Растят съедобных клонов

Алтайские ученые используют биотехнологии для производства картофеля

00:00, 29 июля 2011г, Экономика 2315


Растят съедобных клонов Фото №1

На выведение нового сорта у селекционеров обычно уходят годы: пока из семени что-то путное вырастет, пока даст потомство. Размножаться частями (вегетативно) способно не каждое растение. Чтобы ускорить процесс, ученые из Алтайского государственного университета применяют биотехнологические методы, которые в скором времени собираются использовать, создав научно-производственное предприятие. 

- Один из методов – микроклональное размножение. Берется несколько клеток из так называемых точек роста и помещается на питательную среду. Таким образом можно получить много абсолютно одинаковых растений, - объясняет Галина Соколова, заведующая кафедрой экологии, биохимии и биотехнологии АлтГУ.

Это научное направление в университете основала доктор биологических наук Нина Вечернина. С помощью биотехнологических методов можно получить большое количество посадочного материала ягодных и плодовых культур, лекарственных растений, ускорить процессы селекции.

В настоящее время полностью разработана последовательность получения безвирусного картофеля. Микроклубни картофеля выращивают на специальной гидропонной установке. За год в ней можно произвести до 30 тыс. штук клубеньков классификации «супер-супер-суперэлита», при выращивании которых в открытом грунте набирается около трехсот тонн посадочного материала классификации «элита».

Использование оздоровленного посадочного материала повышает урожайность картофеля на 50-70 %, позволяет снизить потерю урожая во время хранения.

- Каждое растение требует индивидуального подхода и поиска наилучших условий размножения, - подчеркивает Галина Геннадьевна. - Отслеживая процесс закладки у растения органов, мы подбираем оптимальные параметры, например, меняя состав питательной среды.

Но мало получить стерильное растение в пробирке. Если его посадить в грунт, то оно погибнет, поэтому следующая задача биотехнологов – адаптировать, то есть приспособить картофель к суровым условиям внешней среды. Затем гибриды доводят до сорта, патентуют, и тогда уже можно продавать посадочный материал и зарабатывать на этом деньги.

АлтГУ сотрудничает с НИИ садоводства Сибири, разрабатывая технологии размножения многолетних деревьев и кустарников. Биотехнологи университета занимаются и проблемами сохранения редких и исчезающих дикорастущих видов растений, которые практически не делятся вегетативно.

- С помощью биотехнологических методов мы можем размножать, поддерживать в культуре и высаживать потом в природу, тем самым обеспечивая сохранность редких растений, - говорит профессор Соколова.

Например, разработана технология сохранения и размножения брахантемума, который обладает к тому же уникальным ароматом и может быть использован в парфюмерной промышленности. Отработана методика размножения стевии, из которой получают сахар для диабетиков.

Но это только один аспект. Другой, не менее важный – коммерческий.

Натуральная парфюмерия стремительно входит в моду. Шампуни и кремы, туалетная вода и дезодоранты с применением экстрактов растений стоят в пять-десять раз дороже аналогичных синтетических композиций. Однако на сегодня только десятая часть веществ, с которыми работают парфюмеры, относится к продуктам природного происхождения.

Сегодня алтайские предприятия, специализирующиеся на производстве натуральной косметики, пытаются решать проблему нехватки природного сырья созданием собственных плантаций. Но это длительный и затратный метод.

Если же применять биотехнологии, то растительное сырье в большом количестве можно получать круглый год. Причем биологи, в принципе, могут размножать самую полезную для переработчиков группу клеток, в которых концентрируется действующее вещество.

Зачем выращивать корень, когда весь цимус в цветках или наоборот?

- Эти технологии мы только начинаем разрабатывать, - признается Галина Соколова.

А свой безвирусный картофель после некоторой доработки и патентования биологи готовы предложить рынку. Галина Геннадьевна сравнивает такой картофель со здоровым ребенком, который обладает повышенным иммунитетом и способен противостоять вирусам гораздо сильнее, чем обычный сорт. Картофель уже достаточно адаптирован к внешней среде, скажем больше: он растет на личных дачах научных работников.

Так что нынешней осенью уже можно открывать малое научно-производственное предприятие. Уставный фонд биологи собираются сформировать из нематериального актива – патента на изобретение сорта, а денежные ресурсы надеются привлечь из федерального фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. В принципе, путь этот пройденный и отработанный не одним малым научно-производственным предприятием края.

- Но нам нужна помощь, - говорит профессор Соколова, - у университета нет сельскохозяйственных площадей, где бы можно адаптировать пробирочные растения. Придется искать компаньона из числа фермеров, который бы вложился в дело.

Отметим, что основные производители картофеля на Алтае не занимаются селекционной работой, предпочитая закупать семена раз в четыре года в Голландии.

Однако Соколова считает этот путь неверным, поскольку картофель голландской селекции выращивается в совершенно иных климатических условиях. И в Сибири эти сорта ведут себя по-другому, давая меньшую урожайность.

Безвирусный высококачественный материал университетских ученых хорошо адаптирован и имеет известные вкусовые и биологические свойства. Впрочем, фермеров трудно обвинить в отсутствии патриотизма, ведь местных конкурентоспособных сортов пока на рынке нет.

За рубежом технология коммерциализации научных трудов выстроена так, что ученым не приходится ломать голову над тем, как внедрить изобретение в жизнь. Венчурные капиталисты высматривают перспективные идеи на выставках инноваций, покупают их и доводят изобретение до производственного образца или технологии, которую с выгодой перепродают профильному предприятию. У нас тоже проходят венчурные ярмарки, но покупателей на них раз-два и обчелся. Вот и приходится ученым выводить разработку от колбы до рынка самостоятельно. А если рядом не окажется опытного менеджера, способного сопоставить научную идею с потребностью рынка, то все может остаться на уровне лабораторных образцов.

Одним из механизмов коммерциализации научных работ, по мнению Галины Соколовой, может стать единый венчурный центр при классическом университете или даже на уровне региона, который бы выводил на рынок различные разработки ученых. 

Фоторепортаж