ВЕСЫ СУДЬБЫРЕЖИССЕРА И АКТРИСЫ

00:00, 24 сентября 2010г, Общество 1624


ВЕСЫ СУДЬБЫРЕЖИССЕРА И АКТРИСЫ Фото №1

Александр Яковлевич Таиров (1885 - 1950) и Алиса Коонен (1889-1974)- великий российский режиссёр советской эпохи и его жена, непревзойдённая трагическая актриса. В 1914 году Таиров создал московский Камерный театр (с 1920 - академический), тяготел преимущественно к трагедии. Ведущей актрисой стала Алиса Георгиевна Коонен.

Барнаульцы старшего поколения помнят: в годы Великой Отечественной войны Камерный театр был эвакуирован в Среднюю Азию, а затем в Барнаул. Его спектакли в старом здании краевого театра драмы смотрели барнаульцы. Гастролировали актёры и по районам края.

В музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (улица Льва Толстого, 2) можно увидеть фотоснимки, на которых Алиса Коонен запечатлена в образе трагических героинь.

Сценическая деятельность Александра Таирова началась в 20 лет. Он, один из реформаторов сцены, стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию у актёра виртуозного мастерства. В 1914 году Таиров стал организатором и руководителем знаменитого Камерного театра в Москве. Им были поставлены: «Фамира Кифаред» И.Анненского, «Саломея» О.Уайльда, «Федра» Ж.Расина, «Мадам Бовари» по Флоберу, «Адриенна Лекуврёр» Ж.Скриба. Крупнейшая работа для того времени - спектакль «Оптимистическая трагедия» Bс. Вишневского.

Алиса Коонен - ведущая актриса Камерного театра - сыграла главные роли, создала трагедийные образы в вышеприведенных спектаклях. В 1935 году А.Коонен и А.Я. Таирову были присвоены звания народных артистов РСФСР.

В 1949 году страна стала оправляться от недавней войны, но покой нам только снился. Началась новая волна репрессий. В «Правде» появилась известная статья «Сумбур вместо музыки». Потом настала очередь театров.

Таиров уже был на примете с 1936 года. Он не был диссидентом, не пытался противопоставлять себя власти, не страдал и манией величия. Но был талантлив и независим, а серость этого не прощает. В 1936 году Таиров поставил комическую оперу Бородина «Богатыри». Это была веселая и смешная сказка о глупых, ленивых и трусливых псевдобогатырях Авоське и Небоське, Чудиле и Купиле, выдающих себя за подлинных богатырей. Текст В.Крылова, который очень нравился Таирову своей старомодной наивностью, по предложению В.Керженцева отдали в переделку Демьяну Бедному, но тот к тому времени попал в немилость Сталину. И наивному, непритязательному спектаклю суждено было сыграть печальную роль в жизни театра.

После нескольких представлений «Богатыри», несмотря на очевидный успех у зрителей, подверглись резкой критике и с треском были вычеркнуты из репертуара. В них «увидели» издевательство над русской деревней.

Началась травля. В печати одна за другой буквально каждый день появлялись статьи. Эту кампанию тогда назвали «сечей». Включилась в нее и советская писательница Мариэтта Шагинян в статье «О литературе как надстройке». «Помню, в 1983 году в Камерном театре шла мистическая драма Клоделя о прокаженном короле и девушке, называвшаяся не то «Преображение», не то «Вознесение» (не удосужилась даже уточнить. Это была драма «Благовещенье». - В.К.) и кончавшаяся чисто католическим церковным апофеозом. Мой сосед, студент-тимирязовец, крестьянский паренек, смотрел, смотрел и вдруг, заикаясь, громким шёпотом сказал мне: «К-как они смеют нас такой дрянью потчевать? Что наверху смотрят?» - встал и вышел…»

15 ноября 1936 года в газете «Правда» была опубликована разгромная статья под названием «Фальсификация народного прошлого». Именно после нее спектакль Таирова был снят с репертуара. Годом позже, 17 декабря 1937 года, в «Правде» появилась еще одна основополагающая статья «Чужой театр» - о театре Мейерхольда. Вскоре после этой публикации театр им. Мейерхольда был закрыт, сам Мейерхольд арестован, а затем расстрелян.

В 1950 году Александра Таирова освободили от должности художественного руководителя Камерного театра. Что говорилось на сборе труппы, сколько помоев было вылито на голову бедного Александра Яковлевича, трудно себе представить, вспоминали после современники.

Таирова и Коонен не выбросили на улицу. Всё было в высшей степени «гуманно». Их перевели в театр имени Вахтангова. Там встретили очень ласково, вели разговоры о постановке «Макбета», потом о «Марии Стюарт». Но дальше разговоров ничего не шло. По сути, это было откровенным издевательством. Таирову ничего не давали ставить, а Коонен – играть. Так продолжалось около года. Наконец они получили персональную пенсию и тут же подали заявление об уходе.

