Заочный клуб потребителя

Что такое «не везет» и как с ним бороться

00:00, 22 апреля 2011г, Общество 1168


Заочный клуб потребителя Фото №1

Уважаемая редакция! Есть у вас рубрика, в которую люди обращаются с письмами о самом наболевшем. Считайте, наболело... 

С работы домой мне приходится добираться на трамвае № 8. К сожалению, ждать его на своей остановке - ул. 42-й Краснознаменной бригады - вечером в час пик зачастую приходится подолгу (за это время проходят порой по пять вагонов маршрута № 5 и ни одной «восьмерки»).

Да и если попадешь в долгожданный трамвай, еще не факт, что доберешься на нем до своего «пункта назначения» - на улицу Попова. Нередко буквально на следующей остановке - на Малаховском кольце - пассажиров высаживают, так как из-за очередной аварии вагон изменяет свой маршрут. При этом, естественно, - ни уместных извинений за причиненные неудобства, ни информации о возможных безвозмездных способах продолжения пути, ни возврата стоимости оплаченной, но не оказанной услуги со стороны транспортников.

Так случилось и в пятницу 18 марта в 16 часов 40 минут в трамвае № 8 (номер вагона 3203). Едва успев рассчитаться за проезд, услышала крайне нежелательное для себя сообщение водителя об изменении маршрута в сторону Потока и предложение покинуть вагон. Практически все пассажиры безропотно (по привычке...) выполнили команду. Остались двое - я и пожилая женщина, у которой для дальнейшего продолжения пути до Докучаева не было ни копейки (взяла с собой только 11 рублей на проезд).

На наше предложение пересадить нас на другой трамвай, следующий в этом направлении, или вернуть стоимость неоказанной услуги водитель и кондуктор (оба - неслабые мужчины) ответили категоричным отказом и угрозами вызвать милицию и... оштрафовать за «задержку трамвайного движения».

Пересесть на другой трамвай оказалось невозможно, так как движение в данном направлении вообще не осуществлялось из-за аварии. А возврат стоимости якобы не предусмотрен ведомственными правилами транспортников. Какими нормативными документами установлен данный порядок - не удалось выяснить ни у водителя трамвая, ни в ходе последующих переговоров с диспетчерами и юристами трамвайно-троллейбусного ведомства.

А между тем федеральный закон «О защите прав потребителей» (ст.29) однозначно устанавливает: если потребителю оказана некачественная услуга или она не была оказана, он вправе потребовать не только возмещения ее стоимости, но также полного возмещения причиненных убытков. Выходит, внутренние нормативные документы и установки трамвайно-троллейбусного ведомства противоречат нормам закона?

Правда, от транспортников удалось-таки получить очень «ценную» информацию для себя и таких же неудачливых потребителей транспортных услуг: возвратить стоимость прерванной из-за аварии поездки, оказывается, можно, но не в трамвае. Для этого (всего-навсего!) необходимо проехать в диспетчерскую, в управление, при этом обещается не только возврат стоимости вашего билета, но и бесплатная обратная доставка. Удивительная щедрость.

А почему бы в нашем транспорте не размещать информацию о том, как конкретно пассажиру защитить свои права в подобной ситуации (куда обратиться, что иметь при себе, в какие сроки можно вернуть стоимость той же несостоявшейся поездки)? И почему все-таки нельзя решить проблему пострадавшего пассажира на месте, не гоняя его по городу?

Похоже, над механизмом эффективного решения этой проблемы (с учетом интересов потребителей) в трамвайно-троллейбусном управлении просто не задумывались, а иначе можно было найти выход, который устроил бы обе стороны.

Не слишком озабочены в ведомстве, видимо, и решением других проблем, направленных на повышение качества предоставляемых услуг, не забывая, однако, об увеличении их стоимости. На той же остановке 42-й Краснознаменной бригады (да и по всей улице А.Петрова!) остановочная площадка крайне узкая, вплотную примыкает к дороге с очень интенсивным движением. И в осенне-весенний период на стоящих в ожидании трамвая пассажиров льются в буквальном смысле потоки грязной воды из-под колес проезжающих машин. Неужели нельзя установить экраны-ограждения между остановками и дорогой? Это избавило бы ожидающих трамвай людей от необходимости прыгать от потока воды на трамвайные пути, подвергать себя опасности.

