УПАВШИМ РУКУ ПОМОЩИ ПОДАТЬ

НАРУШАЕТ ЛИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОТ АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ?

00:00, 16 июля 2010г, Общество 1790


УПАВШИМ РУКУ ПОМОЩИ ПОДАТЬ Фото №1

По данным статистики, в России под наблюдением наркологов находится свыше 2 млн. алкоголиков и более
500 тыс. наркоманов.
Россия, как страна, объявившая себя правовым и социальным государством, берет на себя, согласно Конституции, заботу и ответственность за судьбу каждого гражданина. В ряду таких задач государства находятся и своевременное выявление и лечение больных алкоголизмом и наркоманией. Однако в настоящее время лечить таких пациентов без их добровольного на то согласия не позволяют правовые нормы. В обществе назрела необходимость коренным образом пересмотреть существующие в стране подходы к решению данной проблемы. Как это сделать, мы обсудили с
Виктором АФАНАСЬЕВЫМ, председателем общественной организации по защите прав человека «Форпост».

– У принудительного лечения от алкоголизма и наркомании есть свои сторонники и противники. Какой позиции придерживаетесь вы?

– Как правозащитник и в прошлом главный врач лечебно-исправительного учреждения наркологического профиля я рассматриваю эту проблему комплексно. Прежде всего необходимо определиться: человек, страдающий наркоманией и алкоголизмом, является ли психически больным человеком, не способным адекватно оценивать свое состояние? Очевидно, да, но не безусловно, а лишь на определенной стадии заболевания, установить которую может врачебная комиссия. По опыту общения с такой категорией лиц могу сказать, что это достаточно тяжелые и запущенные формы заболевания. Что же делать, когда имеет место деградация личности, нарушены социальные связи, а больной становится «бичом» для семьи, своего окружения и общества в целом?

Не стоит дожидаться, пока он совершит преступление (а в его состоянии это практически неизбежно), необходимо своевременно протянуть ему руку помощи. Однако проявлять заботу о таком гражданине должны не только родственники, но и государство. Оно обязано вырвать человека из негативной среды, дать возможность прийти в себя, осознать свое болезненное состояние, помочь ему вернуться в социум, восстановив утраченные социальные связи, вспомнить прежнюю или получить новую профессию.

Отсутствие такой заботы со стороны государства является нарушением прав человека и гражданина.

– И как же решить эту задачу?

– При помощи создания наркологических реабилитационных центров закрытого типа. Помещаться туда больные граждане должны по решению суда, на основании заключения врачебной комиссии (по аналогии с признанием человека ограниченно дееспособным). Такие центры должны находиться в ведении Минздравсоцразвития, и ни в коем случае МВД, так как лечение граждан не входит в функции милиции.

– Но создание таких учреждений обойдется бюджету в копеечку!

– В результате реформирования пенитенциарной системы окажутся свободными исправительные колонии, уже имеющие готовую инфраструктуру (спальные помещения, столовая, школа, промышленное производство, подсобное хозяйство и.т.д.). После незначительной реконструкции они вполне могут служить заявленным целям. Граждане, проходящие лечение и реабилитацию, будут работать, что частично или полностью покроет их содержание.

Так что затраты минимальные, а экономические выгоды от возвращения в общество таких людей, пусть даже на время ремиссии, в масштабах страны колоссальные. А главное преимущество в том, что будет нанесен сокрушительный удар по пороку, который в настоящее время уже угрожает национальной безопасности.

Учитывая то, что природа наркомании, алкоголизма, как и игромании и других видов зависимости, не только биологическая и социальная, но и духовная, то в реабилитационном центре, используя состояние вынужденной ремиссии, можно будет применять самые современные и эффективные методы, в том числе мотивационную и пасторскую психотерапии. Богатый опыт и исключительные результаты на этом поприще имеет, например, Русская православная церковь (РПЦ), так что сотрудничество с ней может быть весьма плодотворным.

– Но вопрос принудительного лечения в России уже обсудили на заре воцарения демократии. Что же будут говорить по поводу прав человека заклятые друзья из зарубежья, да и наши собственные правозащитники?

– Институт принудительного лечения больных наркоманией и алкоголизмом существует во всех без исключения цивилизованных странах мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), из 47 государств, обследованных ее экспертами, в 43 действуют законы, регламентирующие принудительное лечение больных алкоголизмом и наркоманией, разработаны специальные положения о порядке вынесения медицинского заключения о принудительной госпитализации. Антиалкогольное лечение проводится как в специальных учреждениях, так и в местах лишения свободы.

В США, Канаде, Франции практикуется направление таких граждан в психиатрические лечебницы либо в специальные центры для лечения от алкоголизма с обязательной трудотерапией. В Великобритании больные алкоголизмом, совершившие противоправные поступки, помещаются на срок до трех лет в специальные реформатории (в системе министерства внутренних дел), а в Дании – в работные дома на срок от одного года до пяти лет.

– Говоря о проблемах наркомании и алкоголизма, нельзя не уделить внимание семьям граждан, больных этими недугами, и прежде всего детям. Так называемое социальное сиротство порождено по большей части лишением их родительских прав. Но как бы ни был хорош детский дом, родные люди рядом всегда предпочтительнее для ребенка.

– Действительно, в 2009 году в Алтайском крае 1097 родителей лишены своих прав в отношении 1389 детей, родители 138 детей ограничены в правах. Таким образом, через процедуру изъятия у родителей за год в регионе было проведено около 0,5% детей.

Но не все так безнадежно, ведь при эффективном лечении и создании стойкой ремиссии по предложению органов опеки и попечительства можно ставить вопрос в суде о восстановлении родительских прав, решая таким образом еще одну из наиболее значимых социальных проблем. В свою очередь этот акт может послужить дополнительной мотивационной доминантой для ведения трезвого образа жизни.

Часть субъектов Федерации России предлагает признать наркологию, согласно международной классификации, частью психиатрии, обосновывая тем самым возможность принудительного лечения хронических алкоголиков и наркоманов, совершивших более двух административных правонарушений в год.

– Инициатив и предложений много, а окончательного решения вопроса все-таки нет. Почему?

– Может быть, потому, что нет пока исчерпывающих аргументов. Даже несмотря на то, что члены Совета Федерации считают, будто принудительное лечение никак не нарушает прав человека, поскольку заядлые алкоголики и наркоманы своим образом жизни постоянно нарушают права окружающих. По мнению председателя комитета по правовым и судебным вопросам А.Лыскова, посредством такой меры государство реализует свое конституционное право и одновременно выполняет обязанность заботиться о людях. Однако правильное, казалось бы, во всех смыслах мнение все же обрастает определенными оговорками и условиями. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов в правозащитных целях предлагает «уточнить критерии возможности принудительного лечения».

А уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, говоря о проблемах наркологии в целом, признал необходимым законодательно оградить наркозависимого человека от уголовных и иных преследований («Мы защищаем не наркоманов, а людей, попавших в беду») и предложил найти формулу юридического разграничения наркожертв и наркобаронов: «Нужна более конкретная инициатива правозащитников, врачей и просто умных людей для того, чтобы разработать, предложить и активно пролоббировать соответствующие поправки к законодательству».

Значительная часть региональных уполномоченных по правам человека и независимых правозащитников также решительно поддерживает идею создания института принудительного лечения и реабилитации людей, подверженных различным формам зависимости.

В настоящее время необходимы политическая воля государства и широкая общественная поддержка для того, чтобы в этом вопросе поставить окончательную точку в виде федерального закона «О принудительном лечении и реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими формами зависимости».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж