тоже достаточно сложная задача. По данным Минсвязи, на конец 2011 года только 13% чиновников имели доступ к Интернету с нормальной скоростью передачи данных (более 2 Мбит/сек.).

- Нынешний технологический уровень пока не позволяет широко внедрять Интернет в малых населенных пунктах, - считает руководитель РАРИО. - Нужны новые разработки, чтобы подключить ко Всемирной паутине всех.

Свободное ПО

Второе событие – внедрение свободного программного обеспечения. Впервые это было сделано в российских школах и в органах госвласти.

Распоряжением правительства о переходе на СПО предусмотрено создание центров поддержки разработчиков и пользователей из числа гражданских служащих. Такой центр сейчас создается на базе МГУ. Одновременно формируется сеть региональных центров поддержки. Их пока пять: в Санкт-Петербурге, Самаре, Кирове, Новосибирске и Иркутске.

- С одной стороны, проект был успешным, - комментирует действия правительства Александр Айгистов. – К его плюсам можно отнести разработку дистрибутива школьного ПО и программу портала государственных услуг. В то же время успешным внедрение СПО в школах назвать нельзя. Органы власти ограничились рассылкой дисков и обучением учителей.

Портал госуслуг

Третий проект, обеспечивший России рост рейтинга, - запуск портала государственных услуг, или электронное правительство. Если бы его не было, Россия так и осталась бы на 50-60-х местах. Ресурс должен был появиться еще в 2007 году, но этого по разным причинам не произошло. Только в конце 2009 года новая, а теперь уже бывшая команда Минсвязи под руководством Щеголева запустила портал gosuslugi.ru.

Конечно, он был сырой, но постепенно совершенствуется, привлекает к себе все больше внимания. И в 2011 году примерно 20% россиян уже воспользовались им.

Александр Айристов считает, что необученному неудобно пользоваться этим порталом из-за непонятного интерфейса (графическое представление ввода и получения информации). Он привел в пример Великобританию, где подобный портал приспособлен даже для бомжей:

- Там на главной странице есть соответствующая кнопка, нажав на которую, бродяги могут получить полезную для себя информацию. Таких кнопочек бывает много. Портал госуслуг должен быть самой главной «горячей линией» для людей, попавших в сложную ситуацию. Поэтому надо исправляться, например, объявив конкурс между организациями, специализирующимися на web-дизайне, на разработку для портала дружественного интерфейса.

Демократия «в цифре»

Четвертым масштабным событием можно назвать реализацию программы «Информационное общество 2011-2020 гг.». До 2010 года была похожая программа «Электронная Россия». Она ограничивалась планами информатизации государственного аппарата. Нынешняя программа рассчитана до 2020 года и предполагает проникновение IT в самые разные сферы, включая и культуру, и сельское хозяйство.

Можно с удовлетворением констатировать, что государство обратило внимание не только на технологии, но и на тех, ради кого они создавались, то есть на самих граждан.

В программе впервые прописаны мероприятия по повышению компьютерной грамотности населения, внедрению системы электронной демократии - одного из новейших инструментов повышения качества принятия управленческих решений, когда потенциальными экспертами являются все граждане страны. Когда формируется некий коллективный разум, который может голосовать за то или иное решение властей и на муниципальном уровне (убрать дерево, побелить лестничную площадку), и на государственном, оценивая проекты законов.

Пока в ее реализацию трудно верится, но технологическая возможность для электронной демократии уже есть. Разработан единый портал электронной демократии РФ e-democratia.ru, правда, пока он работает в тестовом режиме, постепенно совершенствуясь.

Межведомственное взаимодействие

Следующий факт, обеспечивший нам развитие IT, - это внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия. Ее созданием власти занимаются на протяжении нескольких лет, и с 1 июля система официально стартовала. Она позволит гражданам получать услуги в режиме одного окна, то есть чиновники лишатся права требовать у гражданина документы, которые можно запросить в других ведомствах.

Однако за последние полгода в закон о функционировании системы межведомственного электронного взаимодействия добавили много исключений и оговорок. Основные проблемы возникают при обмене информацией между муниципальным и региональным уровнями власти. Так что пару лет людям придется побегать за справками.

Универсальный пластик

Свою роль в повышении качества жизни россиян должна сыграть универсальная электронная карта. Что это такое, многие иностранцы знают и активно ею пользуются. В России же карта будет повсеместно внедрена в ближайшие два года. Этот документ может заменить паспорт, транспортную, банковскую карты, на нем же будет ключ, дающий доступ к порталу госуслуг, электронно-цифровая подпись. Насильно универсальный пластик выдаваться не будет. Понятно, что придется проводить разъяснительную кампанию, чтобы граждане поняли, насколько это удобный продукт, получили и пользовались картой.

Исполнительная вертикаль и инноград

Положительным фактором в развитии IT Александр Айгистов считает формирование исполнительной вертикали IT-власти. На федеральном и региональном уровнях появились соответствующие заместители, несущие персональную ответственность за информатизацию всех сфер жизни. Власти поняли, что это политические, а не технические должности.

Кроме того, правительство России готовит постановление, которое определит для чиновников три уровня владения компьютерными технологиями: базовый, расширенный и специальный. Их впишут в квалификационные требования для всех служащих.

Еще не построенный до конца инновационный центр Сколково уже приносит свои плоды. В нем сегодня зарегистрирована 131 IT-компания, и 25 международных корпораций, среди которых IBM, Nokia, заявили о сотрудничестве. Недавно один из его резидентов – компания «Параллель» сообщила о выпуске первого коммерческого продукта для провайдеров облачных сервисов. Это серьезный успех.

*   *   *

- С одной стороны, кажется, что в России для развития информационного общества всё есть, - резюмирует руководитель РАРИО, - есть деньги, возможности, хорошие идеи, взаимопонимание. Но чтобы всё заработало, чтобы граждане ощутили себя полноценными членами нашего общества, нужно, чтобы они поверили власти. А власть должна как можно больше рассказывать, что она делает для народа, и мотивировать людей шире использовать информационные технологии.

Фоторепортаж