«Не всем же погибать…»,

- сказал товарищам боец Рустемов и пополз к вражескому пулемёту

00:00, 18 марта 2011г, Общество 1917


«Не всем же погибать…», Фото №1

Летом 1943-го под Смоленском узбеку Таштемиру Рустемову выпало воевать в составе сформированной на Алтае 312-й стрелковой дивизии второго формирования. Он был рядовым бойцом шестой стрелковой роты 1081-го полка и стал первым Героем Советского Союза в этой дивизии. Посмертно.

Жительница Барнаула Мария Петровна Дорофеева, на фронте военфельдшер, весь свой долгий боевой путь от Подмосковья до Эльбы прошла именно в составе этой героической части, к концу войны ставшей 312-й Смоленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова второй степени стрелковой дивизией. Она вспоминала:

- Формировалась наша дивизия на Алтае, в Славгороде, Бурле и Некрасове (сейчас Гальбштадт), а настоящее боевое крещение я, как и все, приняла в августе 1942 года в Смоленской области, на подступах к небольшому городку Карманово. Бои были ожесточенные, помню просто груды искореженной боевой техники – и нашей, и немецкой, огромное количество убитых и раненых. В дивизии осталось в строю, наверное, не более половины состава, но мы не давали фашистам снять с этого участка фронта ни одной части для переброски под Сталинград.

Первое формирование

Упоминаемые Марией Петровной бои – это часть битвы все за тот же Ржев, где было пролито чудовищное количество крови, и фактически фрагмент общего сражения за Москву, от которой фашисты хоть и были отброшены в 1941 году, но и в 42-м, и даже в 43-м находились не так далеко: от Ржева до столицы ведь всего 230 километров.

Еще до этого осенью 1941-го в районе Малоярославца и Наро-Фоминска сражалась 312-я стрелковая дивизия первого формирования, родившаяся в августе 1941-го в Актюбинске. 16 октября, в один из тех дней, когда судьба Москвы, без всякого преувеличения, висела на волоске, командир части майор Наумов докладывал в штаб армии:

«1. Противник не смог прорвать нашу оборону и к 17.00 был остановлен.

2. Он понес большие потери в живой силе, боевой технике, особенно в танках.

3. Значительные потери имеются и в наших частях.

4. Боеприпасов для всех видов стрелкового оружия и артиллерии хватит только на завтра, 17.10.41 г.

5. Принимаем меры для отпора врагу».

В составе первой 312-й, как и во вновь сформированной в 1942-м в Славгороде дивизии с этим номером, сражались люди разных национальностей, те, чья родина отделена нынче от России официальной границей. По национальному составу в сформированную в Актюбинске 312-ю СД входили: русские – 4460 человек, казахи - 3556 человек, украинцы - 2012 человек, узбеки - 212 человек, татары - 184 человека, белорусы - 23 человека. Для многих из них последним пристанищем стали не погосты на родной земле, а братские могилы в полях под Москвой, где и по сей день плечом к плечу лежат русские, казахи, украинцы…

«... Прощай, Шимберлеев!»

После тяжелых потерь, понесенных дивизией в боях под Карманово, неподалеку от Гжатска (родина первого космонавта Земли. Ныне – город Гагарин. – Ред.), прибыло большое пополнение, значительную часть которого составляли солдаты-узбеки. Среди них был и тридцатисемилетний хлопкороб Таштемир Рустемов, призванный из Южного Казахстана, где он жил и работал. Мария Дорофеева вспоминала, что он выделялся из общей массы своих земляков, которых послали к ней делать прививки. Высокий, сильный, уверенный в себе, настоящий боец.

Впечатление оказалось верным. В бою 12 августа 1943 года за деревню Борисовка в Дорогобужском районе Смоленской области красноармеец Рустемов показал себя как самоотверженный, мужественный человек, готовый «живот положить за други своя». В числе первых он преодолел проволочные заграждения и ворвался в передовую траншею противника. Действуя быстро и умело, автоматом, гранатами и в рукопашной схватке уничтожил 14 гитлеровских солдат и одного офицера. Дальнейшее продвижение вперед было остановлено огнем вражеского пулемета, солдаты залегли.

В этой критической ситуации Рустемов добровольно вызвался подавить огневую точку врага. Он быстро пополз к ней, и тут из траншеи выскочили пятеро гитлеровцев. В рукопашной схватке он уложил их всех, но был тяжело ранен. Из последних сил бросился к дзоту и телом закрыл амбразуру.

Как вспоминал один из участников боя, оказавшийся рядом с Таштемиром под огнем вражеского пулемета, Рустемов, повернувшись к нему, сказал:

- Не всем же погибать. Подползу поближе и гранатой... Прощай, Шимберлеев!

