Изделия из ивы - это красиво!

00:00, 12 августа 2011г, Общество 4758


Изделия из ивы - это красиво! Фото №1

Василий Мокроусов из села Солонешного благодаря участию в программе занятости на выделенные из бюджета средства купил деревообрабатывающий станок и построил производственное помещение.

Прутики … из каменного века

Вспоминаю, что в моем детстве за грибами наша семья ходила исключительно с плетеными корзинками. Их делали соседи Антиховичи, приехавшие на Алтай из Белоруссии. Неказистые, но функциональные емкости из ивняка вмещали до двух ведер грибов, ягод, картошки. Антиховичи обеспечили легкой и надежной тарой все дворы. Однако больше никто в селе так и не освоил этого ремесла, магазинные же корзинки как-то не прижились.

Пока я не познакомился с Василием Мокроусовым, полагал, что лозоплетение – дело нехитрое. Бери ивовые прутики да плети.

Вероятно, и он поначалу так думал. На стене бани висит его первый опыт: грубая работа из цельных прутьев, которые при сгибании дали заломы. Подсказать-то в Солонешном было некому, нет уже стариков, которые доподлинно знали это ремесло.

Технологию плетения из лозы древние люди освоили еще до гончарного дела, в эпоху каменного века. Из гибких ветвей в разное время сооружали жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. Сейчас вновь входят в моду декоративные плетни из ивняка. Но самые распространенные изделия из лозы, конечно же, корзины. Хотя пользуются спросом и столы, кресла-качалки, подсвечники, бра, подносы, столики для завтрака, корзины для белья, подставки под телефон, лапти, сосуды, циновки, сети, лапти и многое другое…

На Руси почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. А настоящие корзинщики делали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышкой или без нее. В них собирали урожай, носили белье на речку, отправлялись в дальнюю дорогу.

Известно, что ивовые ветки содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, эти прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют содержимое корзин от перегрева.

Шаблон противопоказан

Василий Мокроусов, конечно, еще не освоил изготовление всего спектра изделий из лозы. Но, как мне показалось, стремится к этому…

Еще совсем недавно он имел надежный кошт – 15 лет трудового стажа в Солонешенском лесхозе. Начинал с должности мастера леса, был инженером охраны, а закончил карьеру главным лесничим. После директора это второй человек на предприятии. Главный лесничий – это и технолог, и инженер, и хранитель леса. Солонешенские леса – смешанные: рядом с лиственницей, кедром и сосной соседствуют березняки и осинники.

Но надо же: знаток леса Василий Мокроусов променял занятие с «благородными» деревьями, чтобы заняться «сорным» кустарником – ивой?! Оставил престижную должность, чтобы окунуться в бездну рискованного бизнес-ремесла…

Однако Василий, по его словам, с детства был «мастак на выдумки». Недаром с малолетства за глаза его звали самоделкиным.

К примеру, будучи еще младшим школьником изобрел … велосипед. Вернее, не велосипед, а дрезину, которая передвигалась не по рельсам (откуда в Солонешном быть железной дороге?!), а по обычному сельскому большаку. Это чудо техники приводилось в действие точь-в-точь как дрезина – руками. Когда стал постарше – много экспериментировал с двигателями внутреннего сгорания. Усовершенствовал мотоцикл, мотороллер. Несколько лет изготавливал аэросани, но так и недоделал – уехал из дома на учебу в Бийский лесхоз-техникум.

Теперь становится понятно, почему Мокроусов сменил род деятельности. Но он и сам удивляется, отчего не сделал этого раньше. Хотя и сегодня находятся те, кто, узнав о том, что он занялся лозоплетением, крутит пальцем у виска. Мол, кому эти корзинки в Солонешном нужны?! Да и расчет на туристов призрачен: они бывают здесь, пожалуй, два-три месяца в году.

Но Мокроусов не унывает: есть неподдельный интерес к его работе не только у приезжих, но и у земляков. Ведь в людях не угасала тяга к необычному. А у Василия не обнаружить двух похожих корзинок – все разные. Так что пусть переживают те, кто работает по раз и навсегда заведенному шаблону, без фантазии. Недавно, например, познакомился с коллегой из соседнего района: тот выдает те же корзинки с абсолютно одинаковыми размерами и формой, а днище вообще мастерит из ДВП. Словом – ширпотреб.

Для Мокроусова шаблон – что острый нож. Недаром же у него берут изделия оптом и все чаще заказывают садовую мебель, необычные предметы домашнего обихода. Такие, как плетеные абажуры, подставки для телефона, оригинальные журнальные столики, ажурные панно, украшенные цветами… Честно скажу, и я не удержался – купил для дома кое-какие мокроусовские эксклюзивные «кружева».

Изба изящных вещиц

Нынешнее занятие в семье Мокроусовых началось с приобретения книг. Первой была «Художественное лозоплетение». Теперь их накопилась небольшая библиотека. Пригодились и навыки, приобретенные на факультативных занятиях в лесхозе-техникуме по деревообработке и резьбе по дереву. Остальное Василий с супругой Анной постигал и постигает методом проб и ошибок.

Опытным путем определили, что лучше всего для лозоплетения подходит зеленая ива. Красная – краснотал – впоследствии чернеет.

Вообще, как говорит Мокроусов, насчитывается свыше 120 видов ивы. По науке эти дикорастущие деревья различаются на трехтычинковые, белые и корзиночные.

Василий называет ту, с которой работает, козьей ивой. Есть у этого кустарника и другие народные названия: тальник, краснотал, чернотал, ветла, верба, шелюга, ракита, витва, вязинник и даже хинное (за противолихорадочное действие) и аспириновое дерево (из коры ивы, имеющей латинское название salix, выделены соединения – салицилаты, составляющие основу ацетилсалициловой кислоты – acпиpина).

Козья ива растет за огородом Мокроусовых на берегу Ануя. При заготовке однолетнего прута, по словам Василия, не наносится никакого ущерба экологии. Скорее, наоборот, потому что срезается с так называемого пенька одна ветка, на котором на следующий год просыпаются и развиваются спящие почки и вырастают три-четыре прутика.

Заготовка сырья ведется, как правило, осенью или зимой. Хотя весной заниматься срезкой проще, так как легко отделить кору в период сокодвижения. Но качество прута будет неважное, древесина сформируется, вызреет только к осени. Зато для снятия коры приходится прутики запаривать. Потом используется специальное приспособление, в простонародье называемое щемилкой. После сортировки, исходя из ее диаметра и длины, лозу – для большей гибкости – Мокроусов снова замачивает в воде.

Сущим откровением для неспециалиста являются дальнейшие манипуляции. Если внимательно присмотреться к готовым изделиям, то можно заметить, что они не из цельных прутиков, а из их частей, иначе называемых лентой или шиной. Не входя в детали технологии, скажу, что из каждого прута мастер получает две-четыре такие ленты. И только после удаления мягкой сердцевины лоза готова к работе.

При наличии навыков и терпения можно добиться того, что шина станет по толщине близкой к бумаге или пергаменту. Самая тонкая лента предназначается для изготовления изящных вещей. Есть еще немало хитростей, чтобы изделие стало, по оценке Мокроусова, фасонистым.

Интерьер обычной избы, построенной Мокроусовым на 50 с лишним тысяч рублей, выделенных по программе занятости, не идет в сравнение с мастерской художника или скульптора. Но здесь, как у любого настоящего мастера, наряду с запахами дерева и коры витает дух творчества…

Солонешенский район.

Фоторепортаж