Страшнее браконьера зверя нет

00:00, 04 февраля 2011г, Общество 3328


Страшнее браконьера зверя нет Фото №1

С 20 декабря по 1 февраля в Чарышском районе проводилась операция «Снегоход». В ней были задействованы районные организации краевого управления охотничьего хозяйства, инспекции Гостехнадзора и ГИБДД. Цель - выявление и предупреждение случаев браконьерства, а также обнаружение угнанных, незарегистрированных, не прошедших техосмотр снегоходов, водителей, управляющих ими, не имея на это соответствующих прав.

Бьют косуль...

Такие операции зимой здесь организуют уже лет десять. Но за последние годы состоятельные люди все чаще приобретают мощные зарубежные снегоходы и едут с ними в горы покататься. Именно они, забравшись подальше, чаще всего занимаются незаконным отстрелом копытных. Мощная машина при себе, оружие – тоже, вот и стреляют по всему, что движется. Об этом на днях с горечью рассказывал мне
госохотинспектор по Чарышскому и Краснощековскому районам Сергей Шатаров:

- Если всё будет продолжаться такими темпами, то через десять лет диких косуль своим внукам будем показывать только на фотографиях, а маралов – в специальных загонах. В дикой природе их не останется, браконьеры бьют всё подряд, - сетует Сергей Викторович. - Нынче сроки охоты были сокращены на полтора месяца. Связано это с тем, что когда провели анализ сдаваемых лицензий, то оказалось, что 70-80 процентов из них закрываются в конце декабря, то есть под самый занавес сезона охоты. Получается, что с ноября человек регулярно выезжал с ружьем в горы, но до Нового года никого не смог подстрелить?

Кроме нарушений правил охоты лихие гонщики на снегоходах все чаще забираются в зоны покоя дикого зверья, специально отведенные в охотничьих угодьях для воспроизводства их поголовья. Там езда на всех видах транспорта запрещена, чтобы не пугать животных. Кстати, нередки случаи, когда хозяин новенького снегохода ставит его на учет в инспекции Гостехнадзора, а прикручивать к нему номер не торопится. Ему так удобнее скрываться, если он будет что-то нарушать, а инспекторам это затруднит установление факта браконьерства.

В ходе операции «Снегоход» рейды чаще всего проводятся на участках дороги Чарышское-Барнаул. Начальник районной Госавтоинспекции Владимир Ковров останавливает машины для досмотра, особенно с прицепами, в которых везут снегоходы, а под двойным дном могут прятать незаконно добытые туши копытных. Это выясняет Сергей Шатаров, а начальник инспекции Гостехнадзора Николай Давыдов проверяет регистрационные документы на снегоход, его техпаспорт, удостоверение на право вождения этим транспортным средством, прохождение техосмотра, сверяет заводские номера. Cовместная работа приносит результаты: работник ГИБДД может остановить транспорт на трассе, а охотинспектор – в охотничьих угодьях.

- Из полутора десятков снегоходов, проверенных нами за последнее время, только на четырех были госномера. Остальные не проходили техосмотр в течение двух-трех лет. Двое владельцев этой техники не имели соответствующих удостоверений на право ее вождения, - рассказывает Николай Васильевич.

... и маралов

16 января на дороге у села Маралиха участниками рейда был остановлен внедорожник «Ленд-Круизер» с кемеровскими номерами, в салоне которого они обнаружили две туши незаконно добытых маралов, порубленные на куски и уложенные в целлофановые мешки. Пьяный хозяин джипа находился на пассажирском сиденье, а водитель ничего не смог пояснить. Оружия при них не оказалось, оно находилось в следующей машине. Поэтому едва державшийся на ногах хозяин внедорожника уверенно, хоть и с трудом ворочая языком, изложил заранее подготовленную версию. Мол, ехали мимо, увидели на дороге неизвестного мужика, продающего две туши маралов, и купили их у него. Никаким браконьерством, конечно, не занимались.

