Новый год встречал в лесу

00:00, 23 декабря 2011г, Общество 3169


Новый год встречал в лесу Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

У Виктора Погуляя общий стаж – и все ветеринарный - 55 лет. Плюс пять лет учебы в Ленинградском ветинституте. Верность профессии – и такой хлопотной - впечатляет. Особенно если учесть, что 21 год - с 1967 по 1988-й - он возглавлял краевую ветеринарную службу.

Промчаться на лихом коне

- Виктор Дмитриевич, как становятся ветеринарными врачами? Нужно любить животных?

- Их любить должны все. Ну как не любить, к примеру, лошадей? Кстати, я – потомственный казак, у меня дед был есаулом, станичным атаманом. Нас, ребятню, как магнитом тянуло к колхозной конюшне. Там мы не только играли в казаков-разбойников, но и помогали взрослым. Особо заслужившим бригадир или ездовой дозволяли искупать коней. И вот с десяток счастливчиков, гордо восседая, карьером неслись к реке, а после купки - карьером обратно. Мы чувствовали, что это приятно и нам, и животным. Забегая вперед, скажу, что такое взаимопонимание очень важно для ветспециалиста.

Тут собеседник, улыбнувшись, поведал, как животные дважды спасли ему жизнь. На практике после третьего курса в Новгородской области его позвали в другое село на трудный отел. Возвращаясь вечером, он пожалел возниц-мальчишек и на полпути отпустил их. Чтобы выиграть время, пошел напрямик через лес. А своего села все нет! Повалил снег. Оглянувшись на заметаемые следы, Виктор выбрал четкое направление – по нему и продирался дальше через буераки и подъемы.

Стало все безразлично, но он шел и шел. И часа в четыре ночи сквозь свист ветра вдруг уловил слабое тявканье. Он молил собачонку, чтобы она не переставала лаять, и в конце концов вышел… прямо к дому, где квартировал. «Более 60 лет прошло, но и сейчас слышу, как она тявкала, подавая мне позывные, словно маяк!»

На практике через год студента вызвали на ЧП - в селе за 15 километров пало десять коров. Он установил, что причина незаразная: по недосмотру они напились крутого солевого раствора, оставшегося после засолки огурцов. Возвращаясь на лошади, опять спрямил – и оказался в болоте. Докружился до того, что нельзя останавливаться: сразу затянет вместе с конем. И тогда всадник догадался дать ему волю. Конь изменил направление и вскоре вынес седока из болота. Еще повернув, он переплыл глубокую речку и очень резво, чуя близость родного жилья, пошел на подъем.

- И действительно, впереди бисером засверкали огоньки – это было наше село. Так что конь очень умное животное, - Виктор Дмитриевич подводит черту своему спасению и переходит к основной теме. – А вообще, перед вами несостоявшийся топограф. О чем нисколько не жалею. В 1946 году Динской райвоенкомат направил меня в Ленинградское военно-топографическое училище. Но приемные экзамены там на месяц раньше. Опоздал. Что делать?

Счастливый случай

В карманах почти ни гроша. Решил ночевать на вокзале. Едет туда на трамвае и вдруг из обилия уличных объявлений глазами выхватывает строки о том, что Ленинградский ветинститут ведет набор... предоставляет общежитие... обеспечивает работой и продуктовыми карточками.

- Так дорога привела в гражданский институт. К учебе относился серьезно, вгрызался в науку. Все преподаватели имели и ветеринарное, и медицинское образование, это о многом говорит. Одновременно мы восстанавливали разрушенные войной клиники, лаборатории, общежития. Распределить попросил на Алтай. Энциклопедию открыл, по карте смотрел - какая природа! Тайга, горы. Нацелился на Солтон. Но в Барнауле: «Поедете в привычные для себя условия - в почти кубанские степи Романовского района».

- Вчерашнего студента назначили сразу главным ветврачом района. Трудно было?