Таиров искал какой-нибудь молодой коллектив, где он мог бы поставить пьесу испанского драматурга Санчеса, а главную роль старой испанки сыграла бы Коонен. И вот как-то в разговоре с Таировым (из воспоминаний старейшего русского актёра Георгия Бахтарова) директор Центрального дома работников искусств Б.М. Филиппов посоветовал ему связаться с театром железнодорожников, которым руководила Мария Осиповна Кнебель. Мария Осиповна собрала худсовет и рассказала о предложении Таирова. Конечно же, все согласились. Таиров поведал, как они прожили этот страшный год в Вахтанговском театре. «Вы слышали об инквизиции? Так вот, это была моральная инквизиция!» - и по его щекам текли слезы. Он рыдал и сквозь рыдания слышалось: «За что? За что? Что я сделал?».

А через пару дней Таиров сообщил, что неважно себя чувствует и уезжает в санаторий в Боржоми.

* * *

С курорта он вернулся совершенно больным. У него началось психическое расстройство, общаться с ним уже было невозможно. Вскоре его поместили в Соловьевскую психиатрическую больницу, а через некоторое время выяснилось, что у него рак мозга. Врач, который присутствовал при его агонии, рассказал, что перед смертью он повторял только имя Алисы.

Так скоротечно закончил свои дни на земле один из самых блистательных режиссеров нашей страны. Михаил Чехов, актёр и режиссёр, племянник Антона Чехова, в своей книге «Пути актёра» написал: «B России было очень много талантливых режиссёров, но великих только пять – Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд и Таиров. Трое из них умерли своей смертью, а двое последних – погублены».

Стал уже легендой рассказ о том, что Алиса Коонен прокляла театр, созданный на костях Камерного. Было ли так на самом деле, сказать трудно, но вот факты. Николай Чаплыгин, партнёр Алисы Коонен, игравший у Таирова ведущие роли, на «том» собрании пакостил и говорил мерзости больше других. Конечно, именно его назначили директором театра. А вскоре он уехал в командировку и разбился в авиакатастрофе. После Таирова художественным руководителем театра, который стал носить имя А.С. Пушкина, стал актёр Василий Ванин. Он успел поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского». Успеха постановка не имела, а Ванин неожиданно через два месяца умер. Актёр Михаил Названов, сыгравший главную роль в этом спектакле, был одним из инициаторов разгрома Камерного театра и тоже - волею случая? - умер через некоторое время в самом рассвете сил.

А.Я. Таирова не стало в сентябре 1950 года. Алиса Георгиевна прожила в одиночестве 24 года. Не сразу и во многом благодаря поддержке Александры Александровны Яблочкиной, бывшей в то время директором Дома актёра, Коонен вновь начала выступать в концертах. В 1970 году в Доме актёра отметили 80-летие великой актрисы. Когда Алиса Георгиевна в длинном черном, расшитом золотом платье, с невероятно красивым веером из белых страусиных перьев вышла на авансцену, зал в единодушном порыве встал и устроил ей восторженную овацию. Надо сказать, что веер этот принадлежал великой актрисе Ермоловой, которая завещала передать его той, кого сочтут лучшей актрисой русской сцены, и Яблочкина, сама великая русская актриса, выполнила этот завет.

Во время учёбы в Москве у меня была возможность встретиться с известной актрисой. Я поинтересовался: «Алиса Георгиевна, вы помните Барнаул?» - «Ещё бы, Барнаул с его добросердечными людьми в памяти навечно. В то трудное время нам было легче в эвакуации, чем после войны в Москве».

Вскоре после юбилея знакомые видели Алису Коонен около Елисейского магазина очень скромно одетой, в стоптанных ботиночках. Уже не та королева Алиса, которую одевали лучшие портнихи Москвы, а согнутая старушка с потертой сумочкой, которую она очень цепко держала в руках. Когда 85-летняя Алиса Георгиевна в 1974 году умерла, то оказалось, что в старенькой сумочке, с которой она не расставалась, лежала записка Таирова: «Алиса, любимая, все-таки вопреки всему, в добрый час! В наш 35-й сезон. Нашей жизни и работы. Обнимаю. Верю. Верь и ты. Твой А.Т.». Эту записку Коонен просила положить с собой в гроб.

Стареют, уходят со сцены
актрисы…
Весной по-домашнему
в скверах сидят.
А их Дездемоны, Джульетты,
Ларисы
На пенсию с ними идти
не хотят.
…И там, среди музыки вечной
и света,
За той, золотой, беспощадной
чертой,
Согласна ты снова погибнуть,
Джульетта,
Чтоб только остаться опять
молодой!

Виктор КИНЕЛЕВ

Фоторепортаж