СДАНО НА СВАЛКУ?

ПОПУЛЯРНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УМИРАЕТ. НУЖНА РЕАНИМАЦИЯ!

00:00, 17 марта 2010г, Общество 1477


СДАНО НА СВАЛКУ? Фото №1

Что умеют современные молодые люди? Танцевать – почти все. Фотографировать – тоже. Разбираться в компьютерных программах? Да. Сделать что-то своими руками?.. Починить вещь? Вот с этим в наши дни сложнее.

Не модно!

Погаснет светильник, сломается каблук – современный парень вряд ли станет чинить сам. Потому что не может: его никто не учил. В крайнем случае посмотрит на интернет-форуме, что говорят о поломке такие же малообразованные в этом вопросе юноши, как и он. Посмотрит – и отнесет сломанную вещь в ремонтную мастерскую.

– Исчезновение технического творчества? Масштаб проблемы гораздо шире и серьезнее! – считает Сергей Таныгин, доцент БГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель клуба кораблестроителей "Верфь". – Это нужно понять и наконец начать что-то делать. АлтГУ, АлтГТУ забили тревогу: на естественно-научные, технические, математические специальности мало кто идет! Почему? Потому что нет тех, кого с детства приучали интересоваться подобными областями, – нет детей в технических кружках!

И это правда. Сейчас технические кружки в основном спасают детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Безусловно, там они сразу проявляют себя творческими, активными мальчишками (что отмечают все педагоги: насильно в кружки никто не водит, дети сами идут). Но что же остальные ребята? Об этом говорит Нина Белых, главный специалист управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:

– Родители, организуя досуг своих детей, безусловно, отдают предпочтение тем коллективам, в которых танцуют, поют, рисуют. Не будем называть их "гламурными", но тем не менее это такое направление, которое сразу видно. Результат налицо – ребенок на сцене, он поет, он умеет себя подать, свободно держится. Наверное, поэтому в сравнении с художественными коллективами мотоспорт, автомоделирование, судомоделирование, резьба по дереву в крае представлены гораздо меньше.

Эту же тенденцию отмечает и Сергей Таныгин.

– Везде говорят, что стране нужны прогресс в технологиях и хорошие специалисты… Но что толку от разговоров? – Задает он риторический вопрос. – Число уроков труда, преподавателей этого предмета в школах сократилось в разы и продолжает сокращаться. Технические кружки закрываются. Никто не пропагандирует их пользу, вот в чем все дело. Если бы с экранов и плакатов звали в кружки так же активно, как в школы менеджмента, если б кричали: "Техники – это наше будущее! Идите, занимайтесь, мы предоставим все условия, и потом вы будете нарасхват!" – ситуация была бы иной… Между кружками, школой, вузами и техническим прогрессом страны очевидная, глубокая взаимосвязь. Но сегодня дело идет к тому, что скоро не останется людей, которые могут не просто пользоваться, но и создавать.

Чем живы?

Поколением раньше любая проблема технического характера устранялась хозяином дома без труда. Потому что в то время все уметь самому было престижно, а не уметь – стыдно. Как отмечает Владимир Бледных, заместитель директора Алтайского краевого центра информационно-технической работы (АКЦИТР), раньше очень большое внимание уделялось технике и промышленности в целом. Тогда у всех организаций, занимающихся техническим творчеством, были шефы, то есть заводы, которые выделяли им и материалы, и инструменты, и станки.

Теперь все изменилось. Было централизованное снабжение – нынче каждый сам за себя. Была помощь техническим кружкам – ее не стало.

У нас в Барнауле совсем немного подобных организаций. Нина Белых говорит, что помощь юным техникам выделяется, но ее никогда не бывает достаточно. От наставников же молодых умельцев и вовсе приходилось слышать только об одном источнике денежных поступлений: средства родителей учеников. 

– Вообще, у нас есть один дополнительный и постоянный спонсор: мой личный карман! Да! Из него регулярно поступают средства на развитие нашего дела, – невесело шутит Владимир Шадрин.

