АЛТАЙСКИЙ «МАШСТРОЙ» – ЗВУК НЕ ПУСТОЙ

00:00, 25 сентября 2010г, Общество 1860


АЛТАЙСКИЙ «МАШСТРОЙ» – ЗВУК НЕ ПУСТОЙ Фото №1

В Союз машиностроителей России входит более 60 региональных отделений, которые представляют интересы около трех миллионов трудящихся. Таким образом, машиностроение - это мощная отрасль промышленности, у которой и задачи, и проблемы тоже весомые. И решать их в наше время не просто.

Собственно, отсчет своего профессионального праздника алтайские машиностроители могут смело вести от XVIII века. Ведь Алтай издавна был известен как район добычи металлов. А где добывают металл, там применяют и машины.

Например, 21 сентября 1729 г. заработал первенец алтайской металлургии – Колывано-Воскресенский завод. В 1761 г. на заводе предпринимают ряд мер по увеличению добычи и переработке серебра. А в апреле 1763 г. Иван Ползунов предлагает проект своей паровой машины.

Следующей предпосылкой дальнейшей машинизации я бы отметил визит на Алтай в 1910 г.
премьер-министра царского правительства Петра Столыпина. К 1915 г. в регионе проложили железную дорогу, которая соединила Новониколаевск (Новосибирск), Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт. Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края. В том числе и механизации труда.

Но подлинный толчок в развитии краевое машиностроение получило в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда потребовалась перестройка работы всего народного хозяйства. Алтайский край принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны. В том числе 24 завода общесоюзного значения.

Среди них - объекты сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и другие. Обширные производства разместились в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Чесноковке (Новоалтайске). В то же время регион оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла других сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности.

Общий объем промышленного производства за военные годы увеличился в два раза. А машиностроения и металлообработки – в 7,6 раза. Алтай превратился в район развитого машиностроения Сибири.

К началу 1960-х годов у нас производилось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Что касается современных дел, тяжело пришлось всем, не только алтайскому машстрою… Кризис, лихорадка предприятий, смена собственников, процессы финансового оздоровления… Процесс лечения болезнен и долог. Но не безнадежен. Откликаясь на участие президента Дмитрия Медведева во Всероссийском сельском сходе (Алтай, февраль 2008 г.), губернатор Александр Карлин сказал:

- Дмитрий Анатольевич поддержал инициативу краевой администрации придать отдельным субъектам РФ, играющим ведущую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, статус особо значимых аграрных территорий, сделать ставку на их опережающее развитие. Пилотным для России проектом развития ОЗАТ стал проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья»… Наш проект предусматривает развитие всей инфраструктуры агропромышленного комплекса региона. В том числе перерабатывающей отрасли, пищевой промышленности, машиностроения.

Примечательная вещь: уже весной 2009 г. (в разгар кризиса) губернатор утвердил перечень актуальных для региона направлений и тем научно-исследовательских работ, создание и обеспечение учебно-технологического центра подготовки и переподготовки кадров для предприятий машиностроения… В общем, кризисы приходят и уходят, а машиностроители остаются.

 

Игорь МИХАЙЛОВ.

Фоторепортаж