И он пополз. От воронки к воронке, по густой траве к дзоту…

Красноармейцу Рустемову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Его похоронили на месте боя у деревни Борисовка. В 1950-х годах останки были перезахоронены в братской могиле в селе Алексино Дорогобужского района Смоленской области. Имя Героя носили школы в Ташкенте и селе Аксу (бывшие Белые Воды) Сайрамского района в Южном Казахстане.

От героев былых времен…

Неизвестно, сохранилась ли мемориальная доска на школе в Ташкенте, основания в этом сомневаться есть, поскольку, по сообщениям прессы, отношение к Героям Великой Отечественной в Узбекистане сегодня, скажем мягко, своеобразное.

«6 января в Ташкенте по решению властей Узбекистана был демонтирован монумент Герою Великой Отечественной войны, уроженцу Ташкента генерал-майору Сабиру Рахимову. (Единственному узбекскому генералу времен Второй мировой. – Ред.). В советские времена Рахимов считался национальным героем узбекского народа (несмотря на то, что по происхождению был казахом, всю свою жизнь он посвятил служению Узбекистану). Его именем были названы станция ташкентского метро, район Ташкента, суворовское училище, школы, улицы. Воинский подвиг «железного генерала» был прославлен в фильме, снятом на киностудии «Узбекфильм» в 1960-е годы. Памятник в центре Ташкента, где находится и могила генерала (Рахимов погиб в 1945 году в Данциге, но его останки были перевезены на родину), символизировал подвиг узбекского народа в Великой Оте-чественной войне. За 1941–1945 годы Узбекистан послал на битву с врагом около полутора миллионов своих сыновей и дочерей, из которых около 400 000 погибли. Более 70 узбеков стали Героями Советского Союза.

Посмертная расправа над «железным генералом» была вполне ожидаема. Незадолго до этого Рахимовскому району Ташкента власти вернули «историческое имя», затем переименовали станцию метро и улицу, носившие его имя. Теперь очередь дошла и до памятника. Хотя власти Узбекистана и утверждают, что это – просто перенос его в другое место, всем понятно, что истинная причина демонтажа – идеология государства и связанное с ней прочтение истории Великой Отечественной войны.

Что же касается Таштемира Рустемова, то он теперь по узбекским правилам не Герой Советского Союза, а просто «Герой», а в современных учебниках истории, по которым преподают ее в этой стране, упоминаний о Великой Отечественной войне нет вовсе, там говорится лишь о Второй мировой.

В Казахстане словосочетание «Великая Отечественная» не забыли и, судя по всему, забывать не собираются. Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне как составная часть СССР. Потому, с точки зрения современного суверенного Казахстана, она является частью его истории. В планах гитлеровской Германии по завоеванию Советского Союза значительное место отводилось этому региону. Предполагалось от Атлантики до Сибири создать «единое германское этно-территориальное пространство». Была поставлена задача очистить это пространство от славянских и тюрко-монгольских народностей. Планировалось в конце 1941-го – начале 1942-го создать государственные структуры «Волга-Урал», «Большой Туркестан». Кроме того, должны были создаваться Карагандинская, Новосибирская и Кузнецкая «индустриальные области», обслуживающие фашистскую Германию.

Сегодня существуют разные мнения о потерях казахов в войне. По предположениям демографов, с фронта не вернулись 350 тыс. казахов. 97 казахов удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них –Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Обе эти девушки, одна – снайпер, а другая – пулеметчик, погибли в жестоких боях с нашими общими врагами, а вот военфельдшеру Марии Дорофеевой удалось вместе со своими товарищами донести общее знамя Победы до Рейхстага.

Наша война

- Когда окончилась война, нас от Эльбы оттянули, дивизия попадала под расформирование, - вспоминала Мария Петровна. - Комдив перед строем сказал: «Где бы вы ни были, где бы ни работали и ни служили, не забывайте боевой путь своей части, боевых товарищей. Живите и работайте так, чтобы не уронить честь своей дивизии». Так мы все потом и жили, и работали.

Не так давно, разговаривая с одним из работающих в Барнауле узбеков-строителей, спросил его: что означает на узбекском «Таштемир»? «Железный камень», - ответил он.

- А что для тебя Великая Отечественная война? - опять спросил я.

- Как это что? -удивленно посмотрел он на меня. - На ней три родных дяди погибли, мой отец-разведчик от Ленинграда до Берлина дошел. Три боевых ордена, три ранения. До самой смерти в себе немецкую пулю носил, говорил, когда я в армию уходил служить: держись, сынок, сибиряков, они – ребята хорошие, надежные. Мы все родом из одной страны, и та война была общая, наша.

Подписываюсь под этими словами.

Фоторепортаж