В КРЕСТЬЯНСТВЕ НАША СИЛА

ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ ЖИВУТ И РАБОТАЮТ ТРУЖЕНИКИ КОЛХОЗА "АЛЕЙ" ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА

00:00, 03 августа 2010г, Общество 2450


В КРЕСТЬЯНСТВЕ НАША СИЛА Фото №1

Честно говоря, в наше трудное для села время СМИ не жалуют крестьянские юбилеи. Но все же поехал в это хозяйство и не пожалел. Так как стал не только свидетелем задушевных встреч, но и участником серьезных и давно волнующих меня разговоров. А первым собеседником был старейшина с большой трудовой династией Виктор Тарасов. 

На сцене шли последние приготовления торжества, на летнюю агитплощадку подтягивался принаряженный народ, мы же ушли в тень большого клена, где и устроились уютно на старой скамейке.

Тему для разговора долго искать не пришлось. Она сама пришла к нам с юбилейного плаката, вывешенного напротив.

– Хорошо сказано, – начал я, показывая на плакат. – Крестьянство – сила.

– А разве не так?

Мы встретились взглядами, и по строгому прищуру тарасовских глаз я понял, что Виктор Родионович категорически отвергает все возможные сомнения.

15-20 минут было отпущено нам праздником для разговора, но мы оба успели сойтись во мнении, что без отчего деревенского порога и городскому не быть. И лучше жить по поговорке "Где родился, там и пригодился", чем, сбежав от деревенских неудобств в городской рай, торговать на рынке. Но особенно мне запомнилось одно тарасовское сравнение.

– Лозунг этот очень правильный. В крестьянстве – сила! И немалая. Взять хотя бы нашу родовую династию. По отдельности мы так – зернышки, а собери вместе, и получится колос. А колос к колосу ляжет, вот тебе и есть припас на большой каравай, только рот не разевай.

Если больше говорить, то вся наша Россия-матушка вышла из деревни, и грех об этом забывать городским. Так и напиши, – шутливо построжился на прощание Тарасов.

А перед этим была встреча с председателем и большой разговор о силе и мудрости крестьянского уклада жизни. Хотя, честно, я был здесь больше слушателем – убежденность, с которой говорил Полетаев, не нуждалась в наводящих вопросах, мне лишь иногда удавалось вставить реплики, которые, надеюсь, не прерывали нить повествования.

 Справка "АП". В 1950 году все средства и орудия производства, хозяйственные постройки, инвентарь, земля, рабочий и продуктивный скот мелких третьяковских хозяйств "Верный путь", "Красный боец", "Октябрь", "Красная Гальцовка" были объединены в один колхоз имени Калинина, затем к нему присоединился имени Молотова, ранее усиленный сельхозартелями "8 Марта" и "Красная площадь". А вскоре укрупненное хозяйство стало колхозом "Алей".

Сегодня это одно из самых крепких, стабильно развивающихся хозяйств в районе, известное в крае. Третью пятилетку руководит им Юрий Полетаев, потомственный крестьянин, председательская стезя которого занимает четвертую часть всего колхозного пути.

Показатель зрелости

60 лет для коллектива людей, вместе прошедших долгую и не всегда гладкую дорогу, – это момент истины, когда хочется подумать о будущем. О трудовых буднях последнего десятилетия и перспективах на будущее речь пойдет в последней части материала, а сейчас вернемся к разговору, который, на мой взгляд, Полетаев вынашивал не один час, а скорее всего все эти трудные годы.

– Юрий Иванович, ваш председательский стаж пришелся как раз на время всевозможных реформ как в государственном устройстве, так и в экономике страны… Как воспринимались вами порой самые неожиданные шаги реформаторов?

– Переоценка ценностей – это всегда болезненный процесс. Мне и сейчас не совсем понятно, почему страна, в основном аграрная, ставшая в 80-х годах мощной индустриальной державой, в конце века попала в разряд развивающихся. Пожилые люди – сегодняшние пенсионеры, хлебнувшие на своем веку и военные годы, и послевоенное лихолетье, когда все работали от зари до зари, также не понимают, почему сегодня в своем преклонном возрасте они зачастую опять становятся опорой для своих повзрослевших детей и внуков.

Зрелые, работоспособные люди, начавшие свой трудовой путь в 70-80-х годах, не могут найти ответ, почему большинство из них – здоровых, образованных, опытных работников – не могут обеспечить своим семьям нормальную жизнь, если они будут честно работать в полеводстве; почему сегодня стало популярным и престижным выражение "умеет жить"; почему становятся непрестижными такие специальности, как рабочий, шофер, механизатор, животновод, инженер; все больше на слуху – коммерсант.

– И где же тот самый момент истины?

– Причин немало, и в некоторых надо бы разобраться всем вместе, чтобы в дальнейшем не наделать много бед. Русский народ богат мудростями, и пренебрегать этим никогда не нужно. Одна из них – "Русский мужик долго запрягает, да быстро едет" – тому подтверждение. Это касается наших реформ последних лет. У нас не может быть среднего, у нас должно быть "до основания, а затем". До основания мы делаем быстро, а затем начинаем думать: в том ли направлении мы работали и правильно, что и получилось с нашей экономикой 90-х годов. Быстро все развалили, всех разогнали, а теперь ходим по пустующим корпусам, фермам, производствам и сокрушаемся, куда же все делось. И сетуем, что мы-то вроде ни при чем, это все сверху натворили, а мы и не растаскивали, не разбазаривали, не губили серьезные начинания ради сиюминутной выгоды. Но, на мой взгляд, момент истины начинает ко многим приходить, намечается трезвый подход к действительности, оценка той ситуации, в которой мы находимся сегодня как в производстве, так и в повседневной жизни.

