Овощи набирают вес

…Приехав в первой декаде октября в село Лебяжье, спросили директора Западно-Сибирской овощной опытной станции Евгения Воронкина об успехах в этом году

00:00, 26 октября 2011г, Общество 1947


Овощи набирают вес Фото №1

- Нынче три наших сорта включены в госреестр селекционных достижений. Шесть новых сортов передали в госиспытания и еще четыре на подходе к тому, - перечисляет Евгений Викторович. – В поле, да и то если поспешим, захватим лишь работу с селекционными образцами моркови.

И морковь была уже вся выкопана. Женщины доочищали ее, сортировали по мешкам. Скажете, дедовский метод? Ничуть! Селекция и отбор всегда ручная, штучная работа. А результат?

- Это у нас первый год в гос-испытаниях среднеспелый сорт моркови Боярыня. Видите, цилиндрическая, с тупым кончиком, - показывает автор, селекционер по корнеплодным культурам Татьяна Дьякина. – Анна Анатольевна Рыбалко начинала с ней работать, я продолжила. Назвали так, потому что на Руси всегда уважалась дородная женщина. Боярыня вкусна и хороша в свежем виде, пригодна и для зимнего хранения, и для переработки. А главное – она идет на смену сорту Шантанэ.

Стоп! Сорт Шантанэ-2461 выведен талантливейшим селекционером станции Николаем Дмитриевичем Романцовым еще в 1943 году и держится с тех пор не только из-за своих уникальных вкусовых качеств и хорошей урожайности, но и потому, что среди десятков созданных здесь сортов он оставался единственным пригодным к механизированной уборке. Долгожданный прорыв? Да, подтверждает Татьяна Александровна, Боярыня хорошо берется комбайном и нынче дала в пересчете на гектар по 40 тонн, Шантанэ – 35.

- А не затянули с копкой?

- Нет, морковь выдерживает заморозки до 3-4 градусов. По теплу спешили закончить с селекционнными образцами столовой свеклы, она более нежная. Из них нынче в госреестр включена Фортуна, «Овощевод» с успехом использует ее в производственных посевах. А для садоводов у нас созданы очень вкусные высококаротиновые сорта моркови Соната и Даяна. Все они убраны, как и семенники редиса. Идут досушивание и дозревание этого материала в складах.

Вот и обозначился круг забот сотрудников станции: дать лучшие сорта (в том числе пригодные к механизированной уборке), отработать под них технологию и обеспечить их семеноводство – в общем, кропотливая работа. Скажем, те же морковь и свекла – двулетние культуры, каждый сорт создается вдвое дольше, чем у однолеток. Конечно, дело ускоряют урожаи, получаемые в теплицах. И все же…

Кстати, Татьяна Дьякина нынче защитила кандидатскую диссертацию, селекционер луковых культур Сталина Жаркова – докторскую. А всего только с 2009 года четыре сотрудника станции стали кандидатами и двое - докторами наук: два года назад такую диссертацию защитил еще селекционер тыквенных культур Василий Высочин. Впервые здесь появились свои доктора. Тоже прорыв. В эти же годы овощной станции присуждается краевая премия в области науки и техники за разработку интенсивных технологий. А всего за время существования этого старейшего в крае сельскохозяйственного научного учреждения (в 2012 году ему исполнится 80 лет) его селекционеры создали более 170 сортов и гибридов овощных культур, 86 из них внесены в госреестр селекционных достижений.

- Реализуем свои семена от Дальнего Востока до Подмосковья, и даже благодатный юг – Ростов, Краснодар, Дагестан у нас их берут, - рассказывает по пути на другой участок директор Евгений Воронкин. – По овощной системе страны примерно 40 процентов семян от нас идет. Но если раньше они давали нам 70 процентов дохода, то сейчас лишь 25-30, а остальное – товарная продукция. На нее переключились, чтобы выживать. До экономических реформ имели заказ от «Сортсемовоща», который и занимался реализацией семян. Недавно мы и ряд хозяйств края обратились в Минсельхоз с предложением, чтобы возродили эту стройную систему, которая обеспечивала реализацию качественных семян.

Евгения Викторовича тревожит засилье завозных семян, включая зарубежные. А они зачастую некачественные, с ними заносятся болезни и несвойственные нам сорняки.

И самая большая глупость – увлечение голландскими сортами капусты.

- Кочаны красивые, но невкусные. Там же одна клетчатка - и больше ничего! - восклицает директор. – Люди жалуются, что горчит эта капуста после засолки. Да там ее едят только в свежем виде. Кроме нас и братьев-славян никто в мире капусту не квасит и не имеет сортов, пригодных для консервирования.

Мы у поля, где накапывают комбайном по 51 тонне с гектара товарной столовой свеклы. «Картофельный переделали для уборки свеклы и лука. При необходимости с ним можно и на морковь выходить», - поясняют нам. И тоже спешат: один кузов заполняется, а порожний тут же. На другом большом участке накапывают с гектара по 18 тонн картофеля.

- Последней будем убирать капусту. Вот она, красавица, стоит и радует, - говорит Евгений Воронкин на подъезде к плантации. – Обещает 70 тонн с гектара.

Осмотрели мы и сушилки с семенниками различных культур. Всюду идеальный порядок. В своей лаборатории определяют содержание в овощах каротина и другие параметры.

- Несколько молодых сотрудников у нас уволились: четвертый год не увеличиваем фонд оплаты труда. А зарплата очень низкая. Никак не могли – три года длилась эпопея - передать городу электросети поселка. По 1-1,5 млн. рублей платили в месяц за электроэнергию, чем сильно подорвали экономику. Когда жилой фонд поселка от нас наконец-то отсоединили, мы стали укладываться в 250 тысяч. Сумели передать муниципальной службе и вывоз мусора.

Оказываеся, до недавнего времени на станции висели все коммунальные заботы по Лебяжьему, включая ремонт дорог. Да и сейчас еще далеко не все решено. Скажем, здесь очень надеются, что длящаяся два года передача городу поселковых водопроводных сетей тоже завершится.

- И еще одну проблему нам бы решить, - вздыхает руководитель. – Мы свою котельную (она обслуживает весь поселок) за свой счет переоборудовали на газ и передали ее городу. Хотели снизить затраты на отопление своих теплиц и прочего. Нам отвечают, что нет лимита на подачу газа. А рядом частник поставил теплицы (правда, поменьше наших) – ему лимит нашелся.

Но долго грустную ноту директор не выдерживает. Встреча заканчивается разговором о том, что сибирские овощи – лучшие в мире. В том велика заслуга и коллектива Западно-Сибирской овощной опытной станции.

 

P.S. Как сообщает пресс-служба администрации края, инициатива губернатора о создании в Алтайском крае НИИ животноводства одобрена на федеральном уровне. На недавней рабочей встрече Александр Карлин и вице-президент РАСХН, председатель ее Сибирского отделения Александр Донченко рассмотрели практические шаги по реализации намеченного. Они также обсудили необходимость создания в нашем аграрном регионе НИИ овощеводства. Оба научных учреждения очень важны для многоотраслевого ведения сельского хозяйства края, роста его рентабельности.

Фоторепортаж