Он – педагог дополнительного образования, руководитель яхт-клуба "Одиссей", где около ста школьников и взрослых юношей, окончивших вузы, занимаются постройкой парусников и парусным спортом. Владимир Анатольевич, пожалуй, из всех руководителей технических кружков города настроен наиболее оптимистично: "Трудности есть – но работаем". Но и он замечает полное отсутствие помощи со стороны.

– Даже АКЦИТР, который должен помогать техническому творчеству по своему прямому назначению, теперь занимается исключительно информационной работой. Какие-то доклады дети там читают, выступают… а практика сведена к минимуму.

Это произошло потому, что помещение центра, где раньше занимались кружковцы, была признано аварийным: зданию больше 50 лет… Так что его "временно законсервировали", как говорит заместитель директора АКЦИТРа: "Пока не будут выделены средства на ремонт".

По-прежнему

"АП" не раз поднимала обозначенную проблему. Время идет, ничего не меняется… И педагоги все еще на своих местах учат ребят мужской работе.

Те, кто в технических кружках трудится – в прямом смысле фанаты своего дела. За мизерную зарплату, на древних, как музейные экспонаты, станках, они все работают и работают. Для пенсионера Валентина Макарова, педагога дополнительного образования, всегда было дико даже представить, как это бросить заниматься с ребятами.

– Ведь дети придут! И им не объяснишь, что денег нет – нет занятий, – говорит он просто. – Ведь им интересно! Наша мастерская была как штаб. Ребята из младшей группы, перед тем как зайти к себе в корпус, стояли толпой возле открытой двери в помещение, где занимаются старшие… Спрашивали: а мы скоро придем к вам? Я отвечал: скоро, вот перейдете в 4 класс и придете. "И мы это же будем делать?" – "Лучше будете делать". Сейчас, понятно, создавать настоящие машины в полную величину, как мы тогда, – слишком затратно… Но ведь не обязательно их, можно много разных других вещей интересных делать! И все равно парни будут учиться. Им ведь нужно это – знать, как что устроено.

Неудивительно, что более чем за тридцать лет работы со сложным оборудованием у Валентина Владимировича не было ни одного несчастного случая на уроке. Техническое творчество сегодня держится на чистом энтузиазме и ответственности таких людей, как он. Вот только парусник из энтузиазма не соберешь. А жаль.

Вся проблема упирается в финансирование… Но преподаватели, эти последние из могикан, еще на что-то надеются. Не самые, мягко говоря, обеспеченные люди – они находят деньги на свое дело. Если бы еще большое и богатое государство им хоть немного помогло!..

Помоги себе сам

…И если бы еще сами утопающие осознали: их спасение – их дело. Сидеть и ждать у моря погоды просто недостойно таких трудолюбивых людей, как техники. Сергей Таныгин затронул очень важный аспект вопроса: отсутствие пропаганды. Все верно. В наше время без рекламы не выживает ни одно дело! Потому что именно она кует его броню – престиж. Это следует просто принять как условие игры и научиться его использовать.

Что умеют современные молодые люди? Все, что модно. Почему не сделать модными технические кружки? Эти замечательные организации должны научиться сами себя подавать.

Танцоры и певцы всегда на виду, как было отмечено, но ведь и кружкам есть что показать – так пусть покажут. Пусть проводят для школьников экскурсии, презентации, пусть пускают корабли в фонтанах, устраивают публичные гонки автомоделей. Пусть зовут, приглашают, завлекают! Лучшее время – сентябрь, когда дети записываются в различные секции. Показать достижения, вещи, которые создают кружковцы, может, устроить мастер-класс… И ребятишки придут. Ведь их очень легко увлечь, а с детьми придут и родительские вклады в полезное дело. Было бы желание.

А желание у кружков явно есть, и сильное. Желание выжить. Ожидание поддержки сверху вполне правомерно, но ему лучше быть деятельным: неизвестно, когда поддержка придет. Хотя сейчас идет Год учителя. Значит, логично предположить, что скоро?..

 

Татьяна КРИКУН

Новости партнеров
Фоторепортаж