«…Я сам обманываться рад»

Зачем нужна реформа госзаказа

00:00, 26 августа 2011г, Общество 1260


«…Я сам обманываться рад» Фото №1

Кажется, только ленивый предприниматель не плевался в сторону федерального закона о госзакупках (94-ФЗ). Еще прошлой осенью президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить реформу госзаказа, оценив объемы воровства в этом секторе экономики в триллион рублей в год. Между тем стало известно, что многострадальный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» может быть заменен новым законом о федеральной контрактной системе (ФКС). Причем Алтайскому краю в правительстве отводят роль полигона, на котором предстоит испытать все плюсы и минусы готовящегося документа.

Присосавшиеся

- На заседании рабочей группы при руководителе антимонопольной службы, которая создана для реформирования 94-ФЗ и членом которой я являюсь, мы уже обсуждали первый вариант будущего закона, - рассказал Александр Карлин на заседании Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе края, – работу курирует премьер, и, я думаю, изменения получатся существенными.

Эту информацию губернатор сообщил, комментируя выступление гендиректора фирмы «Отделстрой» Павла Пелёдова. Предприниматель докладывал о том, как его предприятие реализует губернаторскую программу «75х75», попутно сосредоточившись на том, что мешает ее выполнению. А мешает, оказывается, закон о госзакупках, в рамках которого предприниматели и получают возможность освоить бюджетные деньги.

По словам Павла Пелёдова, 94-ФЗ породил целый пласт карликового бизнеса, который паразитирует на государственных закупках. Одни фирмы обслуживают участников торгов, сопровождая их юридически при подготовке аукционной заявки, другие откровенно мутят воду на аукционах, собственно не имея к стройке никакого отношения.

– Сегодняшний механизм аукциона с единственным критерием – наименьшая цена – может быть и выгоден государству с точки зрения экономии средств. Но нам, строителям, кажется, что это – мина замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, - заявил предприниматель.

При плановой рентабельности 8-12% (на аукцион выставляется документация, прошедшая государственную экспертизу) победитель аукциона соглашается выполнить работу за 70-80% сметной стоимости. Имеются примеры - и за 54%. За такие деньги, считает Пелёдов, есть несколько вариантов построить объект: не заплатить налоги, резко снизить заработную плату, применить более дешевые материалы или нарушить технологию. А уж чтобы нанять субподрядчиков, и речи быть не может. Последствия такой работы мы наблюдаем ежедневно и в СМИ, и передвигаясь по нашим дорогам.

- Отдельная тема, - продолжает строитель, – электронные аукционы. Для полноценной работы на таких торгах нужны выделенные линии Интернета с надежной связью. Россия пока, к сожалению, еще не стала электронной, и проблемы со связью и Интернетом пока большие.

И чиновники сыты, и строители довольны

У коллеги Пелёдова Олега Соловьева тоже немало претензий к закону о госзакупках. В недавно изданной им книжке «Взятка» этой теме посвящена целая глава.

Правда, в отличие от Пелёдова он считает, что строительные работы, выполняемые по заказу государства, имеют достаточную рентабельность. Иначе за них бы так не бились подрядчики в обмен на мзду.

В подтверждение своего тезиса Соловьев приводит некоторые технологии, с помощью которых и осторожные чиновники остаются сыты, и строители довольны:

«Аукционист просил «по-отечески» участников торгов не увлекаться снижением цены, но и дружественные, и посторонние соискатели азартно роняли ее. Стартовая цена по ряду лотов при этом была заранее установлена на таком уровне, что обеспечивала нормальную рентабельность даже при двукратном снижении. Дружественные чиновникам предприниматели имели сведения о таких лотах и уверенно побеждали в честной борьбе. Посторонние оказывались обладателями малодоходных лотов, но, снижая цену, они обеспечивали существенную экономию, оставшуюся в распоряжении бюджетного учреждения».

Соловьев пишет и о такой форме бизнеса, как отказ предпринимателей от активного участия в аукционе. Ценовая конкуренция и снижение рентабельности побудили многих к мысли о необходимости договариваться об отступных в пользу согласных не рушить цену. Сумма отступных при этом может достигать 10-20 %, что дает каждому участнику за составление грамотной заявки и способность договариваться несколько десятков тысяч рублей. Для некоторых предпринимателей такой бизнес в последнее время стал основным.

- Сегодня уважаемые строители сами породили то, что имеют, - считает Михаил Щетинин, вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций (ГУЭИ), курирующий в крае систему госзакупок. – Ведь никто не хочет отторгать структуры, которые Пелёдов считает паразитирующими на госзакупках: ни саморегулируемая организация строителей мер не принимает, ни отдельные строительные фирмы. А зачастую еще и способствуют процветанию подобного рода бизнеса. А если бы наши усилия объединились, тогда этого явления не было бы.

У муниципалов еще способов немало

Сегодня структура и сам механизм проведения закупок для нужд краевых учреждений у нас выстроены как нигде в стране, говорит Щетинин. Свое утверждение он обосновывает тем, что вот уже второй год Алтайский край занимает почетное второе место после Москвы в рейтинге прозрачности закупок.

