Гусары среди нас

Когда-то мальчишки хотели стать космонавтами. Потом – банкирами. Но во все времена есть те, кто мечтает быть гусаром!

00:00, 22 июня 2012г, Общество 2184


Гусары среди нас Фото №1

Василию Холунину 27 лет. Он живет в Барнауле на улице Путейской, вернее, на Малой Путейской – это небольшой проулочек, параллельный Путейской. На улице асфальт есть, а в проулке – уже нет. Василий вместе с родными живет в большом частном доме, отсюда масса негородских забот: летом – огород, зимой – печка, дрова и уголь. В доме – половички и кружки, на подоконнике на солнце зреет квас. Этот дом сам по себе – путешествие в прошлое, а когда Василий открывает шкаф и достает гусарскую форму, мы и вовсе проваливаемся на сотни лет назад – как раз в 1812 год…

В обычной жизни Василий – художник. Но, как и у многих нынешних молодых, есть у него увлечение – историческая реконструкция.

- Сначала это было Средневековье, IX-XII века: кольчуга, меч, шлем… - рассказывает он. – Потом пришел в кружок исторического танца. В 2007 году устраивали гусарский бал, для него в первый раз сделали стилизованное гусарское одеяние. Так и пошло…

Военно-историческая реконструкция – увлечение в нашей стране молодое, хотя уже и довольно массовое: в Европейской России реконструкторы разыгрывают целые сражения – Бородино, Прейсиш-Эйлау.

- В Новосибирске ребята занимаются реконструкцией французского 4-го гусарского полка… - рассказывает Василий. – К ним я и приехал в своем одеянии, сшитом для гусарского бала. Как я сейчас понимаю, выглядел я аляповато. Но они посмотрели и сказали: «По выкройке похоже…»

С этого момента Василий решил пойти в гусары всерьез. Оставалось выбрать полк. Причины, повлиявшие на выбор, были прозаические.

- Была идея включиться в тот же 4-й гусарский полк Великой армии, но там нужно малиновое сукно, а его не достать… - говорит Василий. – Остановились на иркутском гусарском: у него интересная судьба да и по названию он к нам ближе всех…

Иркутский гусарский полк был составлен в конце 1812 года из двух полков - Иркутского драгунского и Московского гусарского. Московский гусарский полк, созданный в июле 1812 года графом Салтыковым на свои деньги, входил в Московскую военную силу (ополчение). В боях по причине недоукомплектованности не участвовал. А вот Иркутский драгунский (основанный в 1786 году) нам, жителям Алтая, близок уже тем, что в 1808 году он входил в состав бригады Сибирских полков, которую выводил к западным границам России бийчанин генерал Антон Скалон. Правда, расквартирован Иркутский полк был в форпосте Коряковский – это на месте нынешнего Павлодара, в Казахстане. Но все равно почти земляки.

Как и в старинные времена, быть гусаром не каждому по карману (известная кавалерист - девица Надежда Дурова, первоначально поступив в гусары, потом из экономии перевелась в уланский полк).

- В 2008 году полный комплект гусарской формы стоил 50 тысяч рублей… - говорит Василий. – А сейчас даже не знаю…

Василию помогло то, что по образованию он - дизайнер текстильной и легкой промышленности, кройка и шитье для него дело привычное.

- Особых проблем с кройкой не было, только долго пытался понять, как же на штанах застежка спереди устроена. Но в конце концов понял… - рассказывает Василий. - Ткани используем аутентичные – сукно, лен. По тканям есть конкуренты из реконструкторов – тамплиеры. Некоторые проблемы были с желтой тесьмой, но я ее купил метров восемьдесят и обеспечил стратегический запас. Кивер – из фетра с кожаной вставкой, точно так же он делался 200 лет назад. Пуговицы (а их надо много, у всех гусар пуговицы были в три ряда и только у Московского гусарского – в пять) пока из военторга, они же сейчас не со звездами, а с орлами. Но все равно потом собираюсь отливать их сам…

Гусарская форма – это доломан (мундир), чакчиры (штаны), ментик (куртка, которую гусары набрасывали на одно плечо), ташка (что-то вроде планшета), особого кроя венгерские сапоги, кивер (головной убор) с султаном или без. Кстати, в память о происхождении из ополчения на киверах Московского гусарского был оставлен ополченский крест.

Плюсы и минусы этого одеяния Василий уже испытал на себе.

- Когда кивер наденешь, задеваешь потолок, а с султаном и вовсе. Да еще и парусность какая будет! - смеется он. – А вот сукно оказалось теплое – при минус двадцати можно в мундире бегать и ничего…

За всеми этими рассказами Василий неторопливо одевается: натянул чакчиры, доломан. Сапоги пока не венгерские – обычные яловые офицерские. Наконец надевает кивер. Так мы выходим во двор фотографироваться. Василий сидит на лавочке, как, может, 200 лет назад сидел на какой-нибудь лавочке у деревенского дома гусар Московского полка Александр Грибоедов – они с Василием теперь однополчане...

Гусару положен конь буланый. Оказывается, этот вопрос тоже решается.

- Бегаю по конюшням, договариваюсь… - говорит Василий. – В лагере «Дружных» есть молодняк, вот, может, на них и будем гарцевать…

Гусар в Барнауле пока немного – кроме Василия еще человека два-три. Ближайшие планы – шить, шить и шить. Своего рода премьера у барнаульских гусар была в «Музейную ночь» – они появились в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Есть, конечно, мечта – съездить в Бородино на 200-летие битвы. Но и дорого это, и появиться надо при полном параде, а до него еще как до Парижа в 1812 году…

 

P.S. Отдельная благодарность бабушке Василия Марии Ивановне – за квас.

Фоторепортаж