СПЛОЧЕННЫЕ ОГНЕМ

С ПОЖАРОМ В НИКОЛАЕВКЕ БОРОЛИСЬ ВСЕМ МИРОМ

00:00, 19 ноября 2010г, Общество 1246


СПЛОЧЕННЫЕ ОГНЕМ Фото №1

После пожара в Николаевке, уничтожившего деревню, прошло два месяца. За это время многое сделано для ее возрождения. Люди, в одночасье потерявшие все, получили поддержку, возможность начать новую жизнь. Но еще долго мы будем вспоминать эти дни. Чтобы воздать должное тем, кто проявил выдержку и мужество в критической ситуации. Чтобы быть готовыми к подобному разгулу стихии.

Руководитель подразделения управления ФСБ России по краю в Михайловском районе Игорь Постников находился в эпицентре событий той страшной ночи. Его представили к награде медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Сегодня он в гостях у «АП».

- Игорь Владимирович, как вы поняли, что наступающая угроза – пожар со стороны Казахстана – более чем серьезна для российской территории?

- Восьмого сентября я по служебным делам находился в отделе милиции села Ключи. В два часа дня мы заметили похожее на грозовой фронт облако, надвигавшееся со стороны Казахстана. Один из сотрудников милиции сказал, что по всем признакам горит лес, и довольно сильно. В Ключевском лесничестве подтвердили информацию, сообщив, что пожар движется в сторону российской границы, находится уже в 15-20 километрах от нее. Казахстан попросил помощи, туда выехали экипажи ООО «Лес сервис».

Я созвонился с администрацией и прокурором Михайловского района. Глава района находился в командировке в Барнауле, в администрации о пожаре еще не знали. Поговорив с прокурором, решили, что надо созвать комиссию по чрезвычайным ситуациям.

Она собралась в усеченном составе. Огонь в тот момент двигался по направлению села Северка Ключевского района. Угроза стала реальной, и нужно было что-то делать.

Что такое пожары – известно всем, не раз видели по телевизору. Другое дело, когда пожар идет в окруженные лесом села, и на тебе ответственность за жизни людей.

- Растерянности не было? Не каждый ведь день, к счастью, такие пожары случаются…

- Растерянности не было. По долгу службы решать сложные проблемы в режиме цейтнота и недостатка информации приходится постоянно. Пока ехал в Михайловское, проанализировал ситуацию. Главное было спасти людей. Из этого вытекали вполне четкие задачи. Члены комиссии сосредоточились на проблеме и принялись за конкретные дела.

Огонь к тому времени уже повернул на Николаевку, куда после совещания я выехал для оценки обстановки на месте. Признаки приближающегося бедствия стали ощущаться еще по дороге – из-за дыма не было видно неба, пепел хлопьями падал сверху. Будто где-то неподалеку происходило извержение вулкана. Все говорило о том, что пожар надвигается неимоверной силы. Было принято решение эвакуировать жителей села.

- Как отнеслись к этому в Николаевке?

- В Николаевке на тот момент многие недооценивали возникшую угрозу. Люди не спешили эвакуироваться. Кто-то пытался собирать вещи, теряя время и подвергая риску жизнь родных и близких. Некоторые пожилые люди не желали выезжать, говорили, что лучше останутся и сгорят в собственных домах.

Приходилось убеждать и объяснять, что огонь движется быстро, что дом и одежда могут вспыхнуть от тепловой волны. Только после этого люди пошли к подготовленным для эвакуации автобусам, которые выезжали на безопасное расстояние в поле, высаживали одну партию жителей села и возвращались за другой. Сотрудники милиции обходили все дворы, проверяли дома и сараи. Порой эвакуировали людей через «не хочу», оставляли открытыми загоны, чтобы животные могли спастись самостоятельно.

Эта тактика себя оправдала. Когда огонь ворвался в деревню, он распространился по ней стремительно. Тогда уговаривать уже никого не пришлось.

В какой-то момент стало ясно, что дорога, ведущая к Николаевке, не перекрыта, и по ней в село продолжает двигаться транспорт. Пришлось срочно решать и этот вопрос. В село пропускали только тех, кто ехал для эвакуации родных.