– Но не слишком ли долго мы ищем, потеряв в безвременье уже целое поколение? Как ускорить этот процесс?

– Думаю, нам всем пора уходить от восприятия прожитого десятилетия. Наоборот, наконец сделать для себя вывод, что в нашей жизни белое, а что не совсем. Понять, где сила не только физическая и материальная – это наживное, а где сила духа, сила уверенности в завтрашнем дне не только за себя, а и за тех, кто живет на селе.

Десятилетие, прожитое в новом веке, не разрешило проблем, которые были созданы крестьянам в прошлом веке, отбросив сельское хозяйство на задворки экономики. А это еще раз показывает, что не в форме организации сельхозпроизводства суть, а в том, как государство относится к крестьянству. Оно же так устроено, что не может бросить сеять, кормить животных. Крестьянин будет терпеливо работать.

На вопрос же: "В чем сила?" – есть один ответ: "Сила – в правде, в крестьянской правде". А это не только работа в сельхозпроизводстве, это образ жизни, ее уклад – верность своей Родине, земле, верность тому, что называется жизнью.

– За последние 10-15 лет уклад крестьянской жизни сильно изменился, появилась такая форма работы с землей, как фермерство… Говорят, что вы не очень-то приветствуете это направление?

– Боже упаси. Типун на язык тем, кто говорит это. Я никоим образом не хочу противопоставить колхозную форму организации сельхозпроизводства фермерским хозяйствам, частному предпринимательству как единственно верную, а всей работой своей хочу показать, что дело не в форме организации сельского производства, а в эффективности управления им.

И эта форма должна быть понятна, принята и выгодна всем, кто в этом производстве участвует. В первую очередь – людям, живущим на селе, тем, кому досталось от предшественников в наследство имущество. Распоряжаться им так, чтобы оно работало долгие годы. Пусть не будет с этой собственности навару сегодня. Но ведь подрастут дети – те, у которых нет перспективы ни в городе, ни в другом месте. Они нужны на селе, и у них должна быть перспектива дальнейшей нормальной жизни с обеспеченной старостью.

Поэтому, кто будет работать на земле – колхоз, фермерское хозяйство или индивидуальный предприниматель, – большой разницы нет, лишь бы отношение к ней было сыновье, с душой, а не наскоком, ради сегодняшней выгоды, а потом хоть трава не расти. И главное – крестьянин не должен быть батраком на родной земле! Хотя в некоторых селах тенденция к этому идет, но тем не менее я верю, как и десять лет назад, что наступят те времена, когда крестьянский труд будет в почете, престижен. Но и самим нам нужно делать все, чтобы эти времена приблизить. А это несложно – нужно хорошо и эффективно работать, увеличивать производство и грамотно преодолевать трудности, которые преподносит нам родное государство.

Жизнь продолжается

– Хотя бы сегодня обошлось без дождя, – этой фразой, такой модной в нынешнем ненастном сезоне, председатель закончил трудный для него разговор, и мы поспешили на торжества, которые, спасибо природе, начинались при ясном солнышке.

Были в этот день приветственные речи, но больше воспоминаний, много добрых напутствий и памятных подарков. Уехал и я с небольшой, но прекрасно изданной книгой "Долгая дорога к юбилею", которую написала третьяковская журналистка Зоя Терехина.

– Это второе издание, – рассказывала мне Зоя Васильевна. – Первое мы с Полетаевым готовили к 50-летию. Дополненное и обновленное, оно при этом осталось неизменным по содержанию, суть которого – Время. События. Люди. А цель мы ставили, что и в
предыдущей, – восстановить доброе имя крестьянина.

Смелые намерения. И жизнь хозяйства, несмотря на трудности кризиса, подтверждает их правоту. "Алей" по-прежнему настойчиво стремится вперед. За последние десятилетия все силы были направлены на наращивание производства. Площадь сельхозугодий с учетом арендных земель доведена до уровня 70-х годов. Валовой сбор зерна и надои молока перешагнули рекордные показатели, которые были достигнуты колхозом в те же годы. Практически полностью обновлен комбайновый парк.

Продолжает работать профилакторий, реконструирован оздоровительный центр с тренажерным, спортивными залами, комнатами народной медицины и гостиницей, работают пекарня, мельница, маслоцех, пилорамы, столярные и гвоздильные цеха. Все это направлено на удовлетворение потребностей колхозников.

Уезжая с праздника, специально остановился на несколько минут у аншлага, на котором возле колосящегося поля была написана одна, но очень мощного звучания фраза: "В крестьянстве – сила!". Ее и решил вынести в заголовок будущего материала, добавив только одно слово – "наша". Так будет вернее. Согласитесь со мной, что без деревенских корней и город долго не проживет.

 Валерий СЛОБОДЧИКОВ. Третьяковский район. 

Фоторепортаж