- До меня эти обязанности исполняла Мария Пикторова, ветфельдшер. Как она обрадовалась моему появлению! Но, кроме нее, больше ни одного дипломированного специалиста. Кто поможет? Взял Единый общесоюзный ветеринарный устав - все там прописано, только выполняй. А засомневаюсь - еду к опытному главному ветврачу Мамонтовского района Константину Васильевичу Хлесткину, он многое мне подсказал. Да, было трудно. Вот лежат в грязи пять коров с сибирской язвой. Им уже ничем не помочь. Отчаяние охватило: «Да почему это на мою долю выпало? Правильно ли выбрал себе дело?» Но это минутные настроения. За тобой приедут, отвезут-привезут. Чувствую: мои знания и помощь нужны людям. Дальше с таким настроением и работал.

Успевать приходилось за троих

- По приезде на Алтай поразила отзывчивость людей, - продолжает Виктор Дмитриевич. – На фермах они работали как на своем подворье. Исключительная дисциплина, что скажешь - сделают. В таких условиях оздоравливали стадо. Построили в районе типовую ветлечебницу. С началом целины в хозяйствах и МТС появились ветврачи – Анатолий Дыренков, Нина Доценко и другие. Тогда ветврачу (и зоотехнику) устанавливалось 80 процентов от ставки руководителя хозяйства плюс 500 рублей - от государства. Отслужил три года – зарплату увеличивали на десять процентов - такое уважение к нашей работе было в обществе.

Погуляй вспоминает, что работали слаженно, совместно с зоотехнической службой. В итоге ликвидировали туберкулез, ящур у скота, чесотку – у лошадей и овец, рожу и чуму - у свиней, ряд других заболеваний. Улучшали воспроизводство. Семя из Барнаула во флакончиках хранили внутри термосов. Потом Виктор Дмитриевич привез трех быков, от них на месте получали материал. Так внедрили искусственное осеменение. Кто-то заставлял их это делать? Да никто!

- За такую организацию дела вас в 1957 году наградили орденом «Знак Почета». Это понятно. А годом ранее вручили медаль «За освоение целинных земель». Ветврачу - и такая награда?

- Так в целину поднимали не одни земли, но и животноводство (и социалку, культуру) тоже. Я тогда был главным ветврачом района и одновременно заведующим центральным зооветучастком, а также старшим ветврачом МТС. В последнем случае обслуживал пять хозяйств: делал прививки скоту и прочее. И еще была обязанность как члена бюро РК ВЛКСМ доставлять, расселять целинников. Каким-то чудом справлялся со всем.

- В 1960 году вас переводят в Барнаул. На прорыв - чтобы в крае сделать то, что удалось в районе?

- Сначала около двух лет я проработал в крайсельхозуправлении - в противоэпизоотическом отряде по борьбе и профилактике хронических заразных болезней, общих для человека и животных. По ним в крае было свыше 850 неблагополучных пунктов…

Погуляй глубоко вникал в причины, разрабатывал меры для их устранения. А став инструктором сельхозотдела крайкома партии, подготовил ряд документов по эпизоотической обстановке в крае и необходимости материально-технического укрепления ветслужбы. Они были направлены в Москву. И край ежегодно (вплоть до перестройки) стал получать до 50 автомобилей скорой ветеринарной помощи, 30 автодезустановок, десять автомобилей «ветеринарная лаборатория». Как это позволило двинуть работу! За пять лет было оздоровлено 520 неблагополучных по туберкулезу и бруцеллезу пунктов, ликвидировано 168 изоляторов, в которых содержалось более 40 тысяч животных.

За хорошую работу – награды и… выговор

- Виктор Дмитриевич, редкий случай: инструктор крайкома получил медаль «За трудовую доблесть»...

