«Поговори со мною, мама!»

00:00, 04 апреля 2014г, Общество 2427


«Поговори со мною, мама!» Фото №1

Материал «Подставить вовремя плечо» («АП» от 17 января с. г.), в котором речь шла о случаях суицида среди детей и их предотвращении, вызвал множество читательских откликов. Мы решили продолжить эту тему, обратившись к специалистам нескольких ведомств, чтобы общими усилиями выяснить, какие профилактические меры могут помочь удержать подростка от желания уйти из жизни.

Избежать фатального исхода

Заместитель руководителя следственного управления СК РФ по Алтайскому краю Алексей Александров подчёркивает, что факты суицидов подростков у них на особом контроле. Сотрудники управления проводят работу по предупреждению подобных случаев: выступают в средствах массовой информации, вносят представления об устранении выявленных в ходе расследования нарушений, направляют их в органы государственной власти, социальной защиты населения, комиссию по делам несовершеннолетних. На сайте следственного управления размещена памятка для родителей «Защитим детей ВМЕСТЕ», круглосуточно осуществляет свою работу телефонная линия «Ребёнок в опасности».

В декабре 2012 года между следственным управлением и администрацией края было заключено соглашение о взаимодействии в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей на территории региона. В 2013 году подобное соглашение подписано с Главным управлением по соцзащите населения, в котором предусматриваются реабилитация и психологическое сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.

– При заместителе губернатора действует постоянная рабочая группа, в состав которой входит представитель следственного управления, – рассказывает Александров. – На её заседаниях разрабатывается комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения. В частности, принято решение о необходимости увеличения ставок психологов, педагогов-психологов, клинических психологов на территории края, что, по нашему мнению, позволит своевременно выявлять несовершеннолетних, склонных к суициду, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу. Разрабатываются рекомендации и для педагогов общеобразовательных учреждений, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних, склонных к такому поведению.

Специалисты утверждают, что ему подвержены несовершеннолетние как мужского, так и женского пола в основном в возрасте 11-17 лет. Предупреждение фатального исхода выходит за рамки компетенции психиатров и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, психологического, социального, правового и педагогического характера. Считается, что до 50 процентов завершенных самоубийств можно было предупредить на стадии замысла, если бы люди, составляющие близкое окружение, знали основные признаки суицидального поведения.

 

Коридорное восприятие

Об этом «АП» поведал заместитель главврача краевого психоневрологического диспансера для детей Виктор Ведяшкин.

– Виктор Николаевич, какие профилактические меры могут предпринять взрослые, чтобы не допустить подобных трагедий с детьми?

– Прежде всего родителям необходимо уделять им внимание, интересоваться проблемами ребёнка, ненавязчиво просматривать социальные страницы в Интернете, на которые ребенок заходит. Покушению на собственную жизнь предшествует период (от нескольких суток до нескольких месяцев) так называемого конфликтного напряжения, характеризующегося комплексом отрицательных эмоциональных переживаний, повышением чувствительности к неблагоприятным внешним факторам, снижением уровня оптимизма. Очевидно, что наиболее адекватным в таких случаях было бы обращение к специалистам.

По словам Виктора Ведяшкина, чаще всего наличие таких намерений устанавливается уже после случившейся трагедии. Поэтому необходимо предупреждать саму возможность появления суицидальных переживаний, то есть своевременно распознавать и корректировать состояния, несущие потенциальную угрозу совершения подобного поступка, и устранять условия, их порождающие. Суицидальное поведение является последним звеном в этой цепи.

– С другой стороны, родителей, педагогов и медиков должно настораживать, если он вдруг становится замкнутым, утрачивает привычные социальные связи. Нужно сначала побеседовать с ним, выяснить, что происходит. Суициду предшествует так называемое коридорное восприятие действительности, когда человек на пике своих отрицательных эмоциональных переживаний не видит ничего, кроме проблемы. Оно вскоре проходит, поэтому иногда достаточно бывает внимательного разговора, какой-то отсрочки, чтобы уже завтра ребенок смеялся над своими проблемами. Из этих же соображений необходимо стимулировать процесс повышения роли школьного психолога в детском коллективе. Достаточно компетентный специалист должен привлекать активный интерес со стороны подростков. Нужно так выстроить работу, чтобы они и их родители свободно обращались за помощью к школьному психологу, а не воспринимали посещение его как формальную необходимость, – продолжает Ведяшкин.

 

Подростку нужен прочный тыл

Еще одна проблема, которой необходимо уделять повышенное внимание, – это активное использование детьми современных технологий и высокое значение виртуальной реальности в целом у молодого поколения. Большую часть времени несовершеннолетние уделяют общению в различных социальных сетях и форумах. Многие из них бесконтрольно пользуются ресурсами Интернета с негативными последствиями для себя, обращаясь к интернет-мошенникам и легкодоступным сайтам с аутоагрессивной тематикой. Да и уровень общения со сверстниками легко переходит за рамки праздной переписки в сторону интернет-травли. При этом родителей устраивает, что их ребенок «сидит дома, в тепле, сытый» и под их мнимым контролем. Они должны четко знать, чем занимается их ребенок в Интернете, а классные руководители просматривать странички социальных сетей, где зарегистрированы их подопечные, но не перекладывать ответственность друг на друга.