Приходится лишь сожалеть об отсутствии на трамвайных остановках урн для мусора, ведь это не лучшим образом отражается на чистоте и благоустройстве нашего города и на воспитании культуры у горожан.

И в самих трамваях хочется видеть больше порядка, чистоты, вежливости от водителей и кондукторов. Но боюсь, что до тех пор, пока заботу о пассажирах они будут проявлять только во время проведения месячников вежливого обслуживания, положение дел в этой сфере услуг вряд ли улучшится.

Людмила МАЦЕПУЛО.

P.S. Защитить свои потребительские права я не смогла. Пересела на автобус, заплатила за проезд еще раз. И всю оставшуюся часть пути домой думала о том, чтобы он «не подвел», довез до нужной остановки. Надеюсь, обсуждение этой проблемы на страницах «Алтайской правды» поможет найти правильное, конструктивное решение этой и других затронутых проблем.

По закону и по существу

 Мне нужен был термос. Зная об этом, сестра подарила его на 8 Марта. Но радость моя уже наутро улетучилась, когда я обнаружила, что температура травяного настоя в нем равна комнатной. Подарок есть подарок: чека не было. «Да выбросила я его», - сказала сестра.

Пошла покупать новый термос. Выбрала, оплатила покупку. Можете представить, каково было мое огорчение, когда убедилась: и этот не держит тепло. А цена немаленькая – 600 рублей.

Переволновалась я, конечно, порядком. Перечитала закон о защите прав потребителей, нашла статьи, которые подходили к моей ситуации, все думала, какими словами буду убеждать продавцов, что товар некачественный и они обязаны вернуть деньги (еще при продаже мне было сказано, что термос, который я выбрала, всего один, так что заменить не на что). Вспомнилось, что продавец с «моим» термосом в руках почему-то ушел в подсобку, - «вдруг заменил на негодный?!», что, вернувшись, подал мне его не в коробке, а в чехле, что не было там ни паспорта, ни отметки магазина о продаже. Настроение совсем упало…

На другой же день пошла в магазин. К моему удивлению, все прошло цивилизованно. Мои объяснения выслушали спокойно, заметив по поводу отсутствия коробки, что «продавец, наверно, ее не нашел», и вернули деньги. Пишу, однако, в «АП», чтобы посоветовать другим покупателям: не бойтесь отстаивать свои права. Обращайтесь в магазин, если покупка разочаровала вас. Закон на нашей стороне, и торговые работники это знают! Только и нам самим надо быть повнимательнее и потребовательнее.

Екатерина ПЕТРОВА.

Кстати. Через несколько дней я все-таки пошла уже в другой магазин за термосом. Выбирала придирчиво, обращалась за советом к продавцу, та обстоятельно все объясняла. Попутно купила еще и электроплойку для завивки волос.

Термосом довольна. Зато плойку пойду менять: зажим не держит прядь волос.

Недовес по нормативу?

После публикации в «АП» двух писем наших читателей «Баллон полегчал» (№ 11-13) и «Наполовину пуст? Нет, наполовину полон!» (№ 61-62), в которых сообщалось, что, по мнению авторов, баллоны с газом доставляются потребителям, особенно в последнее время, с «недовесом», в редакцию поступил ответ из «Алтайкрайгазсервиса» за подписью генерального директора Д.ЛИППА. В нем, в частности, говорится:

«…При приеме баллона потребитель вправе потребовать провести контрольное взвешивание баллона.

Все баллоны заполняются на газонаполнительных станциях и пунктах. Каждый проверяется на герметичность и взвешивается, тем самым обеспечивается 100% контроль уровня и качества заполнения баллона.

Согласно требованиям о безопасной эксплуатации газовых емкостей, баллоны должны заполняться не более 85% объема. Это позволяет исключить возможность его разгерметизации при перепаде температур. В Алтайском крае стандарт заполнения баллонов - 20 и 10 кг. Этот норматив принят в целях безопасности и удобства расчетов.

Таким образом, вес и комплектность баллона, так же как и качество и количество любого товара, определяется при приеме-передаче его потребителю, о чем свидетельствует подпись получателя в ведомости доставки баллонов...».