- Я тоже был удивлен. Но в мою сферу там входили ветеринария, пчеловодство, коневодство, звероводство и рыбоводство, и эпизоотическую обстановку улучшали комплексно. Например, надо было разобраться с низкой продуктивностью пчеловодства. Поехали в Красноярский край, где Алексей Иванович Демко получал за сезон по 180 килограммов меда с пчелосемьи. Он до массового цветения трав выставлял в колодах мед: «Пчелы из зимовки выходят ослабленные. Пока сами силу наберут - полсезона уйдет. А так они сразу крепкие - взяток будет мощный». Ульи у него многокорпусные. Мы все сделали так у себя, подготовив постановление крайисполкома и крайкома. Был построен воскозавод для снабжения пасек вощиной. Использовали медоносные севообороты, кочевку пасек. За год получили от каждой пчелосемьи до 72 килограммов меда - вдвое больше обычного. Таких поручений было немало. За их выполнение и наградили.

- А как работалось на главном краевом ветеринарном посту?

- Да, ветспециалистов не хватало. И объемы какие! Сейчас в хозяйствах 180 тысяч коров, а тогда было 540 тысяч. Да 350 тысяч у частников. Вместе с Горным Алтаем имели 1 млн. коров! Три миллиона овец в хозяйствах и еще один - у населения. Миллион свиней. И олени, маралы, верблюды, звери и прочее. Стремились четко выдерживать правило: 850 условных голов скота в хозяйстве - положен ветврач с помощником. Они обслуживали и подворья.

Нам удалось создать мощную структуру. Во главе – ветотдел крайсельхозуправления. Далее краевая станция по борьбе с болезнями животных, краевая ветлаборатория, научно-исследовательская ветстанция. Их руководители – Юрий Бочкарев, Леонид Машкин, Иван Колесниченко - были мне хорошими помощниками. Опытный Борис Брискин 45 лет возглавлял «Зооветснаб», который имел восемь отделений и 36 ветаптек по краю.

Плюс «Скотоимпорт», погранслужба. Всего было 450 госучреждений, а вместе с ветврачами хозяйств - 1300 опорных точек. И никто не говорил, что мы вмешиваемся в их дела. Правда, однажды инспекция по закупкам запретила мясокомбинатам принимать выбракованных по болезням коров. Я - в крайком партии. Первый секретарь Александр Васильевич Георгиев немедленно собрал всех: «Хирург в больнице делает операцию - ему никто не может запретить. Так и здесь: слово ветврача - закон!» Когда меня брали в крайком инструктором, Георгиев так и поставил задачу: «Давай ветслужбу сделаем партийной».

- Это как?

- Он имел в виду поддержку всех управленческих органов. И так стало. Хотя ветобслуживание осуществлялось бесплатно, у нас никогда не возникало проблем с деньгами. 15 процентов от необходимых средств нам перечислял Госстрах. Он же без возражений платил за падеж скотины - хозяйству ли, частнику. Разноведомственная ветслужба работала едино с зоотехнической, и это дало эффект. За короткий срок животноводство края оздоровили от ящура, чумы свиней, а затем от туберкулеза и бруцеллеза. Болезни ликвидировали более чем в двух тысячах пунктов, предупредив заражение заразными болезнями свыше 50 тысяч животноводов и других жителей края.

- Не припомните интересные случаи?

- Однажды шел ящур со стороны Новосибирской области. Отсекая его, мы провели вакцинацию. Снова ящур - и снова вакцинация не дала результата. Исследовали, прихожу к выводу, что алма-атинская вакцина не отвечает своему названию. С зампредседателя крайисполкома Юрием Алексеевичем Романенко подготовили телеграмму в Совмин СССР. В Минсельхозе был большой скандал, но нам дали другую вакцину. Правда, заодно мне и еще кое-кому сделали серьезные замечания, но главное - ящур не прошел.