О роли семьи и школы в профилактике детских суицидов рассказывает специалист Главного управления образования и молодежной политики Елена Вдовина:

– Семья и школа – два социальных института, которые играют решающую роль в предотвращении суицидальных явлений у детей и подростков. К сожалению, в настоящее время не все семьи способны гармонично выстроить взаимоотношения внутри семьи и сформировать в собственных детях необходимую психологическую самодостаточность. Подросток, неуверенный в том, что у него есть прочный тыл, семья, где его поймут и помогут, сталкиваясь с психотравмирующей ситуацией, воспринимает её как неразрешимый конфликт, теряет смысл жизни.

Поэтому приоритетным направлением предупреждения суицидальных рисков среди школьников мы видим проведение педагогами профилактической работы, направленной на формирование жизнестойкости подростков, и обучение навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций. Это позволит изменить свое отношение к психотравмирующим проблемам, выработать новые формы поведения и общения с окружающими людьми. Не менее важным направлением является работа педагогов с семьей: просветительная, тренинговая, в особых случаях оказывается адресная психолого-социальная помощь.

 

Когда виноваты родители

По каждому случаю суицида несовершеннолетнего, окончившегося смертью, Следственным комитетом возбуждается уголовное дело по статье 110 УК РФ, то есть доведение до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Однако в ходе следствия подобные факты выявляются редко. Поэтому в прошлом году 19 уголовных дел прекращено «в связи с отсутствием события преступления». Во всех случаях проводят посмертные психолого-психиатрические судебные экспертизы, по заключениям которых, как правило, устанавливается наличие депрессивного состояния несовершеннолетнего на почве непонимания в обществе либо демонстративный тип суицида.

За последние годы сотрудниками СК расследовалось лишь два уголовных дела по факту доведения до самоубийства несовершеннолетних. В 2011 году краевым судом вынесен приговор в отношении родителей 11-летнего мальчика из села Карпово Солонешенского района. 31-летняя мать и отчим несовершеннолетнего признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) и ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Мальчик был старшим из шестерых детей. Родители, злоупотребляя спиртными напитками, часто оставляли их на длительное время одних без присмотра, без продуктов питания и в антисанитарных условиях. Старшему ребенку приходилось самостоятельно выполнять все работы по дому, ухаживать за маленькими братьями и сестрой. Мальчик неоднократно просил своих родителей перестать пить, в противном случае обещал покончить жизнь самоубийством. После очередного их отказа в грубой нецензурной форме он повесился в сарае.

Родители мальчика не содействовали следствию, полностью отрицали свою причастность к гибели ребёнка. Но это им не помогло. Суд назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 4 года.

Второй трагический случай, после которого взрослым было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, также произошёл в Солонешенском районе. В апреле 2012 года в одном из его сёл десятилетний мальчик решил покончить жизнь самоубийством через повешение, спрятавшись в помещении заброшенного здания. К счастью, он не смог довести свой умысел до конца – оборвалась веревка. Следствие предъявило обвинение его 39-летнему отчиму «за доведение ребёнка до покушения на самоубийство путем жестокого обращения и систематического унижения человеческого достоинства». Он принуждал мальчика делать всю работу по дому, ухаживать за своими младшими сестрами, заставлял просить сигареты у проходящих по улице людей. И по каждому поводу избивал. Отчим был осуждён на 1,5 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

*   *   *

Доверься телефону!

Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 работает в Алтайском крае с августа 2010-го. В прошлом году в дополнение к двум действующим было открыто еще пять линий по долгосрочной целевой программе «Дети Алтая». Они работают круглосуточно, все звонки – бесплатные (в том числе междугородние и с мобильных телефонов).

 

Для психолога признак суицидальных настроений – слова: «Я устал, больше не могу. Хочу, чтобы это кончилось». Всем, кто позвонил по телефону доверия, специалисты смогли помочь: за четыре с половиной года работы ни один такой случай не завершился самоубийством. Вот только два примера.

16-летняя ученица 11 класса, отличница, шла на золотую медаль, пожаловалась, что её жизнь состоит из обязанностей, многочасовой подготовки к занятиям и олимпиадам. У неё ограниченный круг общения, нет друзей. Живёт с мамой и бабушкой, которые воспринимают её достижения как норму и повышают свои требования, а если недовольны, игнорируют ее, не разговаривают по несколько дней. Девушка находилась в депрессивном состоянии, говорила апатичным, безжизненным голосом: «Я так больше не могу, устала выполнять их требования, не вижу смысла в дальнейшей жизни».

Примерно так же говорил 14-летний мальчик, заявивший о своём нежелании жить. От отчаяния он плакал, описывая свою семейную ситуацию. Живёт с мамой, которой приходится много работать. Дома она раздражена, недовольна его поведением, кричит на сына. Ему не разрешается гулять, проводить время с друзьями, общаться с родственниками. В ходе доверительной беседы состояние подростков улучшилось, они пообещали и впредь обращаться за помощью на детский телефон доверия.

Фоторепортаж