Удалось превзойти

00:00, 25 октября 2011г, Общество 1551


Удалось превзойти Фото №1

В конце прошлой недели состоялась пресс-конференция, посвященная «второй волне» проекта модернизации общего образования. В ней приняли участие вице-губернатор, начальник краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов, председатель профсоюза работников образования Барнаула Тамара Лесовых, председатель краевой общественной организации «Клуб «Учитель года Алтая» Алла Абросимова, а также учителя из разных районов края. Одной из главных тем стало состоявшееся в сентябре повышение заработной платы педагогов.

Говоря о промежуточных итогах проекта, Юрий Денисов напомнил, что в 2008-2009 годах край участвовал в реализации комплексного проекта модернизации образования и занял почетное место по достигнутым результатам среди 31 региона. Тогда в школах, в частности, внедрили новую систему оплаты труда и систему оценки качества.

Сегодня в качестве основных направлений выделены повышение заработной платы педагогов, внедрение персонифицированной модели повышения их квалификации, комплекс мер по привлечению молодых учителей в школы и расширение спектра социальной поддержки работников образования.

Особое внимание уделяется школьным библиотекам – выделены средства на их оснащение современным оборудованием, которого требует внедрение нового государственного образовательного стандарта. Значительные средства пошли и на пополнение библиотечных фондов учебной и художественной литературой. Также приобретаются электронные образовательные ресурсы для эффективного использования интер-активных досок и другого мультимедийного оборудования.

Одна из ключевых тем – эффективность расходования средств.

– В тех районах, где снизились неэффективные расходы, зарплаты педагогов существенно выросли, поскольку все деньги остаются в школе и идут учителю, – подчеркнул Юрий Денисов. – Главное – грамотно ими воспользоваться, и в этой ситуации ключевой фигурой становятся директора, требования к которым серьезно повысились.

В целом могу сказать, что мы в той группе регионов, к которым на сегодня у Министерства образования и науки нет претензий по выполнению принятых обязательств. При этом мы знаем, что не все прошло гладко, не все наши рекомендации выполнены отдельными районами – они известны и мы с ними работаем, – отметил начальник управления.

О том, как именно проходило повышение заработной платы педагогам, рассказал директор барнаульской школы № 126 Александр Загайнов.

– Процесс был достаточно сложным, поскольку вместе с повышением заработной платы изменялась и методика ее начисления, – рассказал Александр Викторович. – Значительно увеличился стимулирующий фонд. Принцип, когда педагог получает зарплату по результатам своей деятельности, сохраняется. Особое внимание повышению зарплаты педагогов уделялось на уровне муниципалитетов: с каждым из директоров проводились собеседования по поводу того, каких результатов должно достичь учреждение, а главное – какими средствами.

По словам Александра Викторовича, в 126-й школе приоритетом стали молодые специалисты (каждый из них получает ежемесячную доплату в размере 4 тысяч рублей). Зарплату учителей начальных классов также вывели на приличный уровень. Кроме того, введены доплаты за непрерывный педагогический стаж, и педагоги, работающие в школе более 15 лет, получают дополнительно 2 тыс. рублей. И впервые появилась возможность оплачивать внеаудиторную занятость педагогов.

– Перед нашей школой поставили задачу достичь уровня 14 512 рублей, однако нам удалось эти цифры превзойти, и в сентябре зарплата повысилась до 15 473 рублей, – резюмировал Александр Загайнов. – Многие считают, что рост зарплат происходит за счет увеличения количества часов. Но впервые в расчете на 18 часов средняя зарплата в нашей школе составила бы 12 900 рублей – это выше, чем краевые показатели.

Он также отметил, что педагоги сейчас активно участвуют в совершенствовании методик распределения заработной платы, которые «становятся важным инструментом повышения качества образования».

О положительных изменениях говорили и сами учителя. Ирина Кобзева, учитель истории и обществознания малокомплектной Фунтиковской средней школы Топчихинского района, рассказала, что администрация старается выстроить работу так, чтобы у всех педагогов была как минимум ставка.

– Моя нагрузка – 25 часов, и хотя в прошлом году она была даже выше, зарплата повысилась, поскольку стимулирующая часть выросла в шесть раз. Просто за счет того, что я не сижу на месте, как и мои дети, – мы участвуем во всех конкурсах, в том числе и всероссийского уровня. Вывод только один: сегодня все зависит от самого учителя.

Учитель иностранного языка школы № 1 Новоалтайска Инна Чередниченко – из числа молодых педагогов, получивших федеральную грантовую поддержку в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, ей положена 20-процентная доплата от администрации города. Однако, по словам педагога, ее зарплата – не самая высокая в школе, поскольку у некоторых опытных учителей стимулирующий компонент достигает 7 тыс. рублей.

По словам председателя профсоюза работников образования Барнаула Тамары Лесовых, 45 процентов барнаульских учителей в сентябре получили 15–20 тыс. руб., 30 процентов зарабатывают 10–15 тыс. руб. До 10 тысяч ежемесячно получают примерно десять процентов барнаульских педагогов, в их числе некоторые молодые специалисты, работающие в малочисленных школах. Еще 12 процентов учителей получают 20-30 тыс. руб., однако есть и педагоги, зарабатывающие более 30 тысяч в месяц.

 

*   *   *

Старшеклассники предложат технологии

До 17 января 2012 можно подать заявки на 6-й Всероссийский конкурс инновационных проектов для старшеклассников. Его тема в этом году звучит так: «Технологии для модернизации России».

Главная задача конкурса – привлечение талантливой молодежи к решению социально значимых проблем страны, области, отдельного города. По условиям конкурса старшеклассники (ученики 10-11 классов школ и студенты 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования) должны представить проекты в области энергетики, производства, транспорта, градостроительства, экологии. Предметом исследования могут стать энергосберегающие технологии и альтернативные источники получения энергии, модернизация транспортных систем, здравоохранение, защита окружающей среды и многое другое. Допускаются как индивидуальные авторы, так и проектные группы (не более 3 человек).

На региональном этапе конкурса в каждом федеральном округе будет отобрано пять лучших работ, авторам которых предстоит защита проекта. Победители представят свои идеи на федеральном финале в конце марта 2012 года. Отбор проектов проводят экспертные советы, в состав которых входят представители ведущих вузов страны, члены РАН, представители региональных администраций и компании «Сименс». Победители различных этапов конкурса получат денежные вознаграждения.

Напомним, в 2010/11 учебном году темой всероссийского конкурса стали «Инновации для устойчивого развития». В Сибирском федеральном округе первое место занял Сергей Красотин из Новосибирска, который предложил новый подход к обработке компьютерных изображений (проект «Перколяционная модель в задаче улучшения бинарных изображений»). Он же победил и в федеральном финале, состоявшемся 22 марта в Москве. За победу в конкурсе старшеклассник получил 350 тысяч рублей.

Более подробную информацию можно найти на официальном сайте конкурса: www.science-award.siemens.ru.

Фоторепортаж