Последние штрихи

На строителей надеются, да и сами не плошают

00:00, 17 июня 2011г, Общество 1923


Последние штрихи Фото №1

На прошлой неделе в Николаевке было два важных мероприятия. Первое заключалось в том, что мусульмане села собрались, чтобы поблагодарить аллаха за то, что пожар осенью прошлого года обошелся без человеческих жертв. Под казанами с бараниной развели огонь, традиционное угощение и жертвоприношение были сделаны. Просьба о дожде, который бы напитал землю с ростками, дошла до неба.

Второе событие – сбор руководителей субподрядных строительных организаций. Перед этим в Николаевке побывали заместитель губернатора Яков Ишутин и президент концерна «Коксохимстрой» Михаил Фокин. Они еще раз детально осмотрели все объекты, построенные в этом селе и соседнем Бастане. Недоделки должны быть устранены строителями до первого июля. Для этого их и пригласили в Николаевку, но вначале предложили проехать еще раз по своим объектам, посмотреть, как в домах перезимовали люди, какие претензии высказывают строителям.

Один из главных объектов – школа. По дороге к ней вижу, как улицы утюжат катком, грейдером и другой техникой дорожники Завьяловского ДСУ. Дороги только начали одевать в асфальт. Возить его ближе всего из Михайловки и Волчихи.

В школе строителей нет. «Остались мелкие недоделки по фасаду, крыльцо, - перечисляет директор школы Ирина Соснова. – Площадки игровые, стадион. Разбивку территории школы строители сделали в мае, и все - тишина. Я побывала в краевом экологическом центре учащихся. Там обещали помочь озеленить школу. У нас будет свой дендрарий. И впервые школа будет огорожена и озеленена по проекту. Хотелось бы эти недоделки устранить до первого августа. Мы спланировали отпуска учителей так, чтобы они в августе все дружно начали готовить школу к 1 сентября».

А что для себя уже сделали Сосновы? Муж у Ирины Григорьевны - главный инженер хозяйства. А в хозяйстве забот полон рот. И поэтому Сосновы огород в нынешнем году не садили. Но уже есть гараж, ставят баню. Александр Федоров, который живет на улице Молодежной, ставит сразу и гараж, и баню, и сарай, и забор. Работает в хозяйстве конюхом. Его сосед Ромуальдас Стонкус - предприниматель. До пожара занимался лесом. Рассказывает, что часть забора на фасаде усадеб улицы Молодежной строители подняли, укрепили. Его, видимо, делали в прошлом году уже по морозу, вот и упал он весной. «Претензий к строителям особых нет, - говорит Ромуальдас, - я больше на свои руки надеюсь. Хоздвор построил, тех 400 тысяч, которые получили как компенсацию за утраченное имущество, не хватило. Дома наши выстояли зиму, не осели. Обидно только, что нас за миллионеров кое-кто считает. А у меня весь молодняк сгорел, 11 голов, 8 свиней, корова.… Уцелели 9 дойных коров, в стаде были. Отелились. Жена за ними ухаживает. В пять утра встает. Говорят, что мы не работаем. А кто все это делает? – разводит он широко руками, показывая на подворья соседей. – Один из нас завозил грунт сам. Взял 3-4 телеги. Его штрафанули. Предложили: иди в совет, выписывай за свои деньги и тогда бери. Но ведь у нас с подворий грунт строители вместе с остатками построек вывезли на свалку. А теперь обратно нам за деньги!..»

Стонкус лет двадцать живет здесь, по его наблюдениям, некоторые дома подтопило весной еще и из-за того, что грунта со стройплощадок после пожара увезли много. Надо было бы ставить дома повыше на фундаменте. А сейчас надо делать отмостки вокруг них усиленные.

- С лесом я завяжу, заниматься не буду, - как о чем-то давно решенном говорит предприниматель. – Сейчас у меня работают 6 человек. Раньше они хорошо зарабатывали – по 20-25 тысяч в месяц. А теперь такой возможности нет. Для себя решил: буду держать скот, мясо для города производить.

Все надежды на личное подсобное хозяйство возлагает и Лариса Омарова. Она живет на улице Восточной. И у ее семьи особых претензий к строителям нет. Дом весной не затапливали вешние воды, но двери бы поменять надо. Деревянную входную на металлическую, тогда в доме теплее будет. А еще печка маловата для 80 квадратных метров. Лариса до пожара нигде не работала, муж трудился на пилораме, но она сгорела. Теперь вот тоже без работы. А платить за коммунальные услуги приходится около 5 тысяч рублей. Цены на отопление, считает Лариса, космические. Сами Омаровы уже сделали сарай, летнюю кухню с баней. Огород посадили, держат скот.

Меньше повезло Тамаре Борисовне Мальцевой. Ее дом на Молодежной улице подтопило. Отмостка рассыпалась, крыльцо покосилось. Обо всех своих бедах она написала в высокие инстанции. Но строители свои недоделки не отказывались исправлять. А еще у Тамары Борисовны есть взрослые дети. Они мать не оставят в беде. Сделают все как надо, хотя они тоже погорельцы.

«А я не о себе, - говорит она мне при встрече. – Нас, вдов, в селе девять. Есть совсем одинокие. Вот о них и беспокоюсь». Когда вода пришла к дому Тамары Борисовны, то одним из первых ей на помощь пришел Геннадий Юров, глава администрации Михайловского района. Она его в рабочей одежде сразу и не признала.

Постоянно в селе работает заместитель М.Фокина по строительству Александр Петренко. Он показывает семь двухквартирных домов. Муниципальное жилье, оно частично пострадало во время пожара. Но дома восстановили, теперь вокруг делают планировку. По возможности черный грунт завезут сами строители и в других местах наводят порядок. «Есть такие подрядные организации, которые давно устранили свои недоделки», - Александр Иванович перечисляет их. А вместе с ними называет и тех, до кого трудно доходит, что все работы надо закончить в июле.

На совещании с подрядными организациями, которое проводил начальник краевого управления по строительству и архитектуре Александр Мишустин, было многолюдно, как и в самом начале эпопеи восстановления Николаевки. Здесь были поставлены жесткие условия. Если кто-то из подрядчиков не устранит свои недоделки, то их устранят другие. Но за счет самих этих подрядчиков.

Фоторепортаж