Еще запомнилась лет пяти девочка, которая в этой суматохе одна куда-то шла по селу. Я посадил ее в машину и так и ездил с ней, пока в очередной раз не попал в штаб в Михайловском. Когда собрался передать ее сотруднику по делам несовершеннолетних, она вдруг сказала: «Я от этого дяди никуда не уйду». Пришлось пообещать ребенку, что я поеду искать ее родителей. Они действительно наутро нашлись. Оказалось, что выехали на заработки в соседнюю деревню.

После эвакуации Николаевки первые оценки были обнадеживающие – никто не заявлял о пропавших. Появилась надежда, что главная цель – спасение людей – была достигнута. Транспорт начал вывозить эвакуированных в Михайловку – в ЦРБ и Дом культуры.

- После этого вздохнули с облегчением?

- Какое там! К тому времени огонь повернул на районный центр Михайловское, и со стороны Казахстана шел травяной пал в направлении села Малиновое Озеро, которое со всех сторон окружено лесами. Если бы загорелись эти села, эвакуировать людей было бы куда сложнее. По-этому напряжение только росло.

Собрали местных жителей, которые в случае приближения огня к Михайловке могли бы пропилить на его пути просеку. Подготовили технику, проработали маршруты эвакуации. Координировались действия бригад, задействованных в тушении пожара.

Только к утру, когда огонь повернул от Михайловки и пошел в обратном направлении, удалось потушить пал, шедший на Малиновое Озеро, и стало ясно, что кризис миновал.

В критических ситуациях сразу видно кто есть кто. Жители Николаевки вели себя очень достойно. Боролись с огнем всем миром. Простые люди приходили в штаб и предлагали свою помощь в борьбе со стихией. Бизнесмены привозили еду, воду, предоставляли транспорт, кто-то приносил для пострадавших вещи.

Оперативно работал штаб. Был мобилизован личный состав всех служб. Рядовые сотрудники милиции, таможни, наркоконтроля, врачи, пограничники и другие служащие каждый на своем месте делал порученную ему важную для общего дела работу. Не было ни одного случая мародерства.

Наоборот, люди старались помочь друг другу. Например, утром посреди сгоревшей Николаевки на центральной площади, неподалеку от сельсовета, стоял мужчина с продуктами и бесплатно раздавал их всем проходящим мимо. Это очень символично. Единение, на которое мы способны в трудный момент, - это признак здоровья нации, ее жизнеспособности, перспектив и неутраченного величия.

Беседовала Тамара ЛОГИНОВА.

Компетентное мнение

Вице-губернатор Алтайского края Яков Ишутин:

- Пожар, случившийся 8 сентября в Николаевке, - это настоящее стихийное бедствие. Под угрозой уничтожения от огненного шторма было семнадцать сел. Службы, боровшиеся со стихией, сделали все максимально грамотно. Действовало более 10 пожарных расчетов под руководством оперативного штаба. Вовремя эвакуировали людей - более 1200 человек, благодаря чему среди населения нет погибших.

Пожаров, пришедших с Казахстана начиная с 1997 года, у нас случилось уже пять, уничтоживший Николаевку – шестой. Выдержать подобные испытания не всякий способен, многие лесники уволились с работы по этой причине.

А при тушении пожара в Михайловском районе немало людей проявили смелость, находчивость, я бы даже сказал, героизм. В первую очередь сотрудники различных служб, в том числе Игорь Постников, он, безусловно, молодец. Работники ООО «Лес Сервис» действовали грамотно и решительно. Некоторые местные жители тушили пожар уже зная, что собственный дом сгорел. Сейчас подготовлены наградные материалы на несколько десятков человек.

Справка «АП»

Медаль «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» была учреждена 18 июля 2005 года. Ею награждаются военнослужащие войск гражданской обороны, военнослужащие и сотрудники государственной противопожарной службы, работники системы МЧС.

Медаль вручается за отличие, отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в условиях, сопряженных с риском для жизни. А также за умелые, инициативные и решительные действия, способствовавшие успешному выполнению мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, успешное руководство действиями подчиненных при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Фоторепортаж