Павловские художники

Мужское счастье в неполном формате

00:00, 09 июня 2011г, Общество 2146


Павловские художники Фото №1

В Павловскую художественную мастерскую мы пришли вместе с ведущим специалистом информационно-консультационного центра при администрации района Людмилой Перепечиной, которая на вопрос: «Есть ли в Павловске люди, занимающиеся необычной предпринимательской деятельностью?» - не задумываясь, ответила: «Знаю таких. Это наши художники. Пойдемте, покажу, где они работают».

Павлуша

Ожидания увидеть большой зал с высокими потолками, заставленный разнообразными скульптурами и множеством картин на стенах, не оправдались. Мастерская друзей-компаньонов Владимира Штерклофа и Валерия Глумова выглядела не в пример скромнее. Но вот сами они оказались настоящими мастерами и первым делом представили журналистам «АП» созданный ими символ Павловска – симпатичного деревянного человечка Павлушу.

Этот деревянный человечек, эдакий сибирский «Буратино» появился на свет несколько лет назад, был изготовлен как символ сельской олимпиады. Однако позже повысил свой статус, и теперь заказы художникам на изготовление таких фигурок поступают не так уж редко. Во время приезда журналистов «АП» в райцентр Штерклоф и Глумов как раз выполняли заказ на двадцать таких фигурок для наград победителям в соревнованиях работников МЧС, намечаемых на первый день лета. Правда, по такому случаю образ Павлуши пришлось несколько видоизменить – в этот раз он будет щеголять в пожарной каске. Третий их товарищ - Аркадий Сергеев отсутствовал. Уехал в Барнаул за материалами.

Увлечение стало профессией

Владимир Штерклоф занимается работой художника-оформителя уже более тридцати лет. Начинал еще в районной художественной мастерской при Доме культуры. Ремеслу своему специально не обучался по причине, которую сам Владимир Генрихович именует комедийной историей. Детство и юность его прошли в Казахстане, и когда после школы Володя решил поступить в художественное училище в Чимкенте, ему сказали: «Нам нужны национальные кадры». Через год после этого семья переехала в Павловск, но здесь тоже были нужны «свои», а не приезжие. Так Штерклоф и остался без официального образования, что, однако, не помешало его приему на работу, поскольку навыки и способности молодого человека были, как говорится, налицо, сказались семь лет занятий в художественной школе.

- Я всегда хотел, чтобы это увлечение стало моей профессией, - говорит Владимир Генрихович. - Так оно и получилось, и я об этом ни разу в жизни не пожалел.

В художественной мастерской он занимался оформительскими работами. Делал то, что, по его словам, «диктовала партия» - плакаты, вывески, ленинские комнаты.

Под диктовку времени

Когда вместо партии диктовать стало новое время, Штерклофу, как принято говорить, не от хорошей жизни пришлось заняться частной практикой. Так они с его давним товарищем по работе Валерием Глумовым в конце 90-х стали предпринимателями.

- Для меня это событие не стало чем-то кардинально новым в жизни. - Вспоминает Владимир Генрихович. - Поскольку и до того в художественной мастерской мы зарабатывали сами для себя, в зависимости от объемов… Есть заказчики – есть деньги. Разница состояла в том, что там заказчики приходили, а по новой системе их нужно искать самим».

Поскольку заказчики на художественную работу находились (да и находятся), не так уж часто Штерклофу с Глумовым приходилось (и приходится) и каменщиками, и отделочниками, и малярами работать. Одной из самых примечательных была работа по перестройке привезенного из Забайкалья пограничного катера под прогулочную яхту по заказу местного предпринимателя.

- Брались за все, лишь бы выжить, - улыбается Валерий Глумов. - Но тогда у нас народу было пятнадцать человек, и мы могли себе позволить заниматься самыми разными работами.

А теперь можете?

- Теперь нет. Одни на пенсию ушли, других на более высокие заработки переманили. Осталось нас трое – занимаемся оформительскими делами, на рекламу работаем, туристический аспект нас тоже очень даже интересует. Выходили с проектами на районную администрацию, чтобы к 250-летию Павловска, которое будет отмечаться в 2013 году, заняться созданием мини-мемориала основателю Павловска начальнику Колывано-Воскресенского округа Андрею Ивановичу Порошину, реставрацией фонтана, наладить выпуск монет, подобных тем, что отливались в давние времена на разрушенном ныне сереброплавильном заводе, других сувениров.

Уже у третьей администрации района встречаем понимание в этом плане, но вот до финансирования дело пока не доходит.

- На хлеб-то с маслом зарабатываете?

- Зарабатываем, хотя и труднее это делать стало. Но нас нигде никто не ждет, биржа - это не выход, тем более работа здесь нам нравится. В Барнауле, куда многие из павловских работать ездят, таких, как мы, хватает, бизнес в этой сфере уже давно отлажен, и конкурировать с ним нам невозможно. Это тоже отпадает.

Мужское счастье

Как и его товарищ, окончивший Новоалтайское художественное училище, Валерий Глумов считает, что в целом в жизни ему все-таки повезло. Одна из главных основ для мужчины - любимое дело у него есть. Жаль только, что «экономическая составляющая недотягивает».

Да, до точного формата мужского счастья, которое, по определению некоторых, состоит в том, чтобы за любимую работу тебе еще хорошо платили, Глумов с Штерклофом пока недотягивают. Но рук не опускают, поскольку уверены, что без надежды на лучшее жить будет скучнее.

- Мечтаете о большом деле, чем-то значимом?

-Так ведь начали его уже, - вновь вступает в разговор Владимир Штерклоф. - Сделали заготовки для мемориала, сам бюст Порошина был практически готов, отлили уже его, но потом застопорилось все. Пришлось при переезде бюст уничтожить. Разбить попросту…

Как уже говорилось, Глумов и Штерклоф - компаньоны. Каждый зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, но уже много лет они трудятся вместе и изменять этой привычке не собираются. Несмотря на довольно невысокую рентабельность их предприятия, Владимир и Валерий не чураются и спонсорской деятельности, а точнее, всегда готовы откликнуться на просьбу о помощи, если они в силах ее оказать. В частности, принимали безвозмездное участие в работах по строительству и отделке расположенной практически рядом с их мастерской православной церкви.

И еще о хорошем

За несколько лет мастерская павловских художников сменила несколько мест, одно время даже размещалась в гараже, но не так давно все же обрела устойчивое положение – помещение, где они трудятся сейчас, Штерклоф с Глумовым выкупили.

- Даже обжиться толком пока не успели, - говорит Валерий Валентинович, окидывая взглядом требующие ремонта стены. - Да и средств пока на облагораживание не изыскали. Сапожники без сапог, как и полагается. Но это - не главное. Главное - что наконец-то мы свой дом обрели. Теперь по крайней мере от мыслей «выгонят – не выгонят» голова болеть не будет. Это свое. Здесь и трудиться даже как-то веселее. Теперь бы еще работы побольше, и все бы было хорошо…

Фоторепортаж