Рейтинг редакционной почты

Апрель

00:00, 12 мая 2011г, Общество 1480


Рейтинг редакционной почты Фото №1

«Пока живы – не теряйте надежды» - под таким заголовком в «АП» (№ 207-208 за 2010 год) было опубликовано письмо жительницы Новгорода Риммы Александровой, в котором она рассказывала, как искала хоть какие-то сведения о судьбе своего отца Прокопия Емельяновича Крупинина, в январе 1942 года призванного Парфеновским райвоенкоматом в действующую армию, а в январе 1943-го пропавшего без вести. Выяснилось, что наш земляк с тяжелым ранением попал в госпиталь, где и скончался. Похоронен он в п. Путилово Кировского района Ленинградской области в братском захоронении, где лежат 2000 наших воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками или умерших от ран.

А в Барнауле живет сестра Риммы Александровой, Галина Прокопьевна Жерненко – старшая дочь Прокопия Крупинина, и как же дорога для нее эта весточка о судьбе отца… Главное – не пропал без вести солдат!

История эта получила неожиданное продолжение. На публикацию откликнулась жительница с. Парфеново Топчихинского района Мария Петровна Ситникова. «Никак не могла насмелиться написать вам, но думаю, что должна это сделать, - пишет она. – Сестры Римма и Галина нашли своего отца, погибшего от ран. А я вот до сих пор найти не могу. Из архива Минобороны отвечают: пропал без вести. Но я и так это знаю…»

А написать нам Мария Петровна решила потому, что считает: и отец сестер Прокопий Емельянович, и ее отец Петр Максимович Антипов хорошо знали друг друга, потому что работали в одно время в Парфеново. Прокопий Крупинин был народным судьей, а Петр Антипов – председателем Парфеновского рай-исполкома (как теперь называют – главой администрации, уточняет Мария Петровна). Топчихинским район стал называться позже. Оба и воевали под Ленинградом, Петр Антипов в части – полевая почта 610, 1-й батальон, 1-я минометная рота. Крупинин был ранен и умер в январе 1943 г., а Антипов – 9 февраля 1942-го
под Тихвином (есть письма, добавляет Мария Ситникова). «Мой отец оставил четверых детей, старшему было 13 лет, а младшему 1 год и 9 месяцев, - пишет Мария Петровна. – Наша мама не только нас всех сохранила и вырастила, все мы получили образование. У нас в Парфеново есть мемориал погибшим односельчанам. И ставил его мой младший брат, которому, когда отец уходил на фронт, не было и двух лет. Теперь и он уже на пенсии.

Я специально пошла на площадь к мемориалу и в списке погибших нашла имя отца сестер – Крупинин П. Е. (а то в газете указывалось, что на обелиске погибшим его фамилия не значится). Так что отец Галины и Риммы Прокопий Крупинин в Парфеново не забыт…»

И в качестве постскриптума Мария Петровна добавляет: «Простите за коряки, плохо вижу, мне 78 лет».

 

Наследство, которым мы вправе гордиться

«День Победы над фашистской Германией для нашей семьи имеет особое значение, - пишут нам Наташа и Оксана Загайновы. – Наш двоюродный дед Степан Тарасович Загайнов, родной брат нашего дедушки Ивана, был участником Великой Отечественной войны. В апреле 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)…»

Родился Степан Тарасович в 1921 году в селе Шахи Павловского района. В сентябре 41-го был призван в ряды Красной армии, после краткосрочных курсов направлен на фронт в составе экипажа танка Т-34. В боях на подступах к реке Одер в январе 1945 года его «тридцатьчетверка», командиром которой он был, уничтожила вражеский танк, два самоходных орудия, три бронетранспортера и два взвода пехоты противника. На реке Одер его танк подбил пароход с немецкой пехотой, уничтожил огневые точки врага на левом берегу реки, тем самым обеспечив переправу нашей пехоты. Захватил и удерживал совместно с нашей пехотой плацдарм, что сыграло решающую роль в наступлении наших войск. Эти сведения взяты из наградного представления.

А 4 февраля 1945 года командир танка Т-34 Степан Загайнов погиб – сгорел в своей боевой машине вместе со всем экипажем.

Материалы о геройском фронтовом пути Степана Загайнова были восстановлены в 1980 году «Вахтой памяти», организованной в Павловском районе в честь 35-летия Великой Победы.

В школьном музее боевой славы в его родном селе, как и в районном музее в Павловске, есть его фотография и ряд документов. В мемориальном парке в Шахах установлен в его честь обелиск со звездой, а в Павловске, как Герою Советского Союза, - бюст. Именем его названы две улицы – в селе и в райцентре.

«Но и другие наши старшие родственники сражались на фронтах Великой
Отечественной войны. Дед по линии матери Константин Васильевич Пятилетов был летчиком-штурмовиком и погиб на Курской дуге. Прадед Пятилетов Василий Федорович воевал и на Западе – с фашистской Германией, и на Востоке – с её союзницей Японией. Участниками этой страшной войны были и еще несколько наших родных, часть их не вернулись домой…

Мы ощущаем чувство гордости за то, что являемся внуками этих сильных и смелых людей», - так завершают это письмо Наташа Загайнова, студентка медуниверситета, и ее сестра Оксана, ученица 8-го класса барнаульской гимназии № 40.

 

Это нужно не мертвым…

Николай Яковлевич Шатохин два месяца не дожил до 85-летия. И полтора месяца – до своего главного праздника – Дня Победы.

Жил он в селе Нижнеозерное Усть-Пристанского района. В 17 лет, в августе 1943-го, его призвали в действующую армию. Попал на Ленинградский фронт. Освобождал Таллин, войну закончил в Восточной Пруссии. Про себя говорил, что родился в рубашке. Однажды немецкий снаряд упал рядом с ним. Но не разорвался…

Николай Шатохин вернулся с победой домой. С медалями «За отвагу», «За победу над Германией»… После войны работал кузнецом, трактористом. Любил своих детей, внуков, правнуков.

«Не забывает о ветеранах Великой Оте-
чественной войны наше правительство. В День Победы получают они поздравления, подарки, - пишут внуки Николая Шатохина. – И нашему дедушке в 2009 году вручили автомобиль «ВАЗ-2107». В прошлом году помогли благоустроить дом, провели водопровод, канализацию. Дед был очень благодарен за эту заботу…»

В селе Нижнеозерное было два ветерана войны. 18 марта Николая Яковлевича не стало. «Но никто из местной администрации почему-то не посчитал нужным прийти и проводить его в последний путь, сказать доброе слово… Ни глава администрации сельского совета, ни директор хозяйства, в котором Николай Шатохин работал с 6 класса и до самой пенсии – с перерывом на войну. Администрация Усть-Пристанского района и военкомат опубликовали в местной газете «Авангард» свои соболезнования, спасибо им, что не забыли про ветерана. А вот сельская наша администрация…»

Вот ведь как у нас получается. Конечно, на бытовом уровне всяк сам решает, идти ли ему на похороны, проводить ли в последний путь человека, с которым столько лет прожито по соседству. А вот что касается представителей местной власти… Они у всех на виду. И степень уважения к ним зависит прежде всего от их отношения к людям. Живым и мертвым.

Президент, правительство, наша краевая власть всей своей деятельностью дают пример уважительного отношения к ветеранам, заботы о них и поддержки, как бы транслируя это отношение по всей властной вертикали. Тем обиднее, когда сбои случаются на местном уровне, там, где власть ближе всего соприкасается с людьми и должна работать для них.

Письма читала Галина ПОПОВА.

Фоторепортаж