Радуют преемники

Кстати, специалисты ветслужбы края постоянно вели аналитическую, исследовательскую работу. У меня большое удовлетворение от того, что мы с доктором ветеринарных наук Иваном Порфирьевичем Никифоровым стояли у истоков создания высокоэффективной противобруцеллезной вакцины, которую применяют и сейчас. Я рад, что преемники сохраняют достигнутое нами эпизоотическое благополучие по наиболее опасным заболеваниям животных и человека, стремятся укреплять ветеринарную службу. Много в этом плане сделал сменивший меня Виктор Александрович Апалькин. Хорошим организатором, настоящим государственным
ветинспектором был и возглавивший ее затем Александр Петрович Гречкин. При них краевая ветслужба стала самостоятельным управлением.

Собеседник называет десятки людей, с кем вел ветеринарное дело в Романово, а затем в крае. О каждом находит доброе слово. А я отмечаю его общие оценки: «Это был ад! Только побольше», «Не испытавший трудностей не поймет трудностей незнакомого и даже близкого человека», «Таланты сидят в каждом человеке, их надо только раскрывать и приводить в движение», «Не зря Михаил Святкин, главный ветврач Павловского района, изрек однажды: «Тот жизнь прожил недаром, кто был ветеринаром».

Да вы, батенька, поэт! И точно – среди воспоминаний Погуляя вижу листки с его стихами о станице Динской и просторах Алтая, о ветеринарии и разлуке с домом… А как там относились к его частым отлучкам?

- Моя Агния Ивановна была главным зоотехником в одном из романовских колхозов. Боялся: обратит ли горожанка (она – из Барнаула) внимание на простого станичника, уговорю ли ее? Уговорил: в 1956 году поженились. И к командировкам она всегда относилась с пониманием. Лишь спросит – помочь собраться? Наша дочь Надежда окончила Барнаульский мединститут, более 30 лет работает в краевой клинической больнице. Там же трудится зять Виктор. Внучка Анастасия нынче с красным дипломом окончила медицинский университет и иняз, продолжает учиться в ординатуре. Внук Никита – третьекурсник технического университета. Так что наше семейство богато медициной.

Спрашиваю Виктора Дмитриевича об увлечениях. И он с восторгом говорит, что еще с ленинградской поры увлекся оперным, а затем и драматическим театром. Любит строить. На даче все сделано его руками, лето там проводит. Не отказывался, когда друзья звали на рыбалку, на сбор кедровых орехов...

- Не расстраивает, что день рождения 1 января? За общим праздником о вас не забывали?

- Не забывают. Кстати, однажды 31 декабря пришлось срочно разбираться с непонятным опасным заболеванием в совхозе «Кировский» Мамонтовского района. Близко к полночи закончили обследование. Новый год застал нас на территории Ребрихинского района. Остановились у кромки бора, развели костер, подняли по стопочке-другой (спирт разбавляли снегом) за Новый год и мой день рождения. Тронулись дальше: в сломавшейся машине замерзают рыбаки. Взяли на буксир, доставили в Барнаул. Все по присловью: «Медицинский врач спасает человека, ветеринарный – человечество» (смеется).

Справка «АП»
Виктор Дмитриевич Погуляй родился 1 января 1928 года на Кубани (станица Динская). После окончания в 1951 году Ленинградского ветеринарного института - главный ветврач Романовского района Алтайского края. С 1960-го – в ветотделе крайсельхозуправления, с 1962 года – инструктор сельхозотдела крайкома КПСС. 1967-1988 гг. – начальник ветеринарного отдела крайсельхозуправления, главный государственный ветеринарный инспектор по Алтайскому краю, 1988-2005 гг. – главный ветеринарный врач Барнаульского пограничного контрольного ветеринарного пункта.
Награжден орденами «Знак Почета» (1957 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), «Заслуженный ветеринарный врач РСФСР» (1976 г.). В 2008 году удостоен звания «Почетный гражданин Алтайского края». Сейчас – член совета старейшин при губернаторе края, член Общественного совета управления ветеринарии края.

Новости партнеров
Фоторепортаж