Продукты на нашем столе

Мне 64 года, я бывший медик, инвалид I группы. Пенсия, как и у всех стариков, у меня мизерная, но иногда хочется себя побаловать какой-нибудь вкусненькой колбаской, «Краковской» или шпикачками. Попросила я своего дедушку, сама-то я хожу лишь по дому на костылях, и то с трудом, купить какой-нибудь колбаски. Купил он пару шпикачек «Москворецких», отварили мы их, а есть не стали, так как вместо мяса там в шкурке какой-то кисель. Ну ладно, кладут туда сою, другие добавки разные, но воды-то лить зачем столько? Интересно, господин предприниматель-производитель свою продукцию употребляет? Наверное, нет, т.к. шпикачки его производства не стала есть даже наша собака.

Очень я любила раньше «Краковскую» колбасу одной барнаульской фирмы. С каждой пенсии с дедом по каралечке брали. Но за последние полгода качество колбас и этого производства резко ухудшилось. Такое ощущение, что есть в колбасе соя и кусочки жира, красители и т.д., а мяса положить забыли.

Кефир предпринимателя из Заринска часто тоже есть нельзя. В пакете вместо него кислое молоко не первой свежести. Будто заквасили его, разлили в пакеты, пусть, мол, доходит – и в продажу.

Уважаемые господа, иногда хотя бы вспоминайте, что вы готовите продукцию для людей, что вашу продукцию употребляют и старики, и дети. Где же ваша совесть?

Недавно видела документальный фильм о крокодиловой ферме в одной из областей Африки. К самому краю береговой полосы озера, где содержатся крокодилы, подъезжает огромный самосвал и сваливает куриные потроха, головы, ножки, пупки – это корм крокодилам. Журналист спрашивает у хозяина фермы, сколько стоят эти отходы. Тот ответил, что соседние птицефабрики все доставляют бесплатно, т.к. утилизировать - дороже.

Ох, как завидуют российские пенсионеры африканским крокодилам, ведь у нас птицефабрика продает все это как мясо. Да к тому же и не всегда свежее. Ливерную колбасу в последнее время есть стало невозможно, ощущение такое, будто она не из потрохов куриных сделана, а из их помета. А цена-то 90 руб. за килограмм!

У меня сахарный диабет, и я стала брать грудки куриные. Но почему-то вместо нежного и диетического мяса в упаковке оказываются в основном куриные ребра. Позвонила я на птицефабрику, поговорила с руководством, ответили, что это фасовщики молодые могли ошибиться. Но до сих пор в пакетах с названием «куриные грудки» большей частью видишь куриный бок с ребрами.

Почему же так происходит? Почему качество наших продуктов питания становится все хуже и хуже? Зато цены растут… Алчность, нажива затмевают все? Желание сегодня урвать как можно больше, вдруг завтра не получится, так, что ли?

Мы, покупатели, понимаем экономическую и политическую важность лозунга «Поддержим алтайского производителя». Стараемся покупать продукцию наших предпринимателей. Да, большинству из нас пенсии позволяют брать продукты так называемого невысокого ценового сегмента. Но они все-таки должны быть съедобными? Или это уже неважно, главное – продать?

Существует ли вообще какой-то контроль за продуктами питания? Инспекций по качеству товаров и торговле сейчас нет, проверки ведутся специалистами потребнадзора. О результатах, правда, ни читать, ни слышать не приходилось, никакой информации – все в полном ажуре? Зато большая забота о предпринимателе: не надо его, бедного, мучить проверками, пусть зарабатывает. И чего тогда недобросовестным предпринимателям бояться, кто им пальчиком погрозит? В СМИ не напишут ни названия фирмы, ни фамилии хозяина – он же затаскает по судам – и выиграет дело. Как же – деловую репутацию подпортили! Вот если траванут кого-то, тогда прокуратура заинтересуется…

Нас годами лицемерно успокаивают: рынок все расставит по своим местам, плохую продукцию люди брать не будут. Что-то очень долго он расставляет. Доживем ли до светлого часа?

Людмила МОИСЕЕНКО. Первомайский район, с. Березовка. 

Фоторепортаж