Олег Соловьев в целом положительно характеризует решение администрации края передать проведение всех конкурсных процедур при расходовании средств краевого бюджета в ведение ГУЭИ: «Принятие решения о закупке стало теперь максимально отдалено от ее осуществления. Для предпринимателя, что называется, с улицы оказалось реально стать партнером краевых учреждений, ранее работавших с «дружественными» поставщиками и наглухо закрытых для посторонних».

В то же время автор «Взятки» говорит, что у муниципальных чиновников по-прежнему есть немало способов обеспечить победу «своему» подрядчику. Один из них – укрупнение лотов. На лоты в десятки миллионов рублей претендовать по формальным показателям могут далеко не все фирмы. Многим к тому же будет трудно обеспечить выполнение большого объема работ.

Ограничить число участников аукциона, дав зеленый свет «своему», можно заложив в документацию особые условия заключения контракта. Таковыми могут быть предоставление подробного, вплоть до получасового графика производства работ, наличие у сотрудников поставщика специальных аттестаций. Последнее ноу-хау здесь – наличие лицензии на мусор. Автор – комитет муниципального жилищного хозяйства. Идея оперативно подхвачена гороно. По их замыслу, ни одна строительная фирма не может существовать сегодня без этой лицензии. Получить ее вроде как не сложно, московские консалтинговые фирмы предлагают такую бумагу за 95 тыс. руб. Но это только начало пути. Чтобы соблюсти лицензионные требования, нужно иметь специализированную технику, утвержденные маршруты вывоза мусора, паспорта, определяющие класс опасности отходов, обученных специалистов. Все эти требования можно проконтролировать перед торгами. Казалось бы, если вывоз мусора столь опасен, пусть строители привлекают специализированные фирмы. Но нет, условия аукциона не разрешают это без допуска фирмы к осуществлению функций генерального подрядчика.

Им сверху видно всё

Трудно поверить, что в правительстве не знают о большинстве ухищрений, используемых чиновниками и предпринимателями. Как говорилось выше, наверху уже приступили к масштабному реформированию законодательства о госзакупках. Причем сразу в двух ведомствах. Министерство экономического развития предлагает отменить 94-ФЗ и разработать другой комплексный закон, который бы в ряде случаев заменял торги конкурентными переговорами. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) резко против идеи экономистов, считая странным после пяти лет кропотливой работы над созданием инфраструктуры госзаказа начинать все заново. ФАС выступает за совершенствование существующего закона в рамках формирующейся сейчас федеральной контрактной системы (ФКС).

Одобренный премьер-министром Владимиром Путиным план о создании ФКС в рамках утвержденной концепции повышения эффективности бюджетных расходов будет реализовываться в этом и следующем годах. Основная его цель – устранить разрывы между Бюджетным кодексом, 94-ФЗ и Гражданским кодексом как составными частями ФКС. В результате должен получиться единый замкнутый цикл госзакупок, начиная от процесса планирования и заканчивая исполнением контракта и анализом полученных результатов.

А пока губернатор Александр Карлин предлагает, не дожидаясь изменений в закон, провести обучающие семинары для представителей малого бизнеса.

Специалисты ГУЭИ готовы их организовать.

Губернатор также поручил Михаилу Щетинину заняться деятельностью организаций, которые оказывают сомнительные услуги участникам аукционов.

- Сами по себе услуги в этой сфере не противозаконные, если они не являются завуалированным способом коммерческого подкупа или других мошеннических схем, - считает Александр Карлин. – Но мы должны знать, кто этим занимается: и госструктуры, ответственные за реализацию 94-го закона, и фирмы, которые предлагают такие услуги.

Для этого и надо создать группу, которая бы собрала и проанализировала информацию, а затем предостеречь предпринимателей от нежелательных бизнес-контактов. Чтобы у них не было повода изображать из себя обманутую Машу. Очень часто обманутыми оказываются те, кто обманываться рад.

Справка «АП»
По данным Росстата, в 2010 году лишь 8 % госзаказа в количественном выражении было размещено на конкурентных процедурах. Однако в денежном выражении это составляет 83 %. Несостоявшимися признаны 26 % торгов.

Предложения алтайских предпринимателей

1. Предусмотреть в новой редакции закона дополнительные критерии оценки подрядчика: опыт работы, наличие производственной базы, рекомендации бывших заказчиков и т.д.

2. Скидка от стартовой цены на торгах не должна превышать 5 %, причем претендент должен обосновать, за счет чего он достигнет экономии.

3. В госконтрактах особо оговаривать ответственность саморегулируемой организации в случае некачественного выполнения работ одним из ее членов.

Предложения Федеральной антимонопольной службы

Поднять уровень профессионализма заказчиков и лишить профильные комитеты администраций контроля над финансовыми потоками. Для этого передать функции заказчиков к уполномоченным органам, сократив число заказчиков с нынешних 220 тысяч до 2-3 тысяч на всю страну.

Разработать типовые стандарты качества и спецификации, чтобы заказчики не ломали голову, какие требования им предъявлять к продукции.

Навести порядок с предоставлением поручительства, исключив случаи мошенничества.

Помимо финансовой мотивации со стороны участника ввести финансовую мотивацию для добросовестно работающих должностных лиц заказчика.

Совершенствование системы конкурсов, исключив в них субъективные критерии оценки заказчиков.

Фоторепортаж