А в тайге ещё зима

00:00, 22 марта 2014г, Общество 2211


А в тайге ещё зима Фото №1

Если в Барнауле, Рубцовске и других городах весна всё активнее вступает в свои права, бегут ручьи и на дорогах проглядывает асфальтовое покрытие, то в отдаленных сёлах края, таких как Верх-Неня Ельцовского района, расположенного на кромке тайги, весной ещё не пахнет.

Снег на улицах и во дворах таять пока не начинал. В лесу нетронутые сугробы высотой до метра. В это село даже летом из райцентра добраться не просто, дорога такая, что всю душу на кочках вытрясет, а зимой после каждого снегопада оно по трое суток остаётся отрезанным от других населённых пунктов. Мобильная связь здесь не берёт. Местные жители приспособились: если в такие дни надо кого-то отправить в больницу, усаживают его в самодельное «корыто», цепляют к снегоходу и вывозят за 21 километр на трассу в село Пуштулим. Оттуда до Ельцовки уже можно добраться на автомобиле.

Но и в самом селе жизнь не замирает, здесь устраивают свои праздники. Например, недавно участники художественной самодеятельности при местном клубе под руководством его директора Татьяны Тырышкиной выступили с концертными программами, посвященными 23 февраля и 8 Марта, пели песни, разыгрывали сценки. Односельчане любят своих артистов и дружно приходят на их концерты. Они радуются, когда у молодых родителей появляются дети. На днях в семье Андрея Таркова родилась девочка, скорого пополнения ждут и в семье Евгения Базанова.

Мы связались по телефону с его дядей, опытным охотником Николаем Базановым, который много лет заготавливал пушнину для государства, чтобы узнать, чувствуется ли в лесу приход весны?

– Пока нет. Я часто хожу в тайгу на лыжах, осматриваю следы. Медведям выходить из своих берлог ещё рановато, они просыпаются примерно к 20 апреля. Но если к кому-то под бок просочится талая вода или закончится запас жира, который он не успел накопить в полном объёме к началу спячки, мишка выйдет из неё раньше. Ещё совсем недавно можно было увидеть следы зайца, колонка, тетерева, других мелких животных. Мы на них не охотимся, пушнину сейчас нигде не принимают. Встречаются и следы лося, которого зимой можно было добыть по лицензии. Но её стоимость такова, что местные охотники приобрести не в состоянии.

А волков, с которыми приходилось постоянно бороться, так как они резали домашних животных, почти не осталось. Один нынче долго бродил вокруг деревни, видел место, где он съел двух зайцев, оставив от них лишь немного пуха, а как ушёл в степь, его достали на снегоходах. Считаю волка не санитаром леса, а браконьером. Сколько лосят, зайцев, косачей он режет! Когда тетерев или рябчик сидит в гнезде на земле, он лёгкая добыча даже для человека – бери голыми руками, улетает метра на два и назад возвращается. Волки в своё время их немало истребили. Зато у нас развелось много бобров, в каждом ручье живут в лесу, в степи и в озере прямо в деревне. Некоторые ловят их на шапку. Выделывать такие шкурки трудно, но один предприниматель скупает их и отвозит в Новосибирск на меховую фабрику, а оттуда возвращается с обработанными, из которых уже можно шить хоть шубы.

Несмотря на сугробы, окружившие нашу Верх-Неню со всех сторон, мы с нетерпением ожидаем прихода весны, которая должна заявить о себе со дня на день, – сказал нам Николай Базанов.

Ельцовский район.

Фоторепортаж