Для охотоведа Сергея Шатарова версия смехотворная. За всю его практику ему ни разу не встретился человек, свободно торгующий на дороге невесть где и как добытыми маральими тушами. Если охотник, убивший копытное по лицензии, и решит продать его мясо на сторону, то обязательно отдаст специальный отрывной талон покупателю. Без него перевозка мяса считается незаконной. Оно изымается, составляется протокол об административном нарушении, выписывается штраф в 1000 рублей.

Житель Кемеровской области, который вез сразу двух маралов, никаких разрешительных документов на это не имел. Поэтому на него оформили соответствующие документы и изъяли 212 киллограммов незаконно добытого мяса. Если удастся доказать факт отстрела животных, на нарушителя заведут уголовное дело. В этом случае для виновного он обычно заканчивается уголовным сроком и большим штрафом. Главное - найти место, где маралы были убиты, сопоставить оставленные браконьерами следы и улики. Сергей Шатаров поясняет:

- Раньше охотник ходил с контролирующим лицом, например, со мной, либо я мог приехать на место его стоянки в любое время и проверить, что он добыл на самом деле. По новому закону теперь этого не требуется. Охотники предоставлены сами себе. Конечно, среди них есть добросовестные люди, которым можно доверять. Например, в минувшем сезоне к нам приезжал барнаулец – заядлый охотник. Он мог в первый же день убить самку косули, которые встречались ему не раз. Однако за три дня исходил все горы вокруг, пока не встретил самца с достойными рогами. Именно этот трофей ему и был нужен.

Уложил его с одного выстрела, на себе нес тушу в гору, пока не добрался до машины, оставленной далеко на дороге. После этого закрыл у нас лицензию и уехал в город. Хотелось, чтобы все охотники были такими же ответственными. А то без контроля некоторые вместо одной разрешенной головы норовят добыть две-три, а показывают, конечно, одну. Кстати, охота на копытных, кроме кабана-сеголетка (родившегося в прошлом году. - Л.Е.), завершилась 31 декабря. Так что маралы, которых мы изъяли 16 января в ходе рейда, явно добыты незаконно.

Мясо в утиль!?

- Сергей Викторович, а куда идёт изъятое мясо?

- Его приходится уничтожать. Если на мясо нет документов, его не отдашь в районную столовую, а тем более в школьную. Обычно в присутствии комиссии из четырех человек тушу дикого животного утилизируют в скотомогильнике, реже – сжигают.

Как рассказали корреспонденту «АП» участники операции «Снегоход», 17 января на седьмом километре автодороги Сентелек-Чарышское они остановили грузовой автомобиль для проверки. В нем обнаружилось мясо животных без разрешительных документов на право охоты и его транспортировку: марал и две туши косули. Оказалось, водителя наняли местные браконьеры. Узнав, что он отправляется за грузом в Барнаул, попросили отвезти мясо в город. На них составлены административные протоколы. Почти всех нарушителей правил охоты Сергей Шатаров знает в лицо и старается отслеживать их действия. Недавно целый час лежал в засаде, полностью зарывшись в снег, следил за участком горы - и не напрасно. Появился тот, которого он ждал. Крепкий мужчина на лыжах с нарезным оружием тащил в гору двух косуль.

Именно за браконьерство он уже был судим, получил год условно. В этот раз ему предъявлен иск в 20 тысяч рублей, изъято оружие, разбирательство продолжается. Сергей Викторович недоумевает, почему угроза такого большого штрафа не останавливает любителей? Чем платить такую сумму, эти 40 килограммов мяса браконьеру дешевле было бы купить по базарной цене.

В практике охотоведа бывают разные случаи. В прошлом году Сергей Шатаров обнаружил в машине жителя Новосибирска - директора одного из крупных предприятий – незаконно добытое мясо косули. При нем были два дорогих карабина. Чтобы не поднимать шума, предприниматель пытался сунуть в карман Сергея 15 тысяч рублей. Тот денег не взял, а оформил по всем правилам протокол и отправил по инстанции. Но высокопоставленному браконьеру присудили только одну тысячу рублей штрафа, предусмотренного за транспортировку незаконно добытого мяса.

Кто именно убил косулю, доказать не удалось. Директор же, конечно, утверждал, что купил мясо косули по дороге, но соответствующих разрешительных талонов на него не смог предъявить. Самое интересное, что столь незначительный для него штраф в одну тысячу директор заплатил только через год, после трех судебных заседаний, хотя до этого ему не жалко было пятнадцати тысяч, чтобы откупиться от инспектора.

Извели сохатого, кто следующий

- Охотничьи угодья Чарышского и Краснощековского районов очень обширны, а охотоведов-единицы. Трудно за всем уследить на такой территории? - интересуюсь у Сергея Шатарова.

- Нам помогают неравнодушные люди, общественность, подсказывают, где на снегоходе проехали люди с оружием. Да и местные охотники стараются обращать на это внимание, если заметят что-то подозрительное, предупреждают нас. Им тоже не безразлично, что через несколько лет будет у нас с животным миром. В прошлые годы, например, лосей в горах отстреливали в промышленных масштабах, заготовкой их мяса и сдачей его государству занималось специальное хозяйство. Вот и извели сохатого к началу девяностых годов. У нас он был местный, не мигрировал. Теперь лося изредка встретишь лишь на равнине, в ленточном бору. Охотоведы видят, что зверья стало существенно меньше, да и сельские жители сетуют, что не встречаются им сейчас дикие животные, а лет пятнадцать назад косули паслись чуть ли не в каждом логу.

Когда началась операция «Снегоход», в первом же рейде его участники задержали трех барнаульских предпринимателей, которые возвращались с охоты с двумя добытыми косулями. Соответствующие лицензии они предъявили, но у одного снегоход оказался незарегистрированным, у двоих на машинах отсутствовали госномера и не было удостоверений на право их управления. Пришлось составлять протоколы об административном нарушении. Как говорит инспектор Гостехнадзора Николай Давыдов, в последние годы некоторые охотники, имевшие удостоверения механизатора, забросили их, думали, что больше не пригодятся, а для управления снегоходом они снова понадобились. Кстати, инспекторы поджидали барнаульцев у охотничьей избушки, где те остановились. Николай Васильевич поясняет:

- Мощный скоростной снегоход зарубежного производства трудно догнать в поле на нашем отечественном «Буране». Вот и караулим их, как говорят пчеловоды, у летка, то есть у того места, откуда они стартуют и куда возвращаются. В ходе операции мы могли выявить гораздо больше нарушителей, но желающих поохотиться в горах отпугнули морозные новогодние каникулы. К тому же нынче у нас выпало мало снега. Если заметно потеплеет, народ потянется на природу…

Операция «Снегоход» приносит свои результаты. Если раньше лишь единицы владельцев этих машин ставили на учет, то сегодня все большее их количество старается вовремя оформить госрегистрацию своего транспорта, пройти техосмотр, получить на него номер и соответствующие документы на право управления. Как говорится, заплатил налоги – живи спокойно.

Не могла не поинтересоваться мнением чарышских инспекторов о законодательной базе, касающейся наказания браконьеров. Как показывает практика, они отделываются незначительными штрафами: 300 рублей - за нарушение правил эксплуатации транспортного средства, в данном случае – снегохода, и одну тысячу – за перевозку незаконно добытого мяса, даже если, как в случае с новосибирским директором, он вез тушу косули, имея при себе сразу два карабина, а отделался, можно сказать, лишь испугом. Давыдов с Шатаровым погрустнели: «Закон есть закон, пока гоняемся за нарушителем, бензина сжигаем на тысячи рублей, а штраф предъявляем в пять раз меньше. Но порядок-то надо поддерживать…»

Чарышский район.

Фоторепортаж