Бенефис ириса

У авторов работ выставки, открывшейся в Арт-галерее Щетининых, один вдохновитель – нежный и прекрасный цветок-радуга

00:00, 22 марта 2014г, Культура 2627


Бенефис ириса Фото №1

Эти изысканно-волшебные цветы издавна побуждают поэтов и живописцев создавать произведения искусства.

История цветка уходит вглубь веков. В Египте его выращивали в садах фараонов, в Древней Греции им засаживали целые поля. На древнегреческом языке слово «ирис» означает «радуга», олицетворением которой в мифологии была богиня Ирида. Ее яркий образ запечатлел в своей поэме Вергилий: «Прорезая солнечные лучи, летела на своих шафрановых крыльях, окропленных росой, переливающейся всеми цветами радуги, Ирида». В 9 веке ирисы, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, начали появляться в монастырских садах Европы. Особенно широко радужный цветок стали выращивать в конце 19 века, а в начале 20-го он превратился в один из самых любимых в изобразительном искусстве стиля модерн.

На выставке в галерее Щетининых можно сразу выделить работы в характерном врубелевском лилово-сиренево-голубом колорите: «Сиреневый вечер» Екатерины Демкиной, «Ирисы утром» Елены Корчугановой. На холсте Натальи Гречневой «В моем саду зацвели ирисы» белые создания, кажется, тают в душистой дымке. Стилизованные формы листьев и лепестков удивительно совершенного цветка украшают предметы декоративно-прикладного искусства: керамическое блюдо «Вечерние ирисы» Татьяны Дедовой, тарелки «Синее волнение», «Матовый покой» и ансамбль из ваз и блюда «Смуглый аромат» Елены Волковой, ее шелковый палантин «Жгучая синь», шифоновые шарфы в технике батика Ирины Щетининой. Вообще, значимое место тема ирисов занимает в творчестве этой художницы. Ее «Ирис. Нежность» стал ключевым произведением в экспозиции, а «Магия ирисов», «Солнечные ирисы», «Вальс ирисов» и многие другие демонстрируют уже в названиях многообразие авторского подхода.

Несомненно, самой яркой на выставке стала картина алтайского классика, мастера натюрморта Майи Ковешниковой «Восторг. Лето. Ирисы». Поражают звучность и чистота красок, которые на холсте становятся многоцветными лепестками, и забываешь, что это всего лишь отраженная красота!

Художники много и часто пишут цветы, которые, как известно, их великие учителя. Чтобы постигнуть строение цветка, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. На открытии выставки известный автор больших, монументальных полотен Ильбек Хайрулинов признался, что третью часть его творчества составляют цветы. Новая картина мастера «К жизни» – философское размышление, своеобразный гимн творчеству, и изображение ирисов тоже несет смысловую нагрузку. Виталий Борисов представил две работы, противоположные по своему звучанию. Натюрморт «Букет» решен в жемчужно-серой гамме, а картина «Краски мая. Ирисы» светится внутренним светом и излучает тепло. Очень любопытен еще один мужской взгляд на столь изысканный цветок. Для Сергея Пашкова «Ирис на солнце» стал удачным творческим экспериментом в его мозаичной живописи,
а натюрморт «Ирисы» решен более традиционно – в нем необычайно красиво сочетание фиолетового и оранжевого.

Особое женское восприятие проявляется в темпераментных произведениях Юлии Кикоть. Ее «Диагональ любви», «Серебряные нити» в технике свободной росписи текстиля, холст «Нежное создание» решены в разном ключе, но несут один энергетический посыл через изображение цветов. Есть место и настоящей сказке на этом вернисаже. Наверное, из детства пришел к художнице Зое Гузеевой трогательный образ цветка ириса как «Дом для Дюймовочки». Как всегда, оригинальны работы признанного графика-портретиста Ольги Яуровой, имеющие очень личностное отношение к изображаемому. Порой кажется, что ее цветы – это живые, остро чувствующие существа. Яркий, звонкий «Фейерверк» и пастельно-мягкий «Мечтающий ирис» противоположны по эмоциональному заряду и действуют на зрителя как контрастный душ. Композиция Ирины Леденевой «Эфемерность» проникновенно лирична, изысканна и напоминает зрителю о кратковременности ускользающей красоты.

Нет сомнения в том, что грядущие поколения художников будут пытаться вновь и вновь уловить и увековечить мимолетную красоту природы, пик ее совершенства – цветок ириса…

Ирина КОЛЕСНИКОВА

Фоторепортаж