Молочный взвод, стройся

Елена Сычева, завсегдатай самого знаменитого в крае клуба лучших животноводов Алтая с гламурными тусовщицами не имеет ничего общего

00:00, 09 апреля 2014г, Общество 1581


Молочный взвод, стройся Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Непременное условие получения «клубной карты» – высокие производственные достижения специалиста животноводческой отрасли. Доярка, например, должна добиться молочной продуктивности коров закрепленной за ней группы не менее 6 тысяч килограммов молока.

«Я ж деревенская!»

В клубе лучших животноводов Алейского района состоит сегодня большинство операторов машинного доения КФХ «Золотая осень» – Татьяна Грибанова, Наталья Разумова, Галина Хныкина, Наталья Машкина, Альбина Лушпенко. А счастливый билет в Губернаторский клуб достался вполне заслуженно Елене Сычевой. «Коровки у нас хорошие, черно-пестрые, если какая-то порода и дает молочные реки, так это она, – на ходу рассказывает Елена, торопливо переодеваясь на дневную дойку, – вон, слышите, мои голос подают, зовут уже».

Интересно, как она безошибочно узнала, что голос подают буренки именно ее группы в 56 голов? Ведь на ферме-то их четыреста!

Клубная жизнь Елены Сычевой начинается в полпятого утра. Утренняя дойка – в шесть, до нее надо успеть приготовить завтрак мужу и детям – подросткам, по хозяйству управиться и добраться из своего Красного Яра в соседнее Урюпино, где и расположена ферма. Вечерняя дойка заканчивается в 9 вечера. И так – четыре дня подряд, потом – выходной. А ведь есть еще большой дом, огород в 15 соток, живность – бычок, свиньи, телочка. Мне кажется немыслимым втиснуться в такой график жизни от дойки до дойки, и стыдно даже рядом с этой труженицей за недовольство свое будильником, который каждое утро звонит в 6.15. Очень поздно по меркам доярки:

– Да что вы, мы же деревенские, с детства приучены к такой жизни! Люблю ее такой за близость к природе, размеренность и ничего в ней менять не собираюсь. Я же не одна, мне муж и дети хорошо помогают. Переживают, когда на рассвете я из дома на утреннюю дойку уезжаю, и с ужином ждут с вечерней. Благо с транспортом у нас проблем нет, глава хозяйства Иван Рябцев возит доярок из соседних сел, ввел премиальную систему, да и от Губернаторского и районного клуба мы получаем хорошие подарки. Мне жаловаться не на что. Тому, кто привык работать, сельская жизнь нравится.

Ферма – огромный производственный цех. Под ногами непривычно сухо, не хлюпает, как это часто бывает в помещениях такого типа. Зоотехник КФХ «Золотая осень» Руслан Середин объясняет: здесь просто создали хороший микроклимат – с комфортной для КРС температурой 8-10 градусов и хорошо работающей приточной вентиляцией. Не касающийся производства, но такой приятный штрих – гнездо, которое свили ласточки под самым потолком. Доильные аппараты уже включены, и Руслан Середин показывает нам, как работает оборудование молочного блока. Молочные ручейки подсчитывает автоматика – что-то типа колонки на АЗС. Самый большой в сутках надой – утренний, четыре тонны. По две – в обед и вечером. Это богатство – источник кальция, белка, микроэлементов и прочего главного для здорового питания человека – отправится на перерабатывающие предприятия, филиалы БМК и Кипринского маслосырзавода.

 

С Раззявой, Разрухой и Розгой

На коровах, словно бантики, разноцветные отметины. Розовые, красные, синие… «Это мы группы так помечаем, у каждой свой цвет». Разруха встревает в разговор, тянет морду и, словно верный пес, норовит лизнуть шершавым языком лицо Елены. Разруха – это кличка буренки. Молочный взвод, которым командует доярка, – на букву «р» – Раззява, Русская, Рулада, Рампа, Розга. А вообще фантазии животноводов позавидовать можно: видели мы здесь Свечу, Анюту с Аленой, Плясунью, Кобру, Трусиху и Бикини…

– Можно только догадываться, какой характер у Розги и Кобры…

– Нет, они у нас смирные, ласковые, – похлопывает сытый пестрый бочок своей любимицы Елена. – Здесь, на крупном молочном производстве, можно было бы, наверное, и номерами на бирках обойтись. Но на практике корова, у которой есть имечко, и молока больше дает. Не знаю, насколько это научно, в моей группе есть такие, от которых и по 7 тысяч литров надаиваю.

В «Золотой осени» ведут собственный классификатор, клички раздает зоотехник хозяйства Руслан Середин из специального справочника «от А до Я» или из географических атласов. Можно давать названия городов или речек. Это общие правила. Правда, принцип «как вы яхту назовете, так она и поплывет» – не для животноводства. Здесь работают иные ориентиры – порода, продуктивность, рацион, хороший уход и еще с добрый десяток позиций, озвученных Русланом Николаевичем:

– Черно-пестрое стадо эффективно по молочной продуктивности и нашей зоне подходит больше других распространенных пород. Мы сотрудничаем с генетиками Ирменского племзавода – черно-пестрая голштинизированная выведена там, в Новосибирской области, и сегодня она входит в первую десятку мирового стандарта молочного скота. От первотелок в среднем сейчас мы получаем в сутки 23 литра молока. В рационе коров кроме сена – фураж, премиксы, пивная дробина, шроты. Когда корова сыта, здорова и довольна жизнью, можно от нее и удоев ждать.

– Руслан, помните прикол одной из команд КВН перестроечных времен: «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, надо ее меньше кормить и больше доить»?

– Помню, только мне он никогда не казался смешным.

Елена пока не побила абсолютный рекорд края по молочной продуктивности коров 2013 года – 8400 килограммов молока. Но считает, что установившая его оператор машинного доения Ольга Прасунко из Зонального района бросила ей перчатку…

Справка «АП»
В пору СССР доярок, перешагнувших пятитысячный рубеж, награждали званием Героя Социалистического Труда, высшей степенью отличия в профессии. С развалом Союза не стало и прежней наградной системы, да и сама фраза «трудовая доблесть», увы, надолго ушла из лексикона жителей постперестроечной России. В 2007 году в Алтайском крае учрежден краевой клуб доярок-пятитысячниц, поощряемых премиями губернатора, бесплатными путевками в санатории края за высокие производственные показатели. С 2013 года по решению главы региона клуб трансформирован в Губернаторский клуб лучших животноводов, а планка удоев поднята до 6 тыс. литров.

Фоторепортаж