Управляющий – в ответе за всё!

00:00, 08 июля 2014г, Общество 2370


Управляющий – в ответе за всё! Фото №1

Что это за должность такая – управляющий? Для людей старшего поколения пояснения не требуются, для молодёжи – необходимы.

Степные совхозы, как правило, были крупными. Их структурные части – отделения подчас по валовке не уступали целым хозяйствам.

Например, в Александровском отделении совхоза «Алтай» в 1970 годы численность крупного рогатого скота превышала полторы тысячи голов. Добавьте сюда ещё и несколько тысяч гектаров сельхозугодий, и станет ясно, что руководить таким производственным подразделением абы кто не мог.

Перебираю в памяти всех, кто работал в этой должности 30-40 лет назад, и не могу вспомнить ни одного слабого специалиста. Каждый из них был личностью, со своими особенностями и чертами. Подбор кадров вёлся грамотно. Через сито пропускали всех перспективных с целью отбора лучших организаторов производства.

Почти все они родились в довоенные годы, хлебнули военного и послевоенного лихолетья, безотцовщины фронтовой или трудармейской. В школе учились вперемежку с работой в колхозах, и неизвестно, каких уроков было больше – учебных или трудовых, жизненных.

Мудрый директор, как правило, доверял им как себе, зная, что управляющий отделением в состоянии самостоятельно решить уйму проблем. Они так и делали, беря на себя ответственность не только за ферму или поле, но и за детский сад, школу, медпункт, проводы в армию.

Я упомянул о том, что военные годы не дали им возможности получить добротное образование. Однако большинство из них имели колоссальный кругозор в различных областях.

Срезал…

В совхозе «Карпиловский» Карпиловским и Канновским отделениями руководили братья Тессманы – Пётр и Виктор.

Пётр Иванович был известен тем, что предугадывал урожайность: брал в ладонь горсть земли, растирал, снова скатывал в шарик, потом нюхал и долго смотрел на неё, после чего выносил свой вердикт. Провизорную, то есть возможную, будущую урожайность предсказывал с точностью до десятой доли центнера.

Виделся я с братьями Тессманами не так часто, и запомнились они не только крестьянской мудростью. Выписал как-то центнер дерти – измельчённого зерна грубого помола, получать которую поехал в Канны: там и два можно выпросить! Вместе с самой ходовой «валютой» того времени взял с собой в подарок двухтомник мемуаров Георгия Жукова. Виктор Иванович был большим книгочеем, дефицитным книгам обрадовался. Однако я, уже откушавший «валюты», решил сострить:

– Вот вам, Виктор Иванович, двухтомник маршала Победы, читайте, как наши ваших били.

Деликатной национальной темы люди, знающие и уважающие друг друга сто лет, затрагивать не боятся. Наоборот, рассказывая о тяготах военных лет, соседи становятся такими друзьями, что и родственников не надо. Одновременно посмеиваясь над своей нацией, рассказывают анекдоты, подкалывают друг друга.

Вот и я подколол собеседника.

Однако Виктор Иванович, сделав сверхсерьёзное выражение лица, спокойно взял один томик, а другой возвратил мне назад со словами:

– Нет, я возьму только первый том: там рассказывается о том, как наши ваших били, а второго тома не надо!

Как говорится, срезал, так срезал!..

Умел повести за собой

Управляющий Ермаковским отделением совхоза «Лебединский», занимавшимся в основном откормом скота, был Виктор Довженко. Показатели по привесам скота были такие, что ермаковцы опережали всех в Кулундинской зоне районов, в том числе специализированные хозяйства.

Помнится, в округе недоверчиво переспрашивали, когда узнавали о привесах ермаковского скота в 1000 граммов, пока сами не приезжали за опытом к гроссмейстерам откорма.

Немногие коллективы животноводов в крае могли похвалиться дипломом победителей Всероссийского соцсоревнования, а ермаковцы его получали дважды. Заслуга Виктора Андреевича была в этом велика: опытный, грамотный, беспокойный, болеющий за людей и умеющий повести их за собой.

Очередь – на ферму

В Камышенском отделении совхоза «Алтай» долгие годы управляющим являлся Иван Гиберт. Ему больше подошла бы учительская работа: интеллигент внешне и внутренне, даже с детьми здоровался, растягивая свое «здрась-сь-ть!». Спокойно, подчёркнуто внимательно выслушивал собеседника, будь то кипящий и клокочущий негодованием агроном отделения или полный назиданиями главный специалист.

О его пунктуальности ходили легенды, над нею подшучивали: «Шестой, последний сигнал точного времени Всесоюзного радио даётся по согласованию с нашим управляющим».

Знаю, что по больным, проблемным производственным (и не только!) вопросам с Иваном Андреевичем советовался даже директор совхоза Владимир Степанович Левченко, сам талантливый организатор производства.

Иван Гиберт был из тех руководителей, кто одинаково успешно организовывал работу как полеводства, так и животноводства.

Не давал спуску лодырям

Сначала Александр Малинник работал управляющим в Удалинском отделении совхоза «Табунский», потом его перевели в Табунское, центральное. Руководителям так называемых придворных отделений, как правило, доставалось побольше материально-технических средств, но поскольку они были на виду у всевозможного начальства, получали как похвалы, так и нагоняи.

Александр Петрович прошёл все производственные ступени, начиная с рабочего на колхозном току, прицепщика, механизатора. Бригадиром тракторной бригады стал в 24 года.

Отделением руководил жёстко, в отношениях был категоричным, не давая спуску лодырям. Радел за отделение так, что в соцсоревновании любое место, кроме первого, воспринимал как неудачу. Как и большинство управляющих, трудился по принципу «я отвечаю за всё!».

Старожилы помнят птицеферму в Табунском, инкубатор, бахчу, куда Александр Петрович вложил немало сил. А озеро Малинниковское? Ляга-то была природная, а он загорелся сделать водоём для табунских ребятишек. Углубили, расширили, скважину пробурили – и всё лето там купалась ребятня. Даже рыбу запустили! А вот о том, что в Табунском отделении была бахча, узнал только сейчас, когда начал собирать материал об управляющих. Видно, Александр Петрович засекретил объект.

200 премиальных граммов

Как дети похожи на родителей, так трудовые коллективы похожи на своих руководителей. Управляющий Граниченским отделением совхоза «Алтай» Альфред Веккерле – наглядная иллюстрация к этой истине. Он никогда не стремился к звёздности, славе, не обижался (или делал вид!), что его коллег отмечают как передовиков за то, что те первыми начали сеять или убирать.

Рейнгольдыч, как зову его без малого 40 лет, весной 44-го, десяти лет от роду, уже работал. Был он погонщиком на пахоте, водил коров, на которых пахали пацаны постарше. Красный флажок и 200 премиальных граммов хлеба за первое место помнит до сих пор.

Правда, помнит и то, что хозяйки коров ругались за это первенство, ведь пахали на собственных домашних животных. Утром подоят – и на весь день в поле.

Владимир КРИВОШЕЕВ

